Святитель Николай Мирликийский. Даниил Сысоев

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Поздравляю вас всех с днем памяти святителя Нико­лая Чудотворца! Древние пророки Иезекииль и Иеремия были посланы Богом для обличения еврейского народа и пастырей Израиля, которым было сказано: «Горе пасты­рям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец заколали, [а] стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерян­ной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью. И рассеялись они без пастыря и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому. Блуждают овцы Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои, и никто не разведывает о них, и никто не ищет их» (Иез. 34, 2-7).

Господь говорит: пастыри Мои не пасли народ Мой, не пасли овец Божиих, жирных они закалывали, шерс­тью ее одевались, на пастбище их не водили, убежавшую овцу не отыскивали и пасли они овец с жестокостью. И Господь обещает это беззаконие прекратить и поста­вить для народа новых пастырей, которые будут посту­пать по сердцу Божию.

Так Бог предсказывает пастырство Нового Завета, архипастырем которого является Господь наш Иисус Христос: «Я есмъ пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня» (Ин. 10,11-14).

Наемнику главное — набить свои карманы, и иметь стабильный доход от овец, а пасти и заботиться о них не нужно. Святитель Николай, которого мы сегодня прославляем, — это образец пастырства во Христе. Истинный пастырь участвует в пастырстве Христа. Мы просим Николая Чудотворца такими словами: «Святи­теле отце Николе, моли Бога о нас!» Мы называем его отцом не потому, что он нас по плоти родил, и не потому, что он нашей нации, а потому что он о нас отечески заботится. Пастырские наклонности Господь заложил в святителе Николае еще в самом начале, он еще с юно­сти стал заботится о детях, даря им различные подарки. И до революции у нас на Рождество подарки детям при­носил не языческий бес — Дед Мороз, а святитель Нико­лай (Санта-Никалаус).

Вспомним первый эпизод из жития святителя, когда он узнает, что один разорившийся отец хочет «отдать на панель» своих дочерей, чтобы они ему таким обра­зом зарабатывали деньги. Узнав об этом, юноша Нико­лай ночью трижды подбрасывал во двор этой семье мешочек с золотыми монетами. Здесь будущий свя­титель проявил одновременно и скромность, и дели­катность: чтобы хозяин дома не отказался от денег, Николай освобождал его от благодарности и проявлял христианскую скромность, не желая награды на земле, а желая награды от Отца Небесного.

Пастырство его проявилось и в епископском служении. Пастырь — это молитвенник, это ходатай о словесных овцах. Священ­ники — это молитвенники за свои грехи и грехи пасо­мых. Святитель Николай молитвенность приобрел еще до рукоположения. Когда собрались епископы избрать нового епископа, то Дух Святой им сказал, что еписко­пом будет тот, кто первым войдет в храм. Они никому об этом не сказали и всю ночь тайком сидели непода­леку, подстерегая первого вошедшего. Первым вошел Николай, который был уже известен во всем городе; они на него набросились, он попытался сбежать, но его свя­зали омофорами.

Его поставили епископом в городе Миры, и там он продолжал быть пастырем. В его житии описывается страшный эпизод: Николай двенадцать лет пастырствовал в яме. Во время гонений Диоклетиана в 304 году он был посажен в тюрьму, в каменный мешок. Всех, кого сажали в тюрьму, Николай учил христианству, в темнице совершал Божественные Литургии, поддерживал муче­ников, которые шли на смерть за Христа. Он молился, чтобы Господь сподобил его мученической кончины, но Господь ему ее не дал. Выйдя на свободу, святитель Николай подтвердил свое пастырство, уча христиан вере и оберегая их от лжеучения.

Многие думают, что хоро­ший пастырь должен быть только добрым, но не стро­гим. Но хороший пастух, если видит, что овечка пошла есть ядовитую траву, должен взять палку и гнать ее с того места. Овца будет с возмущением блеять, говорить, что поруганы ее конституционные права, но, тем не менее, будет сохранена ее жизнь. Пастырь должен не только проповедовать Евангелие, но и обуздывать ереси.

Житие Николая Чудотворца гласит, что, выйдя после заключения на свободу, он сразу же встретился с ере­сью Савелия Ливийского. Был такой священник Саве­лий в III веке, который учил, что Отец, Сын и Святой Дух — это одна и та же личность. Не три Я, не три само­сознания, а один Бог, Который надевает три маски. По его учению, иногда Бог является как Отец, иногда — как Сын, а иногда и как Святой Дух, но на самом деле это один Бог с тремя масками. Против этого лжеуче­ния, которое противоречит Евангелию, восстал святи­тель Николай и в скором времени искоренил его

Более того, он проявил свое пастырство тем, что, как Хри­стос, пошел в чужие дворы. Как у нас часто относятся к сектантам? Говорят, что они нехорошие люди, разру­шают культуру, отрывают людей от семьи, от государ­ства — это все правда! Они действительно разрушители! Но настоящий пастырь что должен сделать? Он должен привести сектанта в православие. Как говорит один наш современный миссионер, отец Олег Стеняев: какая самая лучшая победа над сатанистами? Сделать сатаниста православным!

И именно этим путем пошел святитель Николай Мирликийский. Он пошел в общину маркионитов, еретиков, которые отвергали половину Библии, весь Ветхий Завет, беседовал с двумя епископами-еретиками и, обратив их в православие, присоединил и всю их общину.

