Кубышкин. Жизнь и творчество. Часть четвёртая

Начало: http://www.stihi.ru/2017/05/03/1658

КУБЫШКИН "В Степановке"

"И встал он - Хозяин Отечества,
Кормилец, певец и солдат,
Радетель за всё человечество,
И нету дороги назад."
    Александр Плитченко

Первые сибирские произведения военных лет носят интернациональный характер. Это и понятно, ибо в многонациональном Советском Союзе иного и быть не могло бы перед лицом ортодоксального фашизма, вызванного к жизни капиталистами США, Канады, Англии, Франции, которые, особенно первая парочка, сладко нажились во время первой империалистической бойни. К ним относится кино-сценарий" А. Бруштейн "Камень в лицо", в котором рассказывается о событиях трёхлетней давности, когда, "благодаря предательству правительства Чехословакия фактически мгновенно оказалась под властью фашистских оккупантов и тем самым породила очаги сопротивления среди чехов, как это было в пятнадцатом столетии при Яне Гусе.

Рассказ немецкого писателя-антифашиста В. Бределя "Его последнее письмо", в котором некий унтер-офицер Ганс Эрдлер цинично откровенничает, считая данную войну благой возможностью для мародёрства и прямой возможностью исполнения своей заветной мечты, которая заключается в страстном желании заиметь собственный домик на оккупированной территории и стать на ней вместе со своей семьёй "Уважаемыми людьми, которых побаиваются и которые могут сказать своё веское слово". И его мечты "сбываются"! Он с не отправленным письмом и с награбленными драгоценностями нашёл вечное упокоение "на изрытом гранатами поле". Оно-то и стало его могилой.

Савва Кожевников в своей статье "Сибиряки на фронте", приводя конкретные фамилии земляком, рисует впечатляющую картину массового советского героизма. Такого героизма, когда, бегущие в ужасе с поля боя фашисты кричат: "Сабырак, сабырак!.." и не находят спасения от советских мстителей-воинов. Особенность этого материала заключалась в том, что сама статья не только не только 2информировала" о подвигах фронтовиков, но ещё и служила настоящим пособием, инструкцией, своего рода "Наукой побеждать" нового времени для нашей действующей армии в решающем 1942 году.

"Пулемётчикам" Афанасия Коптелова это ещё предстоит сделать. Но они полны решимости "идти в бой за землю русскую, за родной наш язык, за Пушкина, за Маяковского, за Толстого и Горького, за Суворова и Кутузова, ибо, как пишет в письме накануне рейда для внезапного удара в тыл врага командир пулемётной группы своей супруге: "Мы не умеем стоять на коленях. Мы рождены, чтобы твёрдо - во весь рост - шагать по земле, отдыхать под ярким Солнцем, ласкать жён, растить детей, не знающих ни страха, ни уныния..."

В повести "В Степановке" М. Кубышкина иной расклад. Она выросла из одноимённого рассказа повествующего о трудовом героизме стариков и других колхозников в глубоком сибирском тылу.

Но прежде остановимся на ещё одном произведении 1942 года. Это военный роман Всеволода Вячеславовича Иванова "Проспект Ильича". Он был написан в Ташкенте и впервые опубликован в 2016 году журналом "Сибирские огни".

Авторы этих двух произведений не имели никакой возможности подглядывать друг за дружкой, но, между тем, у них наличествуют и удивительно сходные моменты в повествованиях, что напрямую свидетельствует о том, что идеи витают в воздухе. Так было и в творчестве А.С. Грибоедова и А.С. Пушкина. Их основные творения Души и сердца "Горе от ума" и "Евгений Онегин" имеют двойное дно, а в "Горе от ума" поэт-философ даже целый философский трактат "высшего значения" (те, кто тщательно изучал историю комедии восемнадцатого столетия, не могут в изумлении и удивлении воскликнуть о том, что "Горе рт ума", беря начало от античной комедии, это ещё и трактат по истории русской комедии этого времени. Это одновременно и та не достающая часть "Поэтики" Аристотеля... Вот какого поразительного свойства этот текст!), спрятал внутри комедии-трагедии.

