Совок. 1979 год

    Началась афганская война. Проведена перепись населения. Численность Советского Союза – 262,4 млн. человек. Советско-американская встреча на высшем уровне в Вене. Подписан договор между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2).
     Работаем там же, оклады те же. Вера получила знак: «Победитель социалистического соревнования 1979 года  по министерству». Меня наградили почётной грамотой: «За большой творческий вклад в работу Общественного университета качества и активное участие в разработке и внедрении комплексной системы управления качеством продукции на предприятии». Объём работы растёт, отдел – то же. Численность уже 84 человека. Получил два авторских свидетельства на собственные изобретения и материальное вознаграждение – 365 рублей.
    Летом совершили автомобильный поход на озеро Балхаш, втроём: я, Олег и Лёня.
16 июня. Свердловск-Челябинск-Троицк-Кустанай, 623 километра. Выехали из дома в 10-30. В Долгодеревенском, гаишник забрал у меня билет автодружинника, за то, что я повертел пальцем у своей головы, так как он грубо «подрезал» меня. Билет был направлен в ГАИ Свердловска. По приезде домой я сходил в ГАИ, рассказал как было дело, мне вернули билет и сказали, что челябинские гаишники «вечно» придираются к  свердловчанам. На работе, по приезде, все спрашивали: «Что ты там такое натворил?». Хорошо, что не сказали ничего Вере, а то она  переживала бы почти месяц, так как случился этот инцидент в первый день путешествия, а в ГАИ Свердловска мой билет, с рапортом, был возвращён через день. Проехали Кустанай и, проехав 100 километров, у магазина села Карагай, остановились на ночёвку. Спали в машине.
17 июня. Карагай-Целиноград, 659 километров.
Встали в 6 часов утра и поехали. Дорога хорошая, степь, смешные тушканчики, стоящие на лапках, около своих норок. Вот и Целиноград. Отвратительные дороги, кругом стройка. В одном месте сели в луже, заскрежетав дном машины, выехали благополучно. Купили продукты в магазине и, бегом, из города. Доехали до гористой гряды и остановились на ночёвку, в километрах  50-и от Целинограда.
18 июня. Горы-Караганда-Балхаш, 560 километров. В 17 часов приехали в город Балхаш. Хотели остановиться в городе, ничего подходящего не нашли и решили ехать к озеру Балхаш.
Город Балхаш, красивый, зелёный город, славится горнометаллургическим комбинатом и рыбой. Население – около 100 тысяч человек. Город растянулся вдоль побережья озера. Озеро Балхаш, в западной части -  пресное, в восточной – солоноватое. Около города – пресное. Растянулось с запада на восток на 700 километров, наибольшая ширина – 71 километр. Основная промысловая рыба – сазан, но водятся  лещ, судак, маринка, гольян, осетровые рыбы и много других. Сазан, на удочку, ловится в мае – мы опоздали и поймали одного, да и тот ускользнул. До середины дня озеро – тихое, после обеда  северный ветер несёт волны, иногда очень большие. В июне было жарко, до 40 градусов тепла.
В 9 часов вечера нашли место у озера: небольшая площадка у озера, сзади прикрытая песчаным холмом, на озере деревянный помост для рыбаков. Помост, размером 1,5 на 1,5 метра, установлен на стойках и расположен на высоте, примерно 1,5 метра, над водой. Установили палатку, надули матрацы, достали одеяла и легли спать. На этом же месте остановились рыбаки – шахтёры из Кузбасса. Мы им дали червяков, которых мы привезли с собой. В районе Балхаша червяков нет.
Утром, 19 июня, поехали мыть машину. Застряли в песках, машина села на «брюхо». Самостоятельно выехать не могли, позвали на помощь. Пришли 5 мужиков, тоже путешественников, и, буквально, вытащили машину из песка. Они, тоже, попадали в такую ситуацию. Помыли машину, отремонтировали дверь машины (она не закрывалась) и поехали в город, в столовую. В столовой набрали артезианской воды в канистры. В водопроводе города артезианская вода. Ура! Всё время, пока были у Балхаша, пили артезианскую воду. Ребята потребовали мороженое, купил. Купались три раза, вечером рыбачили, неудачно, легли, расстроенные, спать.