Пастырская ревность святителя Николая проявлялась и по отношению к язычникам. Он не счи­тал, что христиане должны ограничиваться своей общиной. После прекращения гонений на христиан он собрал всю христианскую общину и пришел на язы­ческий праздник Артемиды. На этом празднике возле капища языческой богини он стал петь христианские гимны. Бесы, сидящие в капище, моментально сбе­жали. Святитель Николай, войдя в капище, разрушил его и на развалинах построил христианский храм, в котором позднее и был похоронен. Этот храм до сих пор сохранился, он находится в турецкой провинции Анталия.

Наступило великое испытание для Церкви, в 325 году Церковь оказалась охвачена новой страшной ересью ари­анства, отзвуки которой слышны до сих пор. Арий гово­рил, что Иисус Христос — это творение Отца, не Сын, порожденный из сущности Творца, не Бог от Бога, еди­носущный Отцу, как учит Церковь, а некое высшее тво­рение Отца, Которое было создано Богом как некое орудие, при помощи Которого Он создал мир. Ариане до сих пор по двое ходят по улицам, но сейчас они называются Свидетели Иеговы. Основателем этой ереси был пресвитер Арий, который в городе Александрии совратил в свою ересь одну треть клириков, по анало­гии со своим научным руководителем, который оторвал одну треть ангелов.

Святитель Николай Мирликийский выступил про­тив Ария на I Вселенском Соборе. Николай Чудотворец, был возмущен ярым богохульством Ария, который уже не мог удержаться в рамках логического разговора, дис­пута и начал хулить Иисуса Христа. Святитель Нико­лай заушил его, за что немедленно был отцами Собора лишен сана и посажен в темницу. Мы знаем, что в эту же ночь Иисус Христос и Богородица вернули ему омофор и Евангелие. Христос явился многим отцам Вселенского Собора и сказал им: Николай заступился за Меня, поэ­тому достоин чести, а не наказания.

Николай Чудотворец был соавтором первой половины Символа Веры, кото­рый мы с вами поем.

Святитель Николай защищал своих чад не только духовно, но и физически. Мы знаем одно из чудес, когда по просьбе Николая Угодника было остановлено судно провианта, направлявшееся в Константинополь. Он самовластно сгрузил часть провианта для накормления города, но судно пришло в Константинополь пол­ным, так как Господь явил чудо и умножил в его трюмах пшеницу, которая предназначалась для император­ского двора.

Мы знаем, как святитель Николай умолял императора Константина, чтобы тот снизил налоги для города Миры, так как тот пострадал от страшного неу­рожая. Таким образом, святитель Николай проявил себя не как пастырь, но и как хороший администратор, кото­рый не стесняется упрашивать государственную власть и склонять ее в пользу христиан. Самый знаменитый образ Николая Чудотворца, из которого возник образ Николая Можайского с мечом в руке, появился так. Три знатных гражданина были оклеветаны перед императо­ром, и правитель решил предать их казни, ложно обви­нив в измене. Их вывели на площадь, но в это время святитель Николай прибыл в Константинополь и, узнав о случившемся, взял с собой друзей-генералов, отряд солдат и пошел на место предполагаемой казни. Он уви­дел, как палач заносит меч над головой одного из осуж­денных. Святитель Николай подбежал, выдернул меч палача и сказал: «А где правитель Евтропий, который вынес несправедливый приговор?»

Евтропий услышал и, как в таких случаях бывает, прикинулся больным, сказав, что никого не прини­мает. Святитель Николай, забыв положить меч, разма­хивая им, вместе с тремя генералами и отрядом солдат подошел ко дворцу и постучал в дверь мечом, зовя правителя выйти. Слуги испугались и сказали, что его нет дома. На что Николай Мирликийский обли­чил правителя во лжи и потребовал пропустить его. Слуги отказались, тогда он приказал трем генералам и солдатам ломать двери. Они выломали двери дворца Евтропия. Он же услышал, что за ним пришли, убе­жал и забаррикадировался в спальне. Святитель Нико­лай приказал ломать дверь и в нее, солдаты выломали ее и вытащили перепуганного Евтропия из-под кро­вати. Николай Угодник обличил его, пригрозив, что если подобное повторится, то он будет на него жало­ваться императору.

На следующий день трех генералов, бывших со свя­тителем, тоже оклеветали и хотели казнить. Тогда Нико­лай Чудотворец явился во сне императору Константину и пригрозил разрушить Константинополь, если невин­ные не будут отпущены. На следующее утро император Константин, собрав суд и установив невиновность гене­ралов, приказал их отпустить. Они отправились отбла­годарить святителя, но приехали ко дню его похорон 6 декабря.

И после смерти он продолжает помогать всем нам. Все знают, что святитель Николай источает неисчерпа­емое море чудес. В сложной ситуации нужно молиться Николаю Угоднику. Если случился неправедный суд, то нужно прочитать акафист Николаю Угоднику, и все решится справедливо, после акафиста святителю Нико­лаю происходят внезапные изменения — то заболеет судья, то состав суда поменяется.

До сих пор происхо­дят примеры бесчисленных исцелений от мощей святи­теля Николая.

Святитель до сих пор пастырствует, желая, чтобы мы с вами были овцами Отца Небесного.

Давайте же мы в день его памяти, прославляя образ кротости и правило

веры, укрепимся в правоверии, которое изложил для нас святитель Николай. Давайте будем хранить чистоту веры и чистоту жизни, будем смиренными, кроткими овеч­ками, идущими по путям Николая Чудотворца, чтобы получить Царство Божие!

Храни вас всех Господь!

(Проповедь отца Даниила Сысоева в день памяти святителя Николая Мирликийского)


Рецензии