Антисадизм

(С подачи Ларисы Селюгиной!..)
http://www.stihi.ru/avtor/zarina7

* * *
В силу двойственности всего сущего, в практической психологии должно присутствовать
не только принятие негативных качеств (например, легкой склонности к садизму), но и
равновеликое противостояние им.

Ведь что такое садизм? Это причинение боли и страданий другим с радостью и
удовольствием. Как у Высоцкого в "Горном эхе": "Всю ночь продолжалась кровавая
злая потеха, ПОТЕХА. И эхо топтали, но звука никто не слыхал, никто не слыхал.
К утру расстреляли притихшее горное, горное эхо, и брызнули слёзы, как камни из
ранен(н)ых скал".

Слегка зафиксировав внимание на явлении садизма, можно легко проследить его
истоки. В постоянной и непримиримой борьбе всех против всех, крайней формой
которой является вооружённое противостояние, физическая победа над противником,
его гибель сопровождается радостью, в связи с собственным избавлением от
опасности и смерти. Значит, садизм является извращённым отголоском инстинкта
самосохранения. Есть разница между признанием наличия этого извращённого
отголоска в своей душе и его принятием.

То же относится и к другим негативным качествам. Поэтому учителя психологии,
призывающие к их принятию, либо недостаточно внимательны, либо духовно нездоровы.
С равным успехом они могли бы призывать к принятию болезней, которым наш организм
противостоит естественным образом с помощью иммунитета. Система здравоохранения
является его внешним продолжением и подспорьем.

Физический и психологический садизм, направленный на самого себя, называется
мазохизмом и является его (садизма) логическим завершением. Начавшись с инстинкта
самосохранения, он перерождается в инстинкт самоуничтожения, то есть, в свою
противоположность.

Его тонкой разновидностью являются религиозно-философские системы, направленные
на полное угасание души и тела в нирване. Поэтому, невзирая на огромное
положительное этическое и культурное содержание буддизма, он содержит в себе
привкус очень хорошо задрапированного мазохизма. Как у Высоцкого в песне
"Товарищи учёные": "Собак ножами режете, а это бандитизм".

Восьмеричный путь буддизма, направленный на полное угасание души в нирване
(а нирвана так и переводится – "угасание") является самым элегантным духовным
бандитизмом из всех изобретённых человечеством, да простят меня братья-буддисты.

Истины, прославляющие полное угасание, то есть смерть, и зовущие к отказу от
жизни, едва ли можно считать благородными. Об этом знает каждый малыш,
присосавшийся к мамкиной титьке. Недостаток титек в более зрелом возрасте
приводит к разочарованию в жизни и стремлению поскорее избавиться от колеса
перевоплощений. В некоторых исключительных случаях к тому же приводит их избыток.

Проследив трансформацию инстинкта самосохранения в садизм, а затем и в мазохизм,
зададимся вопросом: может ли иметь эта последовательность продолжение? Что должно
следовать за мазохизмом в "периодической системе" психологических элементов?
Обладаем ли мы достаточно устойчивым вниманием, чтобы разглядеть продолжение
цепочки (инстинкт самосохранения)-(садизм)-(мазохизм)-(...)?

Если противоположности в ней чередуются через одну, то следующим её звеном должна
быть противоположность садизма, то есть радость и удовольствие от сотворения
добра другим людям, крайней формой которой, ближайшей к мазохизму, является
самопожертвование, а более нейтральной – помощь другим без ущерба для себя.
Замыкается эта цепочка инстинктом самосохранения рода, который (инстинкт)
проявляется в милосердии и братской взаимопомощи.

Так мы получаем кольцевую структуру, напоминающую годовой цикл. Я бы соотнёс
мазохизм с осенью, когда природа (и мы вместе с ней) наслаждается своим увяданием:

* * *
" Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы".

(А.С. Пушкин)

"Седой зимы угрозы" хорошо соотносятся с переходом к садизму зимы, жестокость
которой подтвердят не только зайцы, но и волки, промёрзшие до костей, и прочая
живность. Тогда весну можно соотнести преимущественно с индивидуальным инстинктом
самосохранения, когда каждый борется за своё возрождение и выживание. А лето – с
милосердием и братской взаимопомощью, бесчисленные примеры которых нет смысла
подробно перечислять.

Завершая, можно сказать, что милосердие является антисадизмом, а инстинкт
самосохранения – антимазохизмом. Этим ещё раз подтверждается всепронизывающая
двойственность всего сущего.

(2017)


Рецензии
Как великолепно пишет автор!.. И как жаль что не все это понимают, вдаваясь в сухую арифметику.
Вдохновения Вам, дорогой Василий, пусть Ваша проза и Ваши песни и впредь наполняют наш мир своим удивительным светом!..

С теплом и уважением, Агниша.

Агниша   12.02.2018 00:26     Заявить о нарушении
Спасибо, Агниша!..

С глубоким уважением, В.С.

Василий Слынько   13.02.2018 13:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.