Стихоград. Информация

Всё то, что существует без названья...
Игорь Муханов

***               

И крик орла, и Лермонтова Терек,
ища иной итог существованья,
в трек превратились, в цифру, в новый терем
огромной голограммы мирозданья.
Тревожит ночь не золотая фуга
маэстро Иоганна Себастьяна,
а позывные клавишного стука
из окон, из соседнего бурьяна.

Я – mp3, а ты – изображенье
красивое, но как тебя любить мне?
Я ощущаю винное броженье
в подаренном мне яблоке наитья.
И ухожу в языческую Мекку
стихов – иной портал существованья,
где так светло, и ближе человеку
всё то, что существует без названья.
© Игорь Муханов, 2020
Первоисточник:   http://proza.ru/2020/05/03/1861




Вопрос о значении Информации
Оскар Хуторянский

Значение слова «информация»
Понять легко, но не всегда.
Порой бывает ситуация
Где смысл растает, как из льда.  (1)

Как в многих случаях других,
Мы думаем, что это знаем
Интуитивно, что внутри
Её так ясно принимаем. 

Беда вся в том - никто ещё
Не дал того определения,
Чтоб отразить всю суть её
И в отраслях всех обобщение. (2)

С времён античных мудрецов
Философов, учёных, магов
Неточные значения слов
Влияло на понятие «разум».

Сейчас, важнее, чем всегда
Определить её познание -
Без информации нельзя
Возникнуть жизнь, её сознание.

Есть пирамида наверху -
Там Данные - её фундамент,
И Знания от неё идут,
А Мудрость - на вершине камень.

И в космологии теперь
Есть мнение, что и не снилось -
Вселенной не открылась б дверь
Коль информация б не родилась.  (3)

8-11-19 ред.

(1) Информация (от лат. informatio; «разъяснение, представление, понятие о чём-либо»; informare «придавать вид, форму, обучать; мыслить, воображать») — сведения независимо от формы их представления.

(2) Несмотря на широкую распространённость, понятие информации остаётся одним из самых дискуссионных в науке, а термин может иметь различные значения в разных отраслях человеческой деятельности

(3) Квантовая космология — область теоретической физики, изучающая влияние эффектов квантовой механики на формирование Вселенной и её раннее развитие, особенно сразу после Большого взрыва.
Важной проблемой в этой области является вопрос происхождения физической информации во Вселенной


© Copyright: Оскар Хуторянский, 2019
http://www.stihi.ru/2019/08/11/5989



Чтобы мы жили, звезда должна умереть
Оскар Хуторянский


Мы созданы из звёздной пыли,
Таков у физики ответ -
Иначе точно мы б не жили,
Коль элементов нужных нет.

Лишь водород, а также гелий
Родил могучий первый Взрыв.
Всё остальное в нашем теле
Родилось в звёздах. Нет, не миф!

Ведь для создания элементов
Нужна энергия извне
Температура непомерна,
С давлением, что выше нет.

Условиям была “свобода"
В глубинах самых первых звёзд.
Для кислорода, углерода...
Был элементов этих рост.

Для элементов тяжелее
Потребуется взрыв звезды...
И лишь тогда мы жить посмеем -
Из пыли звёздной вышли мы.

8-25-19
© Оскар Хуторянский, 2019


Да, нам Материя нужна
Без Матерьяла что сошьёшь?

Но только Матерьяла мало
Нас Информация творит

Она огнём внутри горит
Она и Жизни всей начало

Юрий Атман   26.08.2019 07:13   


Информация Жизни организует Материю.
Материя, организованная Информацией Жизни,
становится ЖИВЫМ ОРГАНИЗМОМ,
Который состоит из Материи и Информации.
Юрий Атман   26.08.2019 07:36   
Первоисточник: http://www.stihi.ru/2019/08/25/8952


Оскар Хуторянский   http://www.stihi.ru/avtor/okhutor
Юрий Атман   http://www.stihi.ru/avtor/altin1




Информация - это объективная реальность
Юрий Атман


Информация - это объективная реальность

Информация - это не тень Материи.
Информация - это объективная реальность.
Информация - это не  Материи и не Энергия.

Да, Информация использует  Материю, как квартиру для проживания, как карету для перемещений, как обрабатываемый материал.