Как у Кубышкина, так и у Иванова главные герои их произведений Василий Захарович Барабанов и Матвей Потапович Ковалёв хромые и оба подвержены по ходу повествования росту. Если первый внутреннему, гражданскому, то второй профессиональному, ибо от обыкновенного токаря завода, успев чуток попартизанить и повоевать при защите родного предприятия от врага, до директорского кресла. Правда, один в сибирском тылу, а другой на переднем крае сражений за свою землю, за своё социалистическое Отечество.

Сходны и тщеславные их моменты. Так, например, Василий Захарович при назначении председателя колхоза взамен уходящего на фронт мысленно прочит себя на это конторское место, по той причине, что он инвалид и его на войну не призовут. А когда Максим-печник из народа предлагает старательного в жизни и более опытного Никиту Палагина, обескуражен тем, что выбрали не его и свою горечь обиды жаждет залить самогонкой. Матвей Потапович же внутренне уязвлён тоже, но его гложет не зависть, а тот момент, что идея штамповки детали пришла не ему стахановцу и технически грамотному специалисту, а человеку из рабочей среды со стажем и опытом побольше.

Начинается повесть не с описания Степановки-деревни, а с описания её окрестностей с полями, покосами, низинкой к скверу с сибирской скудной флорой и фауной, 2с бугра со стадом коров и, лежащего "в траве и цветах" подслеповатого и седенького старичка, за которого по-хозяйски с разгильдяйками-коровами лихо управляется чёрный пёсик. Казалось бы на лицо сельская идиллия. Но не тут-то было! Ибо "в небе нарастает гул, рёв", и автор с первых же страниц ошарашивает нас тем, что "за Уралом идут бои, горит железо, льётся кровь, и по пыльным и дымным дорогам тянутся вереницы беженцев..." Одним словом, идёт война!

Тут же и суждения о ней. Старичок Петровский, ссылаясь на библию, пророчит то, что она будет сорок два месяца. Сергей Власов, пропитанный сталинской шапко-закидательной пропагандой, сомневается и качает головой. Мол, при такой технике "месяц, два - и всё затихнет. А Петровскому верить нельзя. Был слушок, что до революции он пароходами владел, миллионами ворочал..."

Вот так и при новой власти простые люди не выбрались из трясины самообмана и слепой веры то в бога, то в силу и величие коммунистической партии и её великих вождей - Ленина и Сталина. 

Конечно, сам автор об этом не рассуждает, ибо за подобные мысли можно было легко попасть в стан врагов народа и быть ликвидированным, как классовый элемент. Его, беднейшего из крестьян, пробивающегося в среду интеллигенции, отношение, пожалуй, ближе к круглой пацифистской луне, которая по ходу повествования "глядела на землю и недоумевала, силясь понять: что там случилось?" Поэтому-то сама повесть скорее не реалистической произведение о событиях первых месяцев войны, а повесть-мечта о том, как это могло бы быть при крестьянском самоуправлении. Правда, всё же с земным уклоном: показать в большей части положительную суть тыла.

Определённым достоинством этого является то, что Михаил Павлович обходится в своём повествовании без руководящей и направляющий силы коммунистической партии. В тексте нет ни одного упоминания о коммунистах и их вождях.

Определённо можно поэтому сказать, что "В Степановке" была воплощена Кубышкиным народная мечта о самоуправлении. Ведь, когда председатель колхоза и годные по состоянию здоровья селяне были призваны на фронт, оставшиеся старики и бабы (извиняюсь, женщины), выдвинув из своей среды более опытных в бытовании лидеров, стараются всячески не только проявить себя, но и не уронить честь, оставленного на их плечи колхозного хозяйства.

Сама по себе повесть Михаила Павловича хилого свойства. Нет в ней глубоко проработанных характеров, ярких личностей... Так, отдельные всполохи! Да и язык прост, обыден, без той внутренней мощи, какой обладает например, рассказ его земляка, Павла Лавреньевича Макидона, "Бюст вождя", который не стыдно поместить рядом с русскими классиками.

