Шутники и линии политики

Иллюстрация : а вот такую обложку мне друзья в своё время подарили. Не знаю, что там внутри было, и писалось, о чём... НО ВПЕЧАТЛЯЕТ !!!
А закон Ома буржуином придуман, по фамилии Ом. А, Джоуль, Ленц, унд цэтара...
Во, кружили нам мосх, в те времена...
:-)

ЭПИГРАФ : Человеческий язык необычайно подвижен: за одну минуту делает около 80 движений. У замполитов бывает и все 160.
"Биосопромат", конец цитаты.



И покатила-поехала, после апреля 1985 года, перестройка.  Что за зверь ? Куда ехать, кому перестраиваться, как это должно происходить ? Никто толком не знает, но по зову Миши «с отметиной», все что-то пытаются изображать.
Перестройку надо начать с себя ! А где программа действий ? Всё так же живём, но только и разговоров о ней, о перестройке. На собраниях, в курилках, по ящику программу «Прожектор перестройки» крутить начали. Демократия, глоток свежего воздуха в стране за «железным занавесом».

Армейские политработники, вдохновлённые массовым порывом, испускают директиву в армейские массы : нужно доложить на «верха», кто и на сколько процентов перестроился.
Отцы-командиры озадачились решением данного вопроса.
И после долгих раздумий выдают сводку, всего личного состава с указанием процентов, кто, так сказать, и насколько.

Подробно не вспомнить, но картина вырисовывалась, приблизительно,  следующая :
Командир полка, он же цвет, он же пример для всех, он же…- на 70 %.
Его заместители, они же цвет, они же пример для всех, они же…, но рангом пониже - на 60 %.
Командиры эскадрилий, они же цвет, они же пример для «рангом пониже», они же…, но рангом ниже - на 50 %.
Остальные, кто рангом ниже - от 30 до 40 %.
А вот, кто на самом низу служебной иерархии - от 10 до 20 %.
Нарушители воинской дисциплины и прочие «залётчики» по различной тематике - от 5 до 10 %.
Гражданский персонал – от 5 до 15 %. Здесь всё от степени «приближённости» к отцам-командирам зависело.
Процесс пошёл ! Процесс идёт ! Процесс в развитии !
Все охвачены массовым кличем главы государства.
Кстати,  такая директива приходила в полк только один раз. Почему ?
Думаю, что, армейские политработники сами осознали бесполезность подобных отчётов.
Если бы ещё раз, то процент надо задирать выше, а там уже и до 100 % подкатывает !
Если притормозить, то нагоняи были бы, «Почему тормозите процесс, почему… ?»
А если до 100 процентов догнать ? Всё ! Перестроились ! Работе – конец !
Живи и радуйся, перестроившееся племя !
Такое вот бремя, выпало нам, в своё время.
Было…

А мы продолжаем «оперивать» переменный состав из стран Северной Америки, Азии и Африки.
Работы много для всех. На старт ставим по 22-25 самолётов, да резервные борта ещё. На случай, если отказы произойдут, подменить, значит.

Рабочий день продолжается столько, сколько нужно. До победного, так сказать, выражения заместителя командира полка по инженерно-авиационной службе :
- Всё ! Тебе на сегодня хватит ! Можешь быть свободен.

По-разному было.
Как-то, на исходе первой смены, был вызван на КП инженера.
Зам по ИАС, нервно и раздражённо :
- 10 бортов по твоей специальности вывалилось, делай, что хочешь, но чтобы к началу второй смены, они были введены в строй. Или по обстоятельствам. Но, чтобы побольше самолётов ввёл ! Ты старший инженер у меня ? Или как ? Вот тебе список бортов и отказы, что на них произошли.
А тут ещё и комиссия из училища, политработники. По старту шастают, с техсоставом беседуют, работать мешают. Отказов сегодня что-то уж много. Всё понятно ?
Берёшь УПГ-250 ( универсальная передвижная гидроустановка) и вперёд ! Она вам в ТЭЧ (технико-эксплуатационная часть) сейчас нужна будет. Только шасси отхлопали. Сейчас борт туда буксировать будут, гидроцилиндр уборки стойки потёк, снимешь с любого, что на козелках в ангаре стоит, потом со склада АТИ (авиационно-технического имущества) получит эскадрилья. Давай, удачи !


Спускаюсь с КП инженера, отдаю честь подполковнику в военной форме в очках из комиссии и запрыгиваю в кабину УПэГэшки.
Водитель гражданский :
- Что-то у вас сегодня не ладится, отказов столько ! С самого утра по старту катаюсь. То там, - хлоп-хлоп шасси, то на другом его конце.
- Бывало и хуже, - ему в ответ. Из кармана извлекается ежедневник, отпечатанный в типографии училища, очень удобный. Листов много, планы на каждый день пишем. План работы – слева на развороте, справа - пустая разграфленная страница для заметок и т.д.

При подъезде к воротам ТЭЧ, очерёдность ввода становится очевидной.
Этот борт на газовочную площадку, этот следом за ним пойдёт – обороты режима «максимал» регулировать надо, этот сразу на козелки – концевые выключатели смотреть будем, стойки не убираются, этот – чуть позже, пока стойку с донора снимут. В общем, вырисовывается картина, согласно которой можно будет ввести максимальное количество самолётов к началу второй смены полётов. Всё ясно. Поехали !