Материя, организованная Информацией - это уже Конструкция..

Конструктор своим умом (информацией) сконструировал самолёт.

Информация Жизни (наследственная информация)
сконструировала комара, или Зайца, или человека.

Живой заяц - конструкция из "мяса", созданная Информацией и работающая под управлением Работающей информации.

Погибший заяц - это только Материя,
уже не защищённая от растерзания Энтропией,
от чего защищала Информация Жизни.

Ушла Информация Жизни,
и больше "Не косит Заяц трын траву на поляне."

Жизнь - это прежде всего - Информация, Информация Жизни.

© Copyright: Юрий Атман, 2019
http://www.stihi.ru/2019/07/21/1476




Информация нужна не для знания - для питания мОзга
Автор: Сергей Владимирович Евдокимов
Авторская страница: http://www.stihi.ru/avtor/serg_evd


Мой Сонет номер 2812

Нам, информация - для мОзга! Не для знаний.
А мозг питАется - ежесекУндно.
НейрОнам мОзга, мало - всех дневных питАний:
Без сновидений ночью, мОзгу - трУдно.

Любая пИща, витамины - не помогут;
НейрОнам, информация - нужнЕе!
Чем меньше отыскать её в мышленье смогут,
НейрОны мОзга будут - голоднЕе.

Реально, знания морАльно - пусть старЕют.
ПойдУт и обновлЕнья, мОзгу - в пИщу.
ПитАясь трУдностью, нейрОны - молодЕют,
ЗадАчи нОвые - всё время и'щут!

Нет мОзгу пИщи от известных старых знАний,
КонстАнт просрОченных, от дОгм воспоминАний...

*

Сергей Владимирович Евдокимов,
Санкт-Петербург,
24 сентября 2019 года
© Сергей Владимирович Евдокимов, 2019
http://www.stihi.ru/2019/09/24/6397





Знание, образование и эрудиция
Автор: Тищенко Михаил
Авторская страница:  http://www.proza.ru/avtor/privete


Я хотел бы поделиться своими мыслями на эту темы, которые не претендуют на истинность и могут показаться апокрифичными...

Начнем со знания.
Насколько я знаю))), существует три источника знаний:
- опыт
- систематическое учение и учитель/учителя
- откровение
Знание всегда было силой, секретным оружием, за него боролись, его прятали от непосвященных, им никогда не хвастались, оно служило всегда большим целям.
Знание, мне кажется, это информация, данная или полученная таким образом, что с её помощью можно менять мир и людей. Это не только собственно знание как таковое, но и четкая 'инструкция' по его применению.
Знание - это средство открытия и изменения мира.
Примеров этому множество, начиная с древних разделений людей на касты, тайных лабораторий, секретных служб...

Образование.
У образования, похоже, 2 источника:
- система образования
- самообразование
Образование, на мой взгляд, это знания, поданные или полученные 'библиотечным образом', т.е. информация есть, она расставлена по 'многочисленным полкам', но как её применять и что получится в итоге - никто точно не знают. При этом все хвастают, у кого 'библиотека' значительнее.
Сегодняшний интернет - хорошая иллюстрация результатов образования: все дают друг другу советы, пересказывают на разные лады одну и ту же информацию, доказывают свое правоту. Но при этом единственное доказательство - проверка опытом и практикой - не работает или работает криво.
В некотором смысле образование может быть подготовительной ступенью по дороге к знанию, все зависит, что привлекает идущего этой дорогой.
Образование - это средства зарабатывания денег и места в обществе. Образованцы - основной контингент современного западного общества. Образование связано с престижем. Престиж - с успехом. Современное западное общество нацелено на успех, а не на знания.


Эрудиция.
Это особый способ владения образованием, позволяющий жонглировать информацией, производить яркие впечатления умелым потдасовыванием её в угоду того или иного эффекта.
Эрудиты - это жонглеры и акробаты информации, они обладают быстрыми мозгами, способны запоминать и выхватывать информацию отовсюду, хотя часто не умеют даже толком анализировать её.
Эрудиция - это игра со знанием якобы в поисках решения, но, как правило, ради самой игры, тщеславия или других личных выгод.


