Тебе улыбался февраль

          МК
 
 
'Ты глядела в окно на жёлтый фонарь'.
Те же каштаны, ночи миг короткий
щемящий,
луна как серебряный мячик –
всё так же, как встарь.

Ты курила, накинув на плечи манто.
Я припомнил, что не купил батон,
под дождём – от Пигаль к вокзалу пешком.
Почему-то вдруг стало смешно.
Припомнил недавний день рождения
и то, как ты пила шампанское
из бокала, напоминающего
Священный Грааль,
'и тебе улыбался февраль'.
 
-
илл. Олег Ильдюков «Одна на двоих – линия», 2009
'' Эренбург И. В февральскую ночь, 1914
 
29.05.2017


Рецензии
Приветствую, Агата.
Была просьба рассмотреть это стихотворение с точки зрения, прежде всего, стилизации,
в данном случае Эренбурга. Ну что же, попробуем.
Мы уже говорили о стилизации определённых поэтов в целом, о той работе, которую предстоит
проделать, чтобы вникнуть во все тонкости стиля и так дальше. Однако, учитывая всё многообразие
поэтическое - стоит ли пытаться "объять необъятное?" В данном случае, мне представляется
есть смысл говорить об одном конкретном отдельно взятом стихотворении.
Поэтому логично его привести для наглядности.
.
Те же румыны, газа свет холодный,
бескровный,
Вино тяжелое, как медь.
И в сердце всё та же готовность
Сейчас умереть.

Я пришел к тебе. В комнате было темно...
Ты не плакала. Ты глядела в окно.
Ты глядела в окно на желтый фонарь,
И тебе улыбался февраль.
Ты спела мне милую песенку
О каком-то чужом человеке,
Который чистил дорожку от снега,
И о том, как был тонок и светел
Тот лучик, что по снегу бегал.
.

Прежде всего, необходимо для себя определить, а ЧТО, собственно, представляет из себя
данное стихотворение, и по форме, и по содержанию, и уже потом приступать к стилизации,
учитывая и то и другое. А по форме у нас "тоническое стихосложение" со всеми вытекающими.
Здесь не важно, дольник или акцентный стих, главное, что количество слогов меду иктами (ударениями)
не регулярно. Это очень долгий, обстоятельный, но в конечном счёте субъективный спор о преимуществах
и недостатках тонической системы. Отмечу только, что предполагает она "прозаизирование"
поэтической речи, а далее дело вкуса и читательского восприятия. Однако нужно учитывать,
что и приоритеты в тонике несколько смещаются, особенно технические.
Обратим внимание на рифму "исходника". Точных по сути только две: "медь/умереть" и "темно/окно",
всё остальное - ассонансные рифмы. Дело в том, что тонический стих, построенный на ассонансах,
а то и на небрежной приблизительной рифме, приближается к "свободному стиху", то есть верлибру.
А там требования к версификации (содержанию) особенно высоки, но об этом позже.
Впрочем, стихотворение написано больше века назад. А Маяковский со своей уникальной рифмой был
(да и остаётся) один, Бродский был - только в проекции. Это я о тех, кто понимал огромное значение рифмы
именно в тоническом стихосложении, лишённом упругой ритмической поддержки. Конечно, были и другие,
но они основной упор делали именно на образную содержательность, тот же Есенин или Мандельштам.
Ну а у Эренбурга, даже "холостая строка" (песенку) затесалась в текст.
Что же, надо отдать вам должное, всё то, что я отметил выше в стилизации воиспроизведено, в том числе
и "холостая строка" и ассонансы. Но и свои "фишки" введены. Например, разносложная рифма:
"напоминающего" и сложно подчинённое предложение на пять финальных строк.
Так что же нам остаётся для сравнительной характеристики? Разумеется, образный ряд того самого
"содержания". Которое, повторюсь, в тоническом стихе, лишённом упругой ритмической поддержки,
должно быть сверх плотным и насыщенным, где каждая стока близка к психоделическому
одностишию а-ля: "О, прикрой свои бледные ноги... " Хороша планочка?
Тем более, что вся эта психоделика вместе с катарсисом, крайне субъективная территория восприятия.
Так у Эренбурга даже мегаметафорики не наблюдается, это появится позже у некоторых современных авторов.
Ну а "Февраль" по большому счёту пейзажная зарисовка и не более того.
Под стать и стилизация. Так что если говорить о моей оценке, то как стилизация, весьма неплохо,
можно даже сказать - отлично! Но по пресловутому "общему впечатлению"...
Вот вам отдалённая аналогия. Например, автору удалось изобразить "романс" вековой давности,
но иной читатель (слушатель) давно отлюбил эти "романсы". Стихосложение - это область, в которой
особенно явно видны эволюционные процессы - от простого к сложному. И только в конце "пути"
у многих всё возвращается "на круги своя".
Тут другое подумалось. А смогли бы вы написать всё то же самое но на точной (вплоть до составной)
разнородной рифме? И пусть без "психоделики" и философии одостиший - бог с ними..
Такая рифма проникает друг в друга на морфемном, семантическом уровне. И для тех, кто слышит
сама по себе несёт огромное наслаждение, а смыслы в этом случае порой вытягиваются сами,
причём такие о которых автор даже и не подозревал при написании.
Конечно, это уже не будет стилизацией Эренбурга в чистом виде, но тем не менее,
для кого-то даже "улучшенный" вариант.
Надо бы дать пример наглядный именно по рифме. Ну что ж. У меня сейчас в работе,
как раз тонический стих, ну и рифма - моя богиня. Вот финальная строфа.
.-----------------------------------------------------------------------------

Пойми, задачи тебя удивить и не было здесь.
Так... наблюдения над наболевшим. Смесь
неритмичного с прозой, где рифма как мост. И хамы
имхо Стихиры, применив моветон, стоят,
злобно высмеивая всё то, что я
называю стихами.

------------------------------------------------------------------------------

Представляете, КАК мог бы зазвучать "Февраль" на т а к о й рифме?
О

Гольгертс   31.05.2017 19:21     Заявить о нарушении
Доброе утро Олег, мой день начался чудесно, ибо получить от Вас оценку "весьма неплохо, можно даже сказать - отлично!" - настоящий праздник, спасибо огромное!
Согласна, зачастую то, что нравится одним, другие уже отлюбили или не любили вовсе. Высшим пилотажем в поэзии считаю "тайнопись неизреченного" и "музыку". Музыка у каждого автора и даже у каждого стихотворения своя, но мне действительно интересно подобраться к расположению букв/звуков на "геометрических местах". Это пока недостигнутая планка. Думаю на этим, с удовольствием читаю Ваши стихи и, если что-то получится красивое, то 1му на суд принесу) Мб мои попытки были бы успешнее, если бы ограничилась только техникой структуризации текста, отодвинув на 2й план художественное/смысловое наполнение, однако хочется совместить звуковую структуру с сюжетом/фабулой и психоделикой/нелинейностью каждой строки. Благодарю за наглядный пример, ибо он полезен не только в качестве образца изящной работы с рифмами, а по сути является одобрением в попытках роста над собой. Пока не знаю, будет ли это "Февраль", но "на т а к о й рифме" обязательно что-то будет)

Агата Миллер   01.06.2017 13:35   Заявить о нарушении
Добрый день Олег, написала-таки "Февраль" на рифмах, но пока не "на т а к о й")
http://www.stihi.ru/2017/06/04/4926/

Агата Миллер   04.06.2017 13:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.