Взор-64

ВЗОР

Пятикнижие

Книга вторая

А сейчас нам осталось отметить “итоговое” свойство Единого Бога — неизменяемость  да аккуратно выписать в завершение все общие качества Божества. Правда, мы и раньше уже говорили о  причинах неизменяемости Бога-Духа, но это были  только научные представления и наши собственные догадки.  Вкратце  повторим их и дополним  истинами православной догматики, которые автор открыл для себя в последнее время.

Триединое Божество  не может изменяться уже потому, что Оно бесконечно и  вечно. Вечность же и бесконечность не могут быть дополнены даже малейшими  изменениями, поскольку и вечность, и бесконечность вбирают в себя все без исключения явления, так что кроме вечности и бесконечности уже больше ничего не остается.  Даже сотворение Богом материального мира, принципиально отличного от Божественного Абсолюта, ничего не прибавляет к вечному и бесконечному бытию Вседержителя. Во-первых, что к вечности и бесконечности ни прибавляй, они всегда остаются самими  собою — вечностью и бесконечностью; и во-вторых, наша Вселенная всё равно растворена (хоть и не расторяемо) в вечности.

Неизменяемость Бога-Духа следует также и из того, что в вечности и бесконечности все события происходят  сразу в прошедшем, будущем и настоящем  временах,  совершаются  одномоментно, враз, сплошным незменно-изменяющимся потоком, который образует единство, а единству любые изменения противопоказаны.

Святое Писание неизменяемостью в Боге считает такое Его свойство, по которому  Он  постоянно пребывает один и тот же и в Своем существе, и в Своих силах и совершенствах, и в Своих определениях и  действиях. Для Бога не существует  изменяемости, свойственной  человеку, природе, в Нем нет и тени перемен, о чем Он свидетельствует Сам: “Аз Господь Бог ваш и не изменяюсь” (Малах. 3, 6).

Святые отцы Церкви так объясняли Божественную неизменяемость. В Боге не может быть никакой приемственности и последовательно-сти, и потому Он вечен, неизменен. Изменяемость ведет к лучшему или к худшему, но Бог совершенен и потому меняться не может. Неизменен Бог и потому, что к Нему невозможно что-либо прирастить или   что-либо от Него  убавить. Божественные желания и свершения ни в чем не расходятся друг с другом, а значит и воля Бога-Духа изменениям не подвластна.
Таким образом, являясь всемогущим по творческим планам и деятельности, Триединый Бог целостен, един и неизменен. Как говорят богословы, в бесконечных изменениях Своих Он неизменяем.  Вот что такое Бог в Самом  Себе, таким предстает Он перед нами из Его собственных Откровений, из Святого Писания и из наших догадок, которые мы рискнули вынести  на строгий читательский суд.

Всё наше повествование строилось на основных свойствах Божьих, которые мы перечислим ниже.
 
— Бог есть Дух;
— Дух нематериальный, невещественный;
— лишенный  всякой сложности, совершенно простой;
— безграничный, бесконечный;
— не имеющий никакого образа;
— невидимый;
— неизменяемый;
— нетленный, вечный;
— обладающий самосознанием, разумом;
— свободной волей;
— являющийся личностью, существом разумно-нравственным;
— обладающий постоянной жизнью  и непрестанной деятельностью;
— беспредельный (чуждый вякого недостатка, бесконечно великий, всеславный);
— самобытный;
— независимый;
— неизмеримый и вездеприсутствующий;
— всемогущий (в общем и целом, в творении, в промышлении, во владычестве, в совершении чудес, в распространении и сохранении христианской веры, в попечении о спасении верующих);
— всеведующий;
— обладающий высочайшей премудростью;
— высочайше свободный;
— совершеннейше святой;
— бесконечно благостный, любвиобильный;
— совершеннейше истинный и верный;
— бесконечно правосудный.
К этим общим свойствам, закрепленным в Догматике, мы бы рискнули добавить следующие:
— Бог единый и целостный;
— трехипостасный (Бог Отец, Бог Сын, Бог  Дух Святой);
— обменивающийся своими свойствами с Ипостасями;
— с точки зрения логики, бесконечно развертывайющий в вечности триады образов бытия  и  вновь свертывающий их до бытия Троицы и полного единства.

Напомним, что Всемогущий Бог обладает еще и другими, беспредельно многими свойствами, но они для нас непостижимы, немыслимы и о них в Откровениях нам пока ничего не сказано. Впрочем, и тех, что нам известны, вполне достаточно, чтобы представить величественный образ Вседержителя,  дейстивтельно, достойного и земной, и небесной славы.


Рецензии