© Copyright: Тищенко Михаил, 2020
http://www.proza.ru/2020/03/27/1135




Знание ученика и знание учителя
Игорь Муханов

Ученик задавал своему Учителю вопросы, один за другим, часто не дослушивая ответы до конца. И получил то, что заслужил. Его учитель замолчал, ушёл в свои мысли. И только смотрел в ковыльную степь, волновавшуюся под ветром.
Не понимая, почему замолчал его Учитель, ученик покинул его юрту. А когда вернулся обратно, откинул голову, сунул пальцы за пояс и заявил:
– Вы не ответили на ряд моих вопросов, Учитель, и я самостоятельно нашёл ответы на них. Выходит, я знаю теперь больше, чем вы!
Учитель улыбнулся, понимая состояние ученика. Его желание как можно скорее познать Пустотность-Шуньяту!
– Твой мир, в котором ты «знаешь больше, чем я» – избушка без дверей, – ответил Учитель. – В моём же мире имеются двери, ведущие в другие, ещё не знакомые миры. Поэтому я и знаю так мало!


ДОЖДЬ ИЗ ЦВЕТОВ (бурятские буддийские притчи)
© Copyright: Игорь Муханов, 2020 https://www.proza.ru/2020/03/27/1192

Ученика не научит ни один учитель, если он не хочет учиться. Только, если ученик САМ захочет узнать, он найдёт ответы на возникшие вопросы. Выходит, истинный учитель только направляет ученика в нужное русло... В нужную дверь...
Ирина Петал   27.03.2020 23:15   
 
"Выходит, истинный учитель только направляет ученика в нужное русло..."
Не только это. Существует ещё энергетическое взаимодействие (если Вы любили кого-то, то знаете), при котором напрямую передаются способности. Это тоже емкая тема, о ней двумя словами не скажешь. Простой пример - Пушкин. Без него ни 19-е, ни 20-е столетие не имело бы столько замечательных поэтов.
Игорь Муханов   28.03.2020 16:31






Узлы противоречий
Игорь Муханов


(из книги одного отшельника)

«Бог, по Ему одному известным соображениям, прячется от человека. Прочные узлы противоречий – вот где Его следует искать! Внимательное отношение ко всякого рода узлам особо поощряется в нашем братстве.
По верёвке, унизанной узлами, можно подняться хотя бы на крышу дома, но гладкая верёвка скользит, как мыло в руках. Обладателю такой верёвки повезло даже меньше, чем коту, гуляющему ночью по крыше.
Следует человеку дерзать, продираясь сквозь тернии противоречий к светящейся истине-новизне. И вкусить остановку в её покоях, с принятием овощного салата и жирного, обещающего крепкий сон борща.
А что же ожидает человека завтра? Всё тот же путь, те же знакомые до боли узлы противоречий! Птицы, пустыни, города, пирамиды костей и пересохшие колодцы. Это земное существование было таким всегда, таким и останется. Но если ты знаешь изнутри, что жизнь после жизни состоится, боль превращается в радость и помогает в пути».


Байки о жигулёвских отшельниках
© Copyright: Игорь Муханов, 2020
Первоисточник:   http://proza.ru/2020/04/16/1141

Рецензия на «Узлы противоречий» (Игорь Муханов)

Навевает его речь старый анекдот: у женщины, глубоко порядочной, строго соблюдающей семейные и культурные реликвии, растёт дерево с гладким стволом, а у женщины лёгкого поведения - ствол усеян сучками да задоринками... Какая из них быстрее на Небеса к Богу поднимется?
Ирина Петал   16.04.2020 14:41 
 
2-й тип мышления. Инфу, заложенную в нас, комбинируют, группируют. Иногда получается красочное многоцветье. Типичные представители 2-го типа - юристы, банкиры и программисты. Логика, работающая по принципу двумерности, не может описать трёхмерный мир, тем более - многомерный.
3-й - тип мышления - подключение к космическому интернету. Начальная интуиция.
4-й тип мышления - космический интернет, развитая интуиция. Сильное воображение, талант.
Игорь Муханов   19.04.2020 11:51   

На 2-м типе мышления "Узлы" - чистый абсурд. Лаозце говорил: "Логические люди, услышав о Дао, будут смеяться. Так и должно быть".
Игорь Муханов   19.04.2020 11:55   






