Бекташи самый не исламский суфийский орден

Если на западе была коронация, то у турок - опоясывание. Шейх тариката мевлеви Эдебали опоясал  мечом основателя Османской империи Османбея, и с тех пор каждый турецкий султан символически опоясывался этим мечом. Потомки великого кружащегося суфия Джелаладдина Руми и потомки Османа породнились. Ритуалы ордена Мевлеви объеденившего последователей Руми стали официальными ритуалами Османской империи. Дервиши сопровождали войска и проводили в них кружения и зикры перед, и во время сражений.
Главным же боевым суфийским орденом османов были Бекташи. Все янычары были пехотинцами, все не были турками по рождению и все были бекташами.
Орден Бекташия, основан персом из Хорезма Хаджи Бекташем (умер в 1271) Близок к шиизму (за почитание Али зятя пророка) и содержит элементы христианства (крещение). Распространён был в Турции, Албании и Боснии. Бекташи имели ритуальную еду из вина, хлеба и сыра. В фольклоре бекташи всегда выступают в виде вольнодумцев, живущих за пределами норм традиционного исламского права.
Сербский инженер Константин из Островицы воевавший на стороне турок против греков во время взятия Константинополя, в 1453 году пишет о хитрых бекташах: «…поганые держат при себе маленькие книги, сохраняя их при себе за их  святость, и зовут их бамарли, а особенно держат ее на войне, как у нас евангелие, нося ее под мышкой, а на них  нарисована сабля Зульфикари; рассказывают, что им она очень  помогает в борьбе, а если кому они присягают на тех книгах, то
твердо держат клятву каждому, кому ее дают. Но существуют другие, фальшивые книги, которые они делают из куска венецианского мыла, и если кого хотят убить, то им на этом  мыле присягают как на подлинных книгах; тот, кому они так сделают, не может надеяться выжить, как это было с боснийским королем».
Главным отличием учения бекташи от ортодоксального суннитского ислама была их вера в то, что ни одна религия не является истинной. Бекташ не соблюдал правил шариата и никогда не молился. Сам Хаджи Бекташ состоял в братстве Ясавия, широко распространённом среди тюркских кочевников в Средней Азии и потому Бекташизм это смесь шаманизма, ислама, христианства и даже буддизма.  Основные идеи ордена заключались в уважении к другим и терпимости. Бекташи разделяют общесуфийскую доктрину Вахдат ал-вуджуд  введенную Ибн Араби (1165-1240) и обозначающую «единство Бытия»  вторичность видимых различий), поскольку если Бог есть, то все остальное по сравнению с ним иллюзорно, ничто не может Его заслонить и Он во всем. Они так же исповедуют аллегорическое понимание Корана и шариата. Они празднуют зороастрийский навруз как день рождения Али и практикуют ежегодную исповедь наставнику.
Каждый дервиш бекташи носил с собою: топор, чётки из 100 деревянных бусин, а на груди теслим таши — «камень отказа» из белого алебастра с  12 лучами, подпоясывался верёвкой из белой шерсти. На лезвии бекташийских топоров гравировались обычно какие ни будь изречения .
Вот как турецких дервишей описывает тот же серб Константин: «Свое собрание они называют бахт, как бы сказать, беседа, ходят нагие и босые и ничего не имеют на себе, кроме шкуры оленя или 
какого-нибудь иного животного. А некоторые носят одежду из войлока.
Железными цепями они опоясываются крест-накрест и ходят с голой головой; детородные члены они оковывают железом, жгут огнем руки и режутся бритвами; в чем ходят, в том и спят, не пьют ни вина, ни какого кваса.
И никогда они не имеют ничего своего, только ходят по разным городам, как блаженные, и каждый день во время вечерни танцуют, сходясь в круг, один другому положив руку на плечо, кивая головами, подскакивая на ногах и громко восклицая «Лаилахаилла-ллах», что означает: «Нет бога, 
кроме Аллаха»; и они очень быстро поворачиваются и так сильно кричат, что их далеко слышно, как будто бы лают псы, один грубо, другой тонко, и этот их танец называется сама; они смотрят на него, как на проявление великой святости и  благочестия; и когда они так трудятся в этом танце, с них течет пот, а изо рта идет пена, как у бешеных псов; и от сильного изматывания они падают один за другим; и так, натрудившись, каждый идет в свою берлогу» .
Однако со временем орден становился всё более организованным и цивильным.
Интересно  почитание бекташами православного святого Косьмы Этолийского (1714-1779), принявшего мученическую кончину от рук наместника турок Курт Паши. Бекташи до сих пор используют  пророчества Косьмы и называют его Чобан Баба.  Чобан — «пастух, пастырь», Баба — «отец».
Святой Косьма, имел дар пророчества, он предвидел финансовый кризис в Греции: «Вам ссудят много денег и потребуют обратно, но не смогут взять». А еще появление генетически модифицированных продуктов: «Тарелки ваши будут наполнены до краев, но еду невозможно будет есть».
Самого Косьму казнили турки слишком он был популярен. Когда бекташ Алипаша Тепеленский, правитель Албании узнал об убийстве любимого всеми святого, он возмутился и в пику туркам  распорядился построить православную церковь на месте казни в селении Колкондас.
Бекташи  почитают  многих православных святых, например Спиридона, они называют Сари Салтык.
Бекташи поздравляют друг друга с Рождеством. На Пасху они тоже приходят в церковь и восклицают «Христос Воскресе!».
У них также есть что-то наподобие обряда крещения. Для крещения они используют воду с розовой эссенцией, а на собраниях  пользуются  Евангелием.
Все янычары были бекташами, потому, что все янычары не были турками, они были детьми, отобранными у покорённых народов в основном христиан. Янычарам запрещалось садиться на коня как туркам и их никогда не наказывали. Единственным наказанием за провинность была смерть. Причём казнили тайно, что бы не видели другие.  Но тем не менее, янычары оставались самым верным и боеспособным войском султана в итоге дошло до того, что «хвост стал вилять собакой» и в 1826 году. В России в это время восставших декабристов сослали в Сибирь.
Янычар или вырезали или изгнали в провинцию. Они осели в Албании и Македонии, Боснии, где до сих пор бекташи являются отдельным религиозным движением. По миру сегодня  их около 4 000 000 человек. Мочить бекташей помогали враждебные им суфийские ордена Накшбандия и
Рифаийя, им достались обители (текке)  бекташей.
А при Ататюрке гонения распространились уже на все суфийские ордена и исламское духовенство.
Миссия ордена Бекташи состояла так же  в распространении ислама в Европе, так единственная мечеть в Будапеште - мавзолей бекташийского святого и поэта-мистика Баба Гюля. Но по иронии судьбы сам ислам почти исчез в этом ордене. Кстати наставник Адольфа Гитлера по "Обществу Туле" барон фон Забботендорф был дервишем Бекташийи.


Рецензии