Начальники групп регламентных работ, уже встречают, шеф прозвонил и задачу поставил.
- Задача ясна ? Даю указания, кто и что должен делать. И закипела работа.

Вывесили на козелках, УПГ под давление, люки концевых выключателей стоек шасси сняты, кран уборки шасси в положение «Убрано». Длинной силовой отвёрткой нажимаю на концевик правой стойки шасси, не этот. При такой же операции на левой стойке, она страгиваются с гидрозамка.Вот причина !
Регулирую, контрольная уборка-выпуск, раз 5, всё в норме. Первый пошёл !
«Произведена регулировка винта концевого выключателя левой стойки. Вывернут на 2 оборота, законтрен, поставлены новые контрольные риски красной краской. Самолёт к полётам допускаю». Должность, звание, ФИО, подпись.

К этому времени уже снят левый гидроцилиндр уборки-выпуска левой стойки шасси для другого борта с самолёта-донора. Снова на козелки, снимается гидроцилиндр, регулировочные работы, шасси хлоп-хлоп, контрольные риски. Второй пошёл !

На козелки поднимаем третий самолёт. Здесь проблемы с концевиком передней створки шасси, следов подтекания гидравлического масла АМГ-10 нет, но стойки шасси были выпущены при посадке аварийно. Тут всё просто, даю команду отвернуть штепсельный разъём, и в него ставлю «жучка», на 2 контактные «мамы» из контровочной проволоки  0,8 мм. Разъём обратно, гоняем шасси, всё отлично работает. Вот таким методом исключаю из работы концевой выключатель сигнализации открытого положения передней створки шасси. Нельзя дорабатывать таким методом, на отечественных самолётах таких устройств нет, ибо по схеме без них вполне можно обойтись, а здесь…
Напишу отдельный рассказ, что из этого получилось на итоговых сборах инженерного состава по самолётам и двигателям в славном городе Таганрог в декабре какого-то года. Было дело !
Вначале запаивал на самом микровыключателе выводы, исключая его из работы, а потом в ход контровочная проволока пошла. Дёшево и сердито ! А сколько предпосылок удалось таким образом избежать. Но об этом, другой рассказ будет.

Но что-то надо писать о мероприятиях по устранению дефекта. Пишу, что произведена промывка штепсельного разъёма, самолёт к полётам допускаю. Должность, звание, ФИО, роспись. Третий пошёл !

Ещё один борт подтащили, у него кабина не герметична. Тут тоже просто, надо менять три резиновые гофрированные прокладки на выводах тяг управлением по крену, тангажу и рысканию. Длительный процесс : пока тяги отстыкуют, пока снимут, смажут, поставят, законтрят гофрированные прокладки, состыкуют тяги. Пооперационный контроль плюс фотографирование сочленения тяг. Ещё и кабину на герметичность проверить надо. Но процесс уже в работе.

В этот момент замечаю подполковника-очкарика, который со старта пешком до ТЭЧ дошёл. Ходит, бродит по территории, содержимое стендов изучает, по сторонам взгляды разбрасывает, пытается поговорить с личным составом и что-то в свой блокнот записывает.

Два самолёта уже стоят на газовочной площадке. Прыгаю в один, у него почти подпредельная температура выходящих газов, но смену, две три ещё сможет полетать. Бегу в группу САК (система автоматизированного контроля), нахожу громадный фолиант этого борта с параметрами данного двигателя. Да, есть тенденция к росту температуры выходящих газов, двигатель уже не гарантийный, снимем досрочно, потом, но он ещё полетает несколько смен. Можно, день сегодня очень жаркий по погоде, вот и проявился дефект.

На другом нужно регулировать обороты режима «Максимал». Предварительно промыли соответствующие фильтры на насосе-регуляторе, запуск, обороты не в ТУ, ниже. 2 щелчка на винте-регуляторе оборотов, контрольная проба.
Произведена регулировка оборотов режима «Максимал» на 2 щелчка против часовой стрелки от первоначального положения. Обороты соответствуют ТУ. Самолёт к полётам допускаю.

Далее не буду утомлять читателя техническими подробностями устранения дефектов на неисправных самолётах. Но итоги – подведём : с опозданием к началу второй лётной смены того дня не были введены в строй 2 самолёта, но все 10 были выданы на полёты.

Эх, вот тут бы сесть в курилке и немного передохнуть, но подполковник в очках  манит жестом к себе. В политотделе училища служит. В составе комиссии приехал.

- Вы старший инженер по самолётам и двигателям этого полка ?
- Так точно, - представляюсь ему.
- А почему вы не член партии ? Знаю, видел, читал отчёты партийных собраний вашего инженерного отдела : «В качестве почётного гостя на собрании присутствует старший инженер по самолётам и двигателям, комсомолец такой-то !» По окончании срока пребывании в рядах ВЛКСМ ещё на 2 года написали, разрешили же до 30 лет уже. Не порядок, товарищ капитан. Не порядок ! Вы как на полётах политику и линию партии в жизнь претворяете ?

Что ему было ответить ?
Вот мои руки, вот моя голова, а вот там, в ящиках инструментальных, инструменты и приспособления для обслуживания самолётов и двигателей на своих местах лежат.

И кто здесь политику и линию партии видел ?

Не вы ли, мой уважаемый читатель ?

«21» мая 2017 года


Рецензии