Квантовая междужизнь
Исаев Александр

                Квантовая междужизнь
 
                Время – это навязчивая иллюзия
                Эйнштейн

Жил-был кот. Жил не кот сам по себе, а жил кот в голове Эрвина Шрёдингера. Сам Шрёдингер был австрийским физиком и даже лауреатом нобелевской премии. И с помощью этого вымышленного им кота Шрёдингер доказал, что материя, из которой состоит Вселенная  (правы были марксисты – данную нам в ощущениях) имеет квантовый характер.
То есть прерывисто-пунктирный. То существует Вселенная, то не существует. Или существует, но в таком состоянии, которое нам в ощущениях уже не дано.
Шрёдингер предположил, что некое существо, например, кота, можно поместить в некое закрытое пространство, типа коробки. К коробке прикрепить некое внешнее устройство, которое может при открытии коробки убить (экий добряк) кота. Или не убить. Но! Пока не открыта коробка, нельзя узнать – мертв кот внутри или жив.
Поэтому в математическо-физической теории кот существует в  «собственном состоянии». Утверждение, что кот мертв, и утверждение, что кот жив –  равнозначны. Утверждение, что кот и жив, и мертв одновременно – тоже правильно.
Так и вся Вселенная с точки зрения стороннего наблюдателя (как же называется наблюдатель вне Вселенной?) в математическо-физическом смысле – то существует (живо), то нет (мертво). Или одновременно существует в реальности и НЕ-реальности.
Физики, применив «принцип кота» к целой Вселенной, конечно, не решились сопоставить этот же принцип с человеком. И уж, тем более, озвучить вывод. А вывод прост: как Вселенная, так и человек – и жив и мертв одновременно.
Как это может быть? Человек состоит из двух составляющих – материально-биологической и информационной. Часть разума (сознание) личности находится в биорганическом теле в виде информационного пакета. Сознание воспринимает себя двигающимся сквозь время вместе с телом. После умирания биотела, сознание объединяется с другой частью (подсознание).
Подсознание, как другая часть личности, находится в безвременьи, тоже в виде информационного пакета. Часть общей информации подсознания воспринимается сознанием как интуиция или творческие озарения, открытия или общение с умершими.
Общая информация подсознания состоит из личной информации и информации других личностей, находящихся в этом же слое существования. Так же как и некоторая часть личности входит составной частью в более высшие порядки информации.
   У каждой личности есть разная, для каждого своя собственная, система восприятия «реальности», то есть окружающего хаотического потока информации. Сознание личности сортирует поступающий хаос и организует в «порядок» для внутреннего непротиворечивого «понимания» происходящего.
   Та часть, которая противоречит внутренней картине окружающего, не воспринимается сознанием. Таким образом, в «мозге» организованной материи отражается не реальность, а лишь созданная ею внутренне непротиворечивая модель «реальности».
   Например, полеты во сне – личность осознает, что ее часть находится, без тела, без веса, в безвременном состоянии. Если события, происходящие во сне, кажутся нереальными, то они происходили в другие времена или другие варианты жизни личности.
   Подсознание, если необходимо, во сне на картины прошлого и других людей из разных времен и вариантов, накладывает другие картины. Так делается в компьютерной графике – накладываются пиксели разных изображений на общий каркас. Поэтому во сне присутствуют современные спящему изображения и лица. Это происходит для того, чтобы сознание не перемешало в себе умственные слои (не сошло с ума).
   Мозг – это электроколлоидный информационный процессор. Живая компьютерная сеть из более чем 10 миллиардов нервных клеток. Они способны образовывать количество связей сравнимое с общим числом атомов в нашей Вселенной. В этом биокомпьютере каждую минуту происходит более 100 миллионов операций.
   Большинство людей ошибочно уверены, что процессор в компьютере работает в двоичном коде единиц и нолей. На самом деле никаких нолей и единиц в компьютере нет. Это просто включение, выключение процессора в разных комбинациях. Вкл. выкл.
   Квант времени, то есть нашего постоянно прерывающегося существования – десять в минус сорок третьей степени секунды. Тактовой частоте процессоров современных компьютеров еще далеко до такой скорости. Скорость кино- видео-картинки всего лишь 24 кадра в секунду, но нашим глазам картинка в мониторе кажется непрерывно идущей. Тем более, жизнь, которая прерывается со скоростью 10 в 43-й степени в секунду, мы тоже ощущаем непрерывной…