20 июня. Утром ловили рыбу с берега, но безуспешно. Один раз была сильная поклёвка, удилище выгнулось дугой, вытянул на берег громадного сазана, полметра длиной. Сазан упал на камни берега, затрепетал и оборвал леску. Олег с Лёней бросились на него, но он – прыг, прыг и ускакал в озеро. Нашему огорчению не было предела, но мы увидели настоящую рыбу. Этот сазан остался в нашей памяти навсегда и стал самым сильным впечатлением от поездки. Больше сазан нам не попадался, рыбаки из Кузбасса сказали, что нам повезло, так как сазаний сезон окончился. Дальше нам попадались только лещи, сомы и судаки. Сомы ловились на закидушки, были невкусные. Судаки, почти все, попадались больные – с наростами на боках и мы их использовали для выращивания рыбных червей (опарышей). На этих опарышах все и ловили рыбу. Закидушки подарили нам соседи из Кузбасса. Закидушка – это длинная, толстая леска с большим крючком на конце. На крючок насаживается какая-нибудь рыба и забрасывается в озеро, где много камней. Второй конец лески привязывается на берегу. Утром, леска вытягивается на берег, а на крючке бьётся сом. Сомы нам не понравились и мы их не ловили. Ловили леща. Опять, научили соседи. Оказывается, надо леща прикармливать. Берёшь две буханки хлеба, помещаешь в сетку с камнем, сетку привязываешь к длинной бечёвке и бросаешь в воду, туда, где собираешься рыбачить.
Днём съездили в город, послали открытку Вере, пообедали, съели мороженое. Вечером договорился, в посёлке с хозяйкой – стали брать по 3 литра молока, каждый день. Молоко пахло степной травой и Лёня пил его под большим нажимом. В город ездили каждый день. От нашей стоянки до города было 20 километров.
21 – 25 июня.
Стали рыбачить с прикормкой, и успешно. Ловили, в основном, с помоста. Я вставал рано, пока ребята спали, рыба утром клевала хорошо. Вставали ребята, я кормил их, они купались и, тоже, рыбачили, успешно. Потом ехали в город, обедали, набирали артезианской воды, ели мороженое и возвращались обратно. Несколько раз сварили уху, не понравилось, да ещё пронесло. Вечером чай, молоко, купанье и, ребятам, спать. А у меня, не очень любимая забота, обработать рыбу:
- разрезать, выпотрошить, обильно посыпать солью и положить, рядами в толстый полиэтиленовый пакет;
- пакет завязать и уложить на два дня в землю, прижать камнем;
- через два дня, рыбу вымочить в течение часа в воде (в посуде), затем промыть в озере и развесить под пологом, из марли. Полог должен быть без дырок, в которые могут проникнуть мухи.
Всё это надо делать вечером, пока нет мух. Если муха сядет на рыбу, в ней заведутся черви.
И вот так, каждый день. Всего мы завялили и привезли домой 58 лещей, маме Вере на радость – она любила солёную вяленую рыбу. Вечером, 25 июня, Олега чуть не унесло в озеро. У соседей было две резиновых надувных лодки. Олег решил, в одной из них, поплавать. В другой лодке рыбачили соседи. Поднялся ветер, лёгкую лодку Олега потащило ветром в озеро, я закричал, соседи быстро среагировали, догнали лодку Олега и привели к берегу. Избежали большой опасности, очень радостные, благодарим соседей. Озеро, как море – противоположного берега не видно, до него десятки километров. Соседи сказали, что было много случаев, когда людей на резиновых лодках уносило ветром и они, погибали.
26 июня. Утром увезли в город Кузбассцев, они уезжали домой. Они оставили нам свой портфель с рыболовными принадлежностями. Вечером у нас появились новые соседи, которые приехали на машине из Ленинграда. Похолодало.
27 июня.
Весь день было холодно, не рыбачили. Ночью был сильный ветер и волны. Помост, с которого мы рыбачили, разрушило. Ветер сорвал нашу палатку с колышек и мы спали под сорванной палаткой, как под одеялом.
28, 29 июня.
 Опять жарко. Купаемся. Общими силами, вновь, установили помост, который волнами прибило к берегу. Наловили 3 килограмма лещей, засолили. Ездим в город, пьём молоко. Соскучились по дому.
30 июня, утром уехали домой. В Караганде купили багажник, установили его на крышу машины. На багажнике и везли рыбу, чтобы она не испортилась. Привезли и вяленую и солёную в хорошем состоянии. Проехали Целиноград, ночевали в Чистополье. За день, проехали 1017 километров.
1 июля. Чистополье-Кустанай-Челябинск-Свердловск, 823 километра. Наконец, дома. Сада нет, поэтому ездим в лес за ягодами, грибами. Ребята, особенно Лёня, просят сад. Ездим по окрестностям, смотрим. Гараж рядом, видно из окна дома, но рядом стали строить детский комбинат и гараж перенесли на новое место. Новое место, тоже, недалеко, метрах в трёхстах.
26 сентября умер, в Горьком, отец Веры – Василий Леонидович Молочаев (16.04.1913-26.09.1979 г.). Из Горького привезли мать Веры – Молочаеву Ольгу Андреевну.
                22.05.2017 года.


Рецензии