Poterie

                ...И создал Господь Бог человека из праха
                земного, и вдунул в лице его дыхание
                жизни, и стал человек душею живою. И
                насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке,
                и поместил там человека, которого создал.
                Быт. 2, 7-8.


х х х

Большие вазы обычно растут медленно;
Иногда – словно ребёнок,
Неровно поднимаясь то одним, то другим плечом,
Иногда же – будто бамбук, видящий только небо,
Устремляясь всё выше, неуловимо обгоняя себя.

Голос их влажен и глух,
Печален, подобно осенним стволам деревьев.

Они вмещают в себя цветы, большие, как и они сами.
В замедленном так – всегда есть быстрое; их жизнь сокровена в них.


х х х

Чайник – странная птица;
Самый контур его – то взлетит, то вдруг замирает надолго,
Причудливо так же его созиданье.

Прихотливы черты его облика, пуглив его голос,
Когда первым растеньем изводят его из бесформия руки, –
Так бывает, когда кто поёт в тишине
Или медленно всходят предметы из зыбкости сумерек на рассвете.

И закончен, всё так же легко утекает из пальцев, как воды ручья;
Меж вечностью и небытием – красоты ускользающей путь.


х х х

Колеблющийся на мелководье тростник
Едва шелестит, как сонная, молчаливая флейта ветра;
Медленно ступает среди него длинноногая цапля,
Видит она и в мутной воде своих рыб,
Ноги её, касавшиеся облаков, похожи теперь на тростник.

Так и тонкие тёмные вытянутые вазы, вмещающие лишь один цветок.
Лёгким облаком он на них, как на высоком утёсе;
Скоро растает оно и останется лишь утёс – так и ваза,
Когда вращается на гончарном круге, ветер поёт в ней печальную песнь.


х х х


Таинственны закопчёные горшки,
Укрытые сутулыми крышками,
Огонь печи им привычен, внутрь них – белизна.

Среди потрескавшейся их глазури
Видна первобытная глина,
Друг друга они дополняют, – глазурь и глина, –
Как ветви и голос среди ветвей.

Но важно ни то, ни другое,
А то, что произошло, – открытие.


х х х

Ало-оранжевые, красные, как земля
Покатых склонов в весенних южных горах,
Стоят горшки в глубине печи,
Покорные, темнеющие с тем, как убывает огонь,
Чтобы вновь посветлеть закрыто,
Когда он угаснет совсем.

И вот, слившись с ним, они претворились в новое,
Исходят из печи, словно из кокона –
Уже никогда не будут, чем были прежде.


х х х


Тёмные, печальные, старые крынки,
Поникшие кувшины с отбитыми ручками и носами,
Светла их кроткая радость.

Из них невозможно налить воды, и в них не хранится влага,
Множество трещин их и щербин –
Словно хранящий тайну простывший след, неразличимый знак.

Но красота в их сокрытости стала ещё сильнее
С тем, что они ничем не служат, стоя безмолвно, ненужно,
Ничем, кроме себя самих.


х х х


Простёртое плоское блюдо, вращаясь, растёт, расширяется,
Движенье его подобно недвижной глади ручья, –
Так, восходя, приближается солнце,
Так, распускаясь, восходят цветы, –
Словно ладонь, хранит оно тишину и ожидание.

Глубокие миски иначе – подобны горстям, несущим по воздуху воду,
А в кружках – начаток, – бутон, объявшие голубя пальцы,
Вот вдруг взлетит птица! Но в чём же из них больше тайны?

Как ветер они, мгновенья единого взмаха крыла.


х х х


Смотрю на кувшины, блюда, кружки,
Разные, тихо стоящие, сокрытые в себе,
Словно человек с опущенными глазами,
Жду, не подаст ли кто из них голос,
Не откроет ли свой облик, как глубину очей.

И медлит и медлит кисть, но голос их – всегда лишь ответ,
Как горное дальнее неуловимое эхо,
И отблеск солнца на тихой текучей воде,
Ведь смотрят они – лишь глаза в глаза.


х х х


Ветхая и раздраная одежда, радость простоты!
Укрываясь в ней от людей и видений,
Брожу, – как бродит изумлённый по дикому саду, –
Среди рождающихся, растущих сосудов, гончарных изделий.

Пыль и смрад мастерской – словно песок и ветер пустыни.

Прекрасно ваше нарастание, прекрасна и убога – проста – ваша песнь,
Драгоценные вместилища человеческого дыхания,
Осязание настигающей нас, снисшедшей к нам красоты,
Но вы – лишь образ, тень ускользающей тени, жемчужная рябь на воде.


Март – Апрель 2010.


Рецензии
«Отображения» (отзыв был на проза.ру: http://proza.ru/rec.html?2020/09/04/1445), «Дикий мёд» и «Poterie" – эти три цикла прекрасны.

(Слово «цикл» здесь, наверное, не совсем удачно, просто не знаю, как ещё назвать?)

Они прекрасны, они умиротворяющи, и тайн полны, которым не нужны объяснения (как любви, которой объяснять не нужно) ...И они полны вещей, изумительных по тонкости видения мира. Света, так порой неожиданно преломляющего в себе всё самое обыкновенное, казалось бы. И чуда... а чудо, наверное, и есть то, ради чего существует на свете такая бесполезная вещь, как искусство)

«Тёмные, печальные, старые крынки,
Поникшие кувшины с отбитыми ручками и носами,
Светла их кроткая радость.»

Разве это не чудо?

Усталым душам, заблудшим душам, оставленным, мятущимся, отчаявшимся, им всем было бы спасением такие вещи читать. Хотя почему только им. Всем...

Спасибо!

Марина Йончен   18.08.2021 13:12     Заявить о нарушении
когда-то, читая Ли Бо, почувствовал, проникся его интонацией
то, что называют "пресностью"

некоторое время была ещё мысль о девяти девятистишиях - таково устройство этих подборок
постепенно остались просто верлибры

тяжело всё же хранить пресность, окунувшись в остроту )
живу в городе, но не это важно, а то, что приходится слушать и на что приходится отвечать
всегда завидовал тем, у кого родители (или хотя бы вообще кто-то в родственниках есть) с "пониманием"
что ж делать )

Игумен Паисий Савосин   18.08.2021 13:18   Заявить о нарушении
Я бы не назвала это (эти три Ваших верлибра) пресностью, совсем наоборот. Просто дело в том, что острота и пряность тоже бывает разной...)

И да, мы меняемся с течением времени, а с нами меняются и наши тексты. Это неизбежно. И это хорошо. Было бы хуже застревать)

Марина Йончен   19.08.2021 06:51   Заявить о нарушении
не-не-не, "пресность" - не плохой термин, а очень даже драгоценный, это как простота, лаконичность и таковость, даже повреждённость вещей в японском ваби-саби )

Игумен Паисий Савосин   19.08.2021 13:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.