   Современная физика установила, при помощи различных экспериментов, что атом ведет себя иногда как элементарная физическая частица, иногда как энергетическая волна. Значит, атомы являются частицами и волной одновременно.
   Как это может быть? Атом, как элементарная частица, составляет биологическую основу жизни на физическом плане существования. То есть – ВКЛ.
   Тот же атом, в виде энергетической волны, составляет информационную основу жизни на НЕ-физическом плане существования. ВЫКЛ.
   В нашем организме, в течении всей жизни, регулярно происходит смена клеток, состоящих из атомов. Значит, и клетки мозга регулярно обновляются. А что заставляет группироваться атомы нашего тела именно в таком виде? Где матрица, Нео?
   Что составляет, если клетки мозга обновляются, неизменность и целостность личности? Разве в зеркале – это Вы? А где тогда Вы?
   Из различных групп комбинаций этих вкл. выкл общего волнового информационного пакета Вселенной формируется физическая «реальность». А волновой информационный пакет личности определяет последовательность состояний материи нашего тела и продолжительность этих состояний (существования). Определяет целостность нашего биологического центрального процессора – мозга (сознания) и души (подсознания).
   «Умирая», информация-сознание личности регрессирует, схлопывается. Личность упрощается не в качестве, а в измерениях. Отпадает биологическая составляющая – тело. Из трехмерного измерения сознание попадает в двухмерное «зазипованное», безвременное, с нулевым весом.
   Из двухмерного в одномерное попасть нельзя. Одномерное пространство – это двенадцатое измерение, свернутое в точку. Разворачивание его – это Большой Взрыв, рождение Вселенной.
   То есть Вселенная – безвременная точка из свернутого двенадцатого измерения. И одновременно – из одиннадцати развернутых измерений. Матрешка, в которой самая маленькая больше самой большой…
Из тройственности состоит, для всех материальных объектов, Время – Прошлое, Настоящее и Будущее. Эта тройственность отражена в христианстве – рай, ад и чистилище. Человек, как биологический объект, живет в «чистилище» настоящего.
После смерти биологического организма составная часть его, в виде информационного пакета, попадает в двумерный «потусторонний мир» без времени.
В безвременьи прошлое и настоящее существует параллельно будущему, но не индивидуальному, а всеобщему. Для личности же, поскольку биологическая часть организма имела конечную продолжительность, наступает бесконечное личное прошлое.
В информационной составляющей личности многократно прокручивается информация о своем прошлом. В двухмерном пространстве одновременно находятся «рай» и «ад» индивидуальных воспоминаний.
Каждый мучается или наслаждается ими. Это зависит от того, какие события в жизни были приятнее или неприятнее для его восприятия, безотносительно понимания добра и зла при жизни. Преступник наслаждается, вспоминая то, что он совершил, но мучается, когда его бесконечно ловят и наказывают.
«Ад» и «рай» в одном флаконе. Но для каждой личности он разный, поскольку адские сковородки или райские арфы – внутри каждого, в его памяти…
В безвременьи нет зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Поэтому насладиться воспоминаниями о вкусной еде-питье или половом удовольствии невозможно.
Отсюда вывод: при плотской жизни, в настоящем, надо загружать себя не вкусовыми, зрительными, половыми и т.д. впечатлениями, а информацией, которую и будешь прокручивать в безвременьи бесконечное количество раз.
Время в нашем трехмерном (плюс время и тяготение) пространстве – воспринимается нами необратимо, с направленным движением из прошлого в будущее.
В четырехмерном – это слитый поток всех вероятностей прошлых и будущих жизней индивидуума во всех параллельных Вселенных.
В пятимерном – слитый поток всех вероятностей жизней всех кровнородственных индивидуумов.
В шестимерном – всей нации (национальный эгрегор).
В семимерном – всех народов одного государства (государственный эгрегор).
В восьмимерном – всего человечества одной планеты (ноосфера).
В девятимерном – звездной системы планет.
В десятимерном – Галактики.
В одиннадцатимерном – осознание всех личностей всех вариантностей жизней всей Вселенной, это и есть Бог.

