Франсуа Буше... Забытые имена

Картина: "Пастушка на отдыхе".

Прелестная пастушка:
Румяна и свежа,
Она сошла на землю,
Как яркая звезда.
И восхищенно смотрит
Влюбленный паренек
На юную вакханку,
Играя во рожок.


В XVIII столетии утверждается новое отношение к человеку, значение личности чаще, чем прежде, оказывается независимым от сословных прерогатив. Поиски новых духовных ценностей нередко ведутся в сфере частной жизни. Идея «естественного человека» оказывается неотделимой от представления о столь же естественных чувствах. Художников, как и писателей, все больше интересует интимная духовная жизнь конкретного человека. Они углубляются в мир тонких и сложных эмоций, замечают бесконечное многообразие индивидуальных проявлений личности. Искусство, особенно живопись, становится более утонченным и изысканным, а с другой стороны, приобретает более интимный, камерный характер. XVIII век — время особого расцвета станкового искусства. И хотя монументальная живопись и скульптура продолжают развиваться, лишь в редких случаях они достигают былого масштаба и значения. Открывая новые возможности развития искусства, художники XVIII века постепенно теряли универсальную широту охвата явлений мира, характерную для великих мастеров Ренессанса и XVII столетия.

Искусство рококо выработало оригинальные приемы изобразительности, сопоставимые с уменьшительно-ласкательными формами естественной речи. Сентиментальность, готовность умиляться малым сквозят в языке живописи. Даже излюбленный формат рококо — овал — свидетельствует об этой наклонности. При сравнительно небольших размерах полотен эффект интимности изображенного становится полным. Масляная живопись нередко уподобляется пастели, и совсем не случайно расцвет этой нежной техники приходится именно на эпоху рококо.


Франсуа Буше (29.09.1703,Париж - 30.05.1770) - великий французский живописец, гравер, декоратор, яркий представитель художественной культуры рококо.

Рококо; (фр. rococo, от фр. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту.

Буше создал многочисленные серии гравюр, иллюстрировал книги Овидия, Боккаччо, Мольера.

Работал во многих видах декоративного и прикладного искусства; создавал декорации для опер и спектаклей, картины для королевских шпалерных мануфактур, выполнял ор-
наментальные росписи изделий северского фарфора, расписывал веера, исполнял миниатюры.

Талантливый декоратор Франсуа Буше, был создателем искусства бездумно-праздничного, основанного не столько на наблюдении жизни, сколько на импровизации. “Первый художник” короля Людовика XV, любимец аристократии, директор Академии, Буше оформлял книги, исполнял декоративные панно для интерьеров, картины для шпалер, возглавлял ткацкие мануфактуры, создавал декорации и костюмы для Парижской оперы и т.д. В своих живописных работах французский художник обращался к мифологии, аллегории и пасторали, в трактовке которых подчас проявлялись черты сентиментальности, слащавости. Кокетливые Венера и нимфы, беспечно-шаловливые амуры, пасторальные персонажи, предающиеся утехам любви, — герои его нарядных картин. Художник запечатлевал их нежно-розовые тела с голубыми и жемчужными переходами теней и полутонов, пикантные лица, грациозные движения, часто впадая в манерность. Франсуа Буше строил композиции на сложном переплетении вьющихся линий и фигур, блестяще владел ракурсами, эффектно использовал драпировки, гирлянды, цветы, клубящиеся облака, окружая ими героев.

Творчество Буше - живописца исключительно многогранно, он обращался к аллегорическим и мифологическим сюжетам, изображал деревенские ярмарки и фешенебельную парижскую жизнь, писал жанровые сцены, пасторали, пейзажи, портреты.

Лирические черты дарования французского живописца проявились в его декоративных пейзажах с мотивом сельской природы, с интимными уголками у полуразрушенных мельниц и хижин. Грациозные, изящные фигурки его античных героинь похожи на фарфоровые статуэтки. Буше любил светлую живопись и отдавал предпочтение нарядным голубым, розовым и зеленым тонам. В некоторых картинах художника 1720-1730-х годов, теплых и насыщенных по колориту (“Геркулес и Омфала”, Государственный музей изобразительных искусств, Москва), заметны отзвуки фламандского искусства. В более поздних работах (“Купание Дианы”, 1742, Лувр, Париж; портрет маркизы Помпадур, 1752,) с обилием оттенков розового и голубого, извилистых сплетающихся линий и сложных ракурсов усиливаются свойственные рококо декоративность, чувственность, несколько жеманная грация, впечатление “фарфоровости” фигур.
   
Буше был удостоен множества почестей, включая звание придворного художника,
активно привлекался к украшению резиденции короля и мадам де Помпадур, частных
особняков Парижа. Фаворитка Людовика XV маркиза де Помпадур была его поклонницей.
   
В последние годы жизни Буше был директором Королевской академии живописи и скульптуры и "первым живописцем короля." Лучшие работы Буше отличаются необыкновенным очарованием и совершенным исполнением.

Сцены из жизни народов Востока, особенно Китая, увлекали Франсуа Буше, как и его современников-аристократов и буржуа эпохи рококо. Известно, что он собирал предметы восточного быта. Они впоследствии были выставлены на распродаже его коллекции произведений искусства в 1771 году. На гравюре «Игра в китайские шахматы» Буше запечатлел китайскую национальную игру сянци (аналог шахмат).

Во второй половине 50-х годов XVIII столетия творчество Буше стало чересчур отвлеченным и холодным, живопись жесткой, в композициях проявился ложный пафос. Творческий кризис французского живописца отражает деградацию стиля рококо, вызванную общим упадком аристократической культуры. Самый талантливый его ученик художник Жан Оноре Фрагонар унаследовал от мастера рококо изящество в трактовке фигур и сюжета картины, смелость колорита и свободу композиции.
Выдающийся декоративный и живописный дар Буше ценили современники. Однако, слава художника вскоре после его смерти совершенно упала под влиянием реакции классицизма. Французского мастера стиля рококо стали обвинять в развращении юношества, и лучшие из картин художника не находили покупателей. В настоящее время эти несправедливые обвинения потеряли свое значение, современная критика отводит Франсуа Буше почетное место среди художников французской школы живописи XVIII столетия.


                @


Рецензии
иван штиль 11.06.2021 12:57:39
Отзыв на произведение: Франсуа Буше... Забытые имена [Алексей Гончаров2] положительный
Познавательная, Алексей миниатюра!
С уважением, Иван.

Алексей Гончаров2   11.06.2021 13:33     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.