"В Степановке" - это, скорее, некий сказочный налёт, порождённый сталинской пропагандой с некой претензией на не бывалое бывает: чудо-богатырей прошлых столетий. И Кубышкин в данном отношении не одинок. В "Огненных днях" вместе с рассказом Михаила Павловича опубликована пьеса А. Успенского "Испытание чувств" с подзаголовком "Обыкновенные люди". В самом драматическом повествовании ими являются учёный-лесовед Алексей Гуров, его супруга, трое детей, молодой помощник-ученый Геннадий Леушев и его мать. Они-то с несколькими ружьями и небольшим запасом патронов вступают в целое сражение с высадившимися в лес немецкими десантниками. А сплачивает, подобно политруку и командиру, своих родственников и друзей в боеспособный отряд немолодой Гуров. (Мол, знай наших, мы советские люди, вас, фашистов, и голыми руками победим!) Сплачивает тем, что то и дело напоминает им правила жизни и борьбы в военное время: "каждый дом должен быть крепостью", "победит тот, у кого крепче нервы", "война выставляет напоказ всё лучшее и худшее в людях".

Точно так же, как обманутые и обобранные россияне должны вступить в борьбу за свои человеческие и гражданеские права не только с олигархасми, не только с чиновничьей бюрократией, но и с оккупантами из кремля, самый яркий представитель которых Владимир Владимирович Путин по Конституции Российской Федерации со всей своей правоохранительной, правительственной и судебной системами является ГАРАНТОМ этих самых прав и свобод.

А на самом деле выступает в роли крёстного отца государственной мафиозной структуры, которая без всякого зазрения совести грабит социалистическую, общенародную собственность, хотя по Основному закону "В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и ИНЫЕ формы собственности". Без всякой там дискриминации в ту или иную сторону. При всём этом единственный правовой и демократический источник власти в России, её "многонациональный народ", через референдум, то есть через "высшее непосредственное выражение" своей власти никакого права на этот самый грабёж не давал.

(В научно-практическом комментарии "Конституции Российской Федерации" под редакцией академика Б.Н. Топорнина (Москва. Юристъ, 1997 года), который вышел после всенародного голосования по Конституции Российской Федерации двенадцатого декабря 1993 года, пишется: "Конституция гарантирует равную защиту всех форм собственности. В отлтчие от ранее действующего законодательства, устанавливающего преимущества в защите социалистической и в особенности государственной, собственности, в ныне действующем законодательстве реализуется принцип единства квалификации и санкций за преступления против собственности, чьей бы она ни была. Таким образом, Российское государство охраняет собственность в её различных формах на равных основаниях").

Обращает на себя внимание то, что весь этот тихий государственный и антиконституционный переворот президентских верхов был произведён под эгидой божественной и православной мути. В результате этого бандитского беспредела девяностых годов Россия получила на великой преступной основе великое множество церквей, монастырей, но только не счастливую человеческую жизнь, которая с каждым днём становится всё хуже и хуже, ибо пропасть социального расслоения грозит новой катастрофической революционной бедой.


Рецензии
Наш главный враг - это собственный грех,
Он убивает навеки нас всех.
Только когда мы всё время с Христом,
Мы победим в этой битве с грехом.
Валерий, верить Божьей Любви желаю
и радостных побед со Христом.
С теплом христианским,

Лана Сапиенс   03.07.2018 23:33     Заявить о нарушении
Наш главный враг, уважаемая Лана, - это страх, который сидит в каждом из нас.
Поэтому нужно побеждать самих себя, то есть преодолевать тот звериный страх!
Благодарю за тёплый и сердечный отзыв!
Сибирь в лад!

Валерий Буслов   04.07.2018 05:38   Заявить о нарушении
Страх звериный только в том, кто не знает Божьей Любви.
Любовь изгоняет страх. С уважением и христианским теплом,

Лана Сапиенс   04.07.2018 09:57   Заявить о нарушении
Страх изгоняет только ТОЧНОЕ знание!
Только оно делает любовь счастливой!
Спасибо за свою позицию!
Сибирь в лад!

Валерий Буслов   05.07.2018 07:48   Заявить о нарушении
Верно, если нет знания Бога, то
не может быть и Любви Его в человеке.
Но Бог даёт всем, желающим знания,
знание о Себе в Слове Своём - Библии.

Лана Сапиенс   05.07.2018 12:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.