Заповеди разумного:

1. Да не будет у тебя никаких богов.
2. Не делай из изображений кумира. Не поклоняйся им и людям, производящим их.
3. Информация может быть ложной. Проверяй ее.
4. Помни, что не все дни рабочие, должны быть и дни отдыха.
5. Уважай родителей твоих и дела их.
6. Не убивай и не мучай живые существа, в том числе и себя.
7. Не делай половые или вкусовые впечатления главным занятием жизни.
8. Не кради ничего вещественного, информации и времени.
9. Не произноси и не распространяй ложную информацию.
10. Не желай ничего вещественного, сверх необходимого, определяемого обществом.

В начале Всего была информация…
               
                02. 2018 г.

© Copyright: Исаев Александр, 2018
Первоисточник: http://proza.ru/2018/02/23/901














Первая степень просветления
Автор:  Игорь Муханов Жигули
Авторская страница:   http://proza.ru/avtor/peresvet2


Однажды мужик – самый что ни есть обыкновенный, только немного тучноватый – по небу бежал. С облака на облако перепрыгивая, бежал. Волосы мужика были всклокочены, мокрая от пота рубаха прилипла к спине. Мужик явно за кем-то гнался.
 В это время один жигулёвский отшельник, сидя на вершине Стрельной горы, беседовал с учениками. Увидев бегущего по небу мужика, отшельник прервал беседу и крикнул:
 – Эй, мужик, не нужна ли тебе помощь?
 – Чем ты мне можешь помочь, – удивился тот, – ведь я ищу жигулёвских отшельников!
 И, не дожидаясь ответа, мужик прыгнул на очередное облако и побежал дальше. Вскоре он и совсем исчез с глаз.
 – Вы наблюдали первую степень просветления, – сообщил отшельник своим ученикам, видя в их глазах недоуменье. – Человек впервые попадает на небо, где гоняется за призраками, созданными им же самим. Пыжится, старается изо всех сил, пока, наконец, не раскусит эту уловку.


Байки о жигулёвских отшельниках
© Игорь Муханов Жигули, 2020
Первоисточник:   http://proza.ru/2020/05/20/1933



Рецензия на «Первая степень просветления» (Игорь Муханов Жигули)

Первая степень просветления... "Человек впервые попадает на небо, где гоняется за призраками, созданными им же самим." Хорошая байка. Мне очень нравится.

Да, но таки призраки, действительно, существуют! И как захватывает бег!
Ирина Петал   20.05.2020 22:37   


Бег действительно захватывает. Так и хочется бежать за мужиком, дыша ему в спину. Что там впереди? Цифровая цивилизация? Роботы? Роман Бредбери «451 градус по Фаренгейту», воплощённый в нашей жизни?
Думаю, Вам будет интересно посмотреть, куда ведёт интеллект, если его неправильно использовать. И почему Татьяна Черниговская и Герман Греф во всеуслышание говорят о дебилизации современного общества, о превращении людей в роботов и о возможном скором самоуничтожении цивилизации:
http://proza.ru/2020/02/23/1117

Цветите звонче!
Игорь Муханов Жигули   21.05.2020 07:52   


Спасибо, Игорь. Обалденно интересный проект состоялся на странице Максима Воронцова. Максим Воронцов: «Целью данного проекта не является опошливание сказок или сказочных персонажей. Я сам вырос на этих баснях, сказках и былинах. Целью проекта является показать людям, что не стоит слепо верить тому, что было сказано или написано. К любой информации нужно подходить очень грамотно и не бояться её анализировать, какой бы сложной она не казалась.» Прошмыгнулась слегка по его публикациям. Почувствовала внутри себя такую внутреннюю улыбку до ушей…

Ворох старой информации (тексты старых книг, неважно уже в каком формате, бумажном или электронном) вызвал у Максима большой интерес, увлёк новой игрой ума. Думаю, он получил массу наслаждений, читая и анализируя старые тексты. Единственный недостаток работы Максима (а, может быть и достоинство): он анализирует с точки зрения современного мира, совсем не пытаясь войти мыслями в то время, в котором жили персонажи старых книг, совсем не пытаясь прочувствовать те условия жизни, не пытаясь посмотреть на прочитанное глазами героев книг. Максим насчитал кучу грехов в каждом произведении. Возможно, в стародавние времена они были достоинствами.

В романе Бредбери книги (информацию) сжигали… Наш мир, стремившийся к развитию интеллекта, вправе осудить такую дикость: мы с детства знаем, что к книгам нужно относиться бережно, аккуратно хранить их, ведь это ценнейший источник информации, который рассказывает нам не только о сегодняшних событиях, но и об истории древних цивилизаций и предков.

Игорь, а Вы знакомы с современном видом Искусства, резьбой по книгам? Например, американский художник Брайан Деттмер (Сью Блэквелл и другие). Книжный мясник. Ножами самой разной формы, пинцетом и другими хирургическими инструментами, он вырезает из них новые формы. Сам Брайан Деттмер так объясняет концепцию своего причудливого творчества: «Старые книги, пластинки, кассеты и карты часто попадают в ту нишу, которую сейчас занимает современное искусство. Их настоящая роль изменяется, и они все чаще выступают в качестве символов тех идей, которые в них вкладывались, чем выполняют свою изначальную информационную функцию. А когда объект теряет свое изначальное предназначение, появляется необходимость в том, чтобы изменить сам подход к нему». «Век информации в физической форме увядает». «Богатство и глубину книги ценят во всем мире, и все же очень часто они остаются незамеченными, т.к. монополия формы и значимости информации увядает со временем». «Важность книг в современном мире снизилась, а ее форма осталась линейной в нелинейном мире». «Изменяя физическую форму информации, можно получить ее новые, еще не изведанные роли. Именно в этой области я сейчас работаю». «Я редактирую и изменяю такие объекты коммуникации, как книги, карты, пленки и другие средства информации». «Их роль меняется. Их содержание приобретает новый смысл и новые значения». «Я беру книгу и заклеиваю ее края, создавая закрытый сосуд, полный неземной силы». «Я разрезаю поверхность книги и начинаю «расчленять» ее с передней части». «Я работаю с ножами, щипцами и хирургическими инструментами, вырезая одну страницу за раз, раскрывая каждый слой, в то же время вырезая нужные мне изображения и идеи для вдохновения». «Я ничего не добавляю к книге, только отсекаю ее фрагменты. Изображения и идеи раскрываются, обнажая историю и воспоминания». «Моя работа - это взаимодействие с существующим материалом и его прошлыми создателями, и новые шедевры раскрывают новое отношение к внутренним элементам книги на том же самом месте, где они были первоначально».

Ой-ой, понаписывала, «побежала»… Да, были увлекательные времена, когда рецензия и переписка под ней затягивалась на целые романы не одного тома… А я даже ещё не думала о цифровой цивилизации, о модели нового общества, возможно оно будет таким http://proza.ru/2019/08/31/409, об человеческой индивидуальности, о вечном стремление каждого к счастью и т.п. … Проблема-то главного героя романа Бредбери - он не чувствовал себя счастливым, чего не скажешь о его жене…
Ирина Петал   21.05.2020 14:13 





451 градус по Фаренгейту
англ. Ray Bradbury. Fahrenheit 451 · 1953
Краткое содержание романа читается за 8 минут, оригинал — 4,5 ч


Америка относительно недалёкого будущего, какой она виделась автору в начале пятидесятых годов, когда и писался этот роман-антиутопия.
Тридцатилетний Гай Монтэг — пожарник. Впрочем, в эти новейшие времена пожарные команды не сражаются с огнём. Совсем даже наоборот. Их задача отыскивать книги и предавать огню их, а также дома тех, кто осмелился держать в них такую крамолу. Вот уже десять лет Монтэг исправно выполняет свои обязанности, не задумываясь о смысле и причинах такого книгоненавистничества.
Встреча с юной и романтичной Клариссой Маклеланд выбивает героя из колеи привычного существования. Впервые за долгие годы Монтэг понимает, что человеческое общение есть нечто большее, нежели обмен заученными репликами. Кларисса резко выделяется из массы своих сверстников, помешанных на скоростной езде, спорте, примитивных развлечениях в «Луна-парках» и бесконечных телесериалах. Она любит природу, склонна к рефлексиям и явно одинока. Вопрос Клариссы: «Счастливы ли вы?» заставляет Монтэга по-новому взглянуть на жизнь, которую ведёт он — а с ним и миллионы американцев. Довольно скоро он приходит к выводу, что, конечно же, счастливым это бездумное существование по инерции назвать нельзя. Он ощущает вокруг пустоту, отсутствие тепла, человечности.
Словно подтверждает его догадку о механическом, роботизированном существовании несчастный случай с его женой Милдред. Возвращаясь домой с работы, Монтэг застаёт жену без сознания. Она отравилась снотворным — не в результате отчаянного желания расстаться с жизнью, но машинально глотая таблетку за таблеткой. Впрочем, все быстро встаёт на свои места. По вызову Монтэга быстро приезжает «скорая», и техники-медики оперативно проводят переливание крови с помощью новейшей аппаратуры, а затем, получив положенные пятьдесят долларов, удаляются на следующий вызов.
Монтэг и Милдред женаты уже давно, но их брак превратился в пустую фикцию. Детей у них нет — Милдред была против. Каждый существует сам по себе. Жена с головой погружена в мир телесериалов и теперь с восторгом рассказывает о новой затее телевизионщиков — ей прислали сценарий очередной «мыльной оперы» с пропущенными строчками, каковые должны восполнять сами телезрители. Три стены гостиной дома Монтэгов являют собой огромные телеэкраны, и Милдред настаивает на том, чтобы они потратились и на установление четвёртой телестены, — тогда иллюзия общения с телеперсонажами будет полной.
Мимолётные встречи с Клариссой приводят к тому, что Монтэг из отлаженного автомата превращается в человека, который смущает своих коллег-пожарных неуместными вопросами и репликами, вроде того: «Были ведь времена, когда пожарники не сжигали дома, но наоборот, тушили пожары?»
Пожарная команда отправляется на очередной вызов, и на сей раз Монтэг испытывает потрясение. Хозяйка дома, уличённая в хранении запрещённой литературы, отказывается покинуть обречённое жилище и принимает смерть в огне вместе со своими любимыми книгами.
На следующий день Монтэг не может заставить себя пойти на работу. Он чувствует себя совершенно больным, но его жалобы на здоровье не находят отклика у Милдред, недовольной нарушением стереотипа. Кроме того, она сообщает мужу, что Клариссы Маклеланд нет в живых — несколько дней назад она попала под автомобиль, и её родители переехали в другое место.
В доме Монтэга появляется его начальник брандмейстер Битти.
Он почуял неладное и намерен привести в порядок забарахливший механизм Монтэга. Битти читает своему подчинённому небольшую лекцию, в которой содержатся принципы потребительского общества, какими видит их сам Брэдбери: «...Двадцатый век. Темп ускоряется. Книги уменьшаются в объёме. Сокращённое издание. Содержание. Экстракт. Не размазывать. Скорее к развязке!.. Произведения классиков сокращаются до пятнадцатиминутной передачи. Потом ещё больше: одна колонка текста, которую можно пробежать глазами за две минуты, потом ещё: десять — двадцать строк для энциклопедического словаря... Из детской прямо в колледж, а потом обратно в детскую».
Разумеется, такое отношение к печатной продукции — не цель, но средство, с помощью которого создаётся общество манипулируемых людей, где личности нет места.
«Мы все должны быть одинаковыми, — внушает брандмейстер Монтэгу. — Не свободными и равными от рождения, как сказано в Конституции, а... просто одинаковыми. Пусть все люди станут похожи друг на друга как две капли воды, тогда все будут счастливы, ибо не будет великанов, рядом с которыми другие почувствуют своё ничтожество».
Если принять такую модель общества, то опасность, исходящая от книг, становится самоочевидной: «Книга — это заряженное ружье в доме у соседа. Сжечь её. Разрядить ружье. Надо обуздать человеческий разум. Почём знать, кто завтра станет мишенью для начитанного человека».
До Монтэга доходит смысл предупреждения Битти, но он зашёл уже слишком далеко. Он хранит в доме книги, взятые им из обречённого на сожжение дома. Он признается в этом Милдред и предлагает вместе прочитать и обсудить их, но отклика не находит.
В поисках единомышленников Монтэг выходит на профессора Фабера, давно уже взятого на заметку пожарниками. Отринув первоначальные подозрения, Фабер понимает, что Монтэгу можно доверять. Он делится с ним своими планами по возобновлению книгопечатания, пока пусть в ничтожных дозах. Над Америкой нависла угроза войны — хотя страна уже дважды выходила победительницей в атомных конфликтах, — и Фабер полагает, что после третