К картине К. Васильева Жница

Ночь согнала с поднебесья
Зной надоевший  с утра.
Чуть народившийся месяц
Вышит, как ковш серебра.

Нива склонилась устало -
Гнутся колосья к земле.
Жница во поле… устала -
Нет уже силы у ней.

Как же Художник любовно
Образ её передал,
Русской красавицы скромной.
Синий веночка овал

Словно в колосьях пшеницы
Вырос в её волосах.
А на груди нашей жницы
Русая дремлет коса.

Очи задумчивы. В позе
Девицы нежная стать.
Жница припала к берёзе.
Тонок у деревца стан.

Светится взор васильками,
Только тоска в нём и грусть.
Будто густыми хлебами
Обнял ту девушку груз.

Видим: одна она в поле -
Образ страданьем томим.
Мы в безысходности долю
Женскую с автором зрим.


Константин Васильев часто в своих картинах использовал символы. И на этом полотне пролеживается подобная связь.
Луна символизировала изобилие, возрождение, бессмертие, оккультную силу, интуицию, целомудрие, но также и непостоянство, изменчивость и ледяное безразличие.Полумесяц — символ прироста и возрождения, что связано со сменой лунных фаз; два рога полумесяца означают удвоение, поскольку рог является символом изобилия. В христианской иконографии Деву Марию нередко изображали с полумесяцем, символизировавшим Ее чистоту и непорочность.
Ночь символизирует враждебные влияния, страх и тревогу.
Серп издревле считался не просто орудием жатвы, но и символом урожая и благоденствия, был объектом почитания, предметом-оберегом.
Серп у славян являлся и знаком августа, так временя сбора урожая нашло
отражение в названии месяца, например: восточно-славянское сръпенъ.

Наряду с дубом береза  – одно из самых почитаемых деревьев у славян.
Является символом света, чистоты, женственности, олицетворением  русской
природы, символом России. В былинах, сказках легендах происхождение березы  обычно связывают с превращением в неё девушки, чаще всего  кем-то обиженной.

Засеянное поле (нива)- символ  прибыли,достатка.

Васильки — символ святости, уважения, нежности, простоты. Наши девушки плели венки из 12 цветков, одним из которых был василек — символ преданности и верности.


Рецензии