Мы просто люди

На вопрос «кто есть человек?» существует множество ответов, которые давали разные ученые разных времен и эпох.

Согласно Платону, сущностью человека является только душа, а его тело выступает лишь как более низкая и враждебная душе материя. В действительности, человек как бы разделяется на две неравноправные части, из которых высшей выступает идея, а низшей тело.

В противоположность Платону, Аристотель рассматривает человека как единство его души и тела, тесно взаимосвязанных друг с другом. И хотя тело должно находиться в подчинении у души, как наиболее возвышенной части, тем не менее, они не могут существовать изолированно.

В соответствии с современными достижениями науки существуют веские основания утверждать, что человек является продуктом эволюционного развития, в котором наряду с биологическими факторами важная роль принадлежит социальным.

Человек в своем существе, как свидетельствует опыт обыденной жизни, меняется очень мало. Мысли и страсти мало меняются от эпохи к эпохе или от народа к народу. Сей факт отметил и Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Когда Воланд рассматривал москвичей в Варьете, он сказал: «Ну что же, они - люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было. Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца … обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их».

Роман был написан в 1937 году, в 20 веке, сейчас на дворе 21 век. Прошло почти 80 лет, а «воз и ныне там». Все то же неограниченное количество «тел» и ограниченное число «душ» бродит ежедневно по улицам выполняя свои жизненные установки. Рассмотрим подробней, что подразумевает под собой «тело» и «душа».

В философии, человек рассматривается как личность, индивидуум, индивидуальность.

Индивидуум – характеристика, которой обозначают схожесть человека с другими людьми.

Индивидуальность – то, что позволяет отличить одного человека (индивида) от другого.

Личность – совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения. Это понятие используется как социальная характеристика человека.

Однако, всякий ли человек, личность? Личностью не рождаются, ею становятся. Процесс становления личностью напрямую зависит от самого человека, только он сам способен в себе эту личность создать, воспитать, выстрогать. Самая сложная работа – это работа над собой. Личность рождается в борьбе, в борьбе с собой, в первую очередь, то есть во внутренней борьбе, в преодолении чего либо, ради достижения наиболее высшей цели.

Автономия – независимое существование. Автономная личность – это личность, способная принимать решения и действовать в любой ситуации свободно, независимо, вне давления внешних обстоятельств.

Но всегда ли решения, принимаемые личностью пересекаются со словом «мораль».

Мораль – совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности
друг перед другом и перед обществом. Бок о бок с моралью, шагает понятие «нравственность» - степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни. Вот о следовании моральным устоям мы и поговорим в следующей главе.

Объяснение данных понятий на примере жизненных ситуаций и произведения М.Ф.Достоевского

«Преступление и наказание»

В основе произведения М.Ф.Достоевского лежит установка на поиск человека в человеке, убежденность в том, что человек - не “фортепианная клавиша”, руководимая разнообразными возмущениями внешней среды, что исключительно в самом человеке, в его природе - наиважнейшей способности не только различать добро и зло, но и осуществлять активный осознанный выбор между ними. Человек, по М.Ф.Достоевскому, только сам отвечает за собственные поступки в любых, даже самых неблагоприятных условиях - совершенное преступление и соразмерное нравственное наказание всегда неразрывно связаны, неразделимы.

В эпизоде, когда юный студент Родион Раскольников  отважился, решил совершить преступление и раскрывается его личность, проявляется автономия его личности. В данный момент важен сам факт принятия решения: моральный выбор – убить или не убить?  Человек, который способен принимать решения сам, независимо от кого- и чего-либо и есть личность, пусть даже эти решения будут радикальные, но они приняты, и приняты осознанно и свободно. Раскольников хотел доказать себе «человек ли он или тварь дрожащая». Совершив столь жуткий поступок, он доказал себе, что он человек. Тот самый человек, который способен на свободные поступки.

Однако, у каждого принятого нами решения, как правило, есть последствия. Решение принято, поступок совершен, но что же следует за всем этим? Верно – раскаяние. Осознание чувства ответственности перед обществом и в первую очередь, перед собой.  Моральные, нравственные угрызения совести, испытываемые человеком – это и есть путь становления личности, внутренняя борьба с самим собой. «В борьбе рождается личность».

 Заключение. Подведение итогов.

Моральная автономия личности. Этот принцип – завоевание Нового времени. Он означает, что личность самостоятельно осуществляет выбор нравственных принципов и способов своих действий, а потому несёт ответственность за свой выбор перед самим собой и перед человечеством. Автономия личности предполагает, что о человеке следует судить по его личным качествам и поступкам, а не по происхождению, цвету кожи, религиозным убеждениям, принадлежности к социальной группе и т.д. Этот принцип предполагает не только уважение к человеку, но и наличие у него самоуважения, чувства собственного достоинства.

Большое значение в осуществлении морального выбора играет субъективный фактор. Человеку приходится решать, не противоречат ли какие-то притягательные для него ценности каким-то не вполне осознаваемым интересам сохранения и развития собственной личности. Ограниченный диапазон возможностей или их содержательные контексты (например, противоречащие потребностям индивида) затрудняют осуществление выбора. Часто человек отказывается от свободы, только бы не реализовывать мучительный для него выбор. Так, можно утверждать, что человек «брошен в свободу», т. е. обречен на выбор, поскольку даже отказ от избрания какого-либо из альтернативных вариантов поведения также есть выбор.

Каждый человек подвержен влиянию извне, кто-то более, кто – то менее. Прогнуться и подвергнуть себя влиянию – проявление слабости. Наша жизнь только в наших руках. Расправить крылья и гордо идти, преодолевая преграды,  во что бы то ни стало – удел сильных, независимых. Сложить крылья и плыть по течению, ожидая случайных поворотов судьбы – удел слабых. Никогда не поздно расправить крылья и взлететь вольной птицей над собственной жизнью. Кем быть? Дело лично каждого. Стоит лишь принять решение и судьба не заставить себя долго ждать. Будет ли это падение или взлет? Время покажет. Позже останется лишь причалить к берегу, набраться сил для следующего взлета, вновь расправить крылья и лететь. Sic vita truditur или C'est La Vie, если угодно.

Каждый день жизнь нас заставляет делать выбор, принимать решения, от которых наш жизненный путь меняет направление в ту или иную сторону. Все в нашей жизни можно изменить. Все, кроме того что уже сделано. Когда жребий уже брошен и пути назад нет. В тот момент, когда летит монетка, мы уже подсознательно знаем, какой стороной мы хотим, чтобы она упала, не так ли?


Рецензии