Гений у Кьеркегора

     Гений не представляет из себя несколько уровней личности, а только один уровень - тот, что у обычных людей вытеснен в бессознательное, поэтому для гения и не существует внешнего. Внешнее для него - малозначащая периферия. Не так у обычного человека - внешнее у него первостепенное и главное, а внутренняя непосредственность достигается с большим трудом и в редкие моменты. За счёт стояния в своём собственном "этосе" гений прямо смотрит в лицо судьбе или выходит к ней удивительно быстро: " Нет, я не Байрон, я другой, ещё неведомый избранник, Как он гонимый миром странник, Но только с русскою душой"... Сколько лет Лермонтову, когда он пишет эти строки.? В таком возрасте нужно по барам ходить или же за девочками гоняться. И это у гениев, конечно же, тоже есть, но как-то не так, как у прочих, потому что у прочих ничего другого кроме этого нет, а у Лермонтовых есть другое...
    Гений - это постоянный, внутренний диалог со своей судьбой, потому и говорят ему голоса оттуда изнутри - они отвечают... Сократовский даймон оттуда же, откуда же ещё? Насколько рано задумывается Сократ о том, кем должен быть? Всякий человек в какой-то мере задумывается об этом, но как-то, извините меня, вяло. Гений спит и видит наяву этот вопрос и вопрос этот не отпускает его до самой смерти.
     Многоплановая непосредственность гения - мощнейшая сила. Она прокладывает себе дорогу титанической поступью сквозь все невзгоды и все "взгоды", потому что и "взгоды" мешают нам не меньше порой, чем невзгоды- несчастья. Но не так ли прокладывает свою дорогу и судьба?! Не обращающая внимание на наши писки и претензии, неумолимая, жестокая - полагает и радости, и беды. Гений обладает этой неумолимой двигательной потенцией судьбы, он сам себе судьба, и рок, и жребий...
     Но в какой мере человек принимает и должен принимать свою судьбу? В какой мере он выбирает её или предопределяет? Неужели судьба человеку сообщается только как приговор?! И люди делятся на тех, что приговор уже прослушали и на тех, что прослушивание прозевали, не достигли, пропустили мимо ушей. Мы приходим к самим себе для того, чтобы внятно прочесть приговор? И только?
     Вот тут у Кьеркегора и вступает в силу его дух. Символическая жизнь личности имеет иную проекцию осуществления нежели непосредственное осуществление гения. Ибо символ - половина, взыскующая к другой. И Кьеркегор пишет: если только гений не гений по случайности в самом главном, существенном, не гений любви скажем образно, то ему приходится пасть под натиском символической полноты мира и вся разница для него лишь в том - падёт он победив или же падёт он, так и не достигнув своих вершин. Борьба идёт на время и действительность осуществления, о которой, кстати, гению сообщает вовсе не общественное признание, но внутреннее чувство, гений сам знает победил он или же нет, без всякой славы, без всякого распространения. Падение приходит неминуемо и после победы, и до - удастся ли передвинуть планку этого падения на "после" - вот мука гения...
     Для того же, чтобы совсем не пасть, ему нужно переключиться в иной режим осуществления - в символический, то есть по существу и перестать быть гением, стать лишь половиной мира - не ещё ли более непосильная задача для гения?
     Ведь что получается - многим из нас надо суметь стать самими собой, а гению нужно суметь перестать быть собой.... неужто мы не почувствуем при взвешивании какая задача из этих двух тяжелей?!

     Способен ли гений существовать как нищий, не в материальном плане, когда питаешься одной водой, что у гениев распространено повсеместно с их-то подходами и презрением к внешнему, а как нищий духом? "Блаженны нищие духом - их царство небесное" - не такой ли голос доносится в ухо гению со стороны духа?!
     Пока большинство людей чахнет в проулках и колдобинах "жизни как есть", гений блистает совершенно новым утверждением этого "есть" для дальних и ближних. Но как с тем, что есть ближайшее? Как с другим человеком рядом с гением? С общим, с разделением?
     Кьеркегор пишет, что сам Бог не понимает гения, пытается, но не может))) Бог ведь умаляется легко - так мы должны понимать?! Или же здесь ещё для нас некоторая тайна? - По древним грекам боги завидуют любой полноте. Но если мы их правильно расшифруем, этих древних греков, то наверное скажем, Боги не любят когда что-то наполняется и разрастается односторонне?! Божественное и гениальное - одно и тоже или не одно и тоже? "Ты Моцарт - Бог и сам того не знаешь" - и прочие боги не знают о том, что божественны?
     Божественная музыка, божественное стихотворение - не старые ли Боги наших систем? Бог отсюда ушёл, он в другом месте. Где? - Не знаю, ищи, я знаю лишь, что он в другом месте...
     Гениальность присуща Кьеркегору, гениальность - легка, проста, подвижна, изменчива, плодотворна, насущна - самобытна в конце концов - не то ли это, что мы все ищем в крайнем своём пределе или запросе?! А вдруг не то?! Если допустить, что человек ищет божественное, то тогда да, мы попадаем в точку: там, где Бог, там и мир, как говорит Ницше, гении - такие явственные миры, наглядные, зримые, но не упустили ли мы чего-то? Не ищет ли человек и человека? Что ищет человек - божественного или человеческого? Человек хочет стать Богом или он хочет остаться человеком?
     Человек во мне потерял гения - не последняя ли это свобода?!
В гении сплавляется человеческое и божественное - на каком основании - зададим вопрос. Каким образом это может быть? Наша природа - божественна? Наше будущее - мы боги? Не есть ли тогда наши Боги, те, которых мы знаем - опередившие нас люди, иные гуманоиды? Человек тогда предстаёт чем-то навроде обезьяны - переходным периодом?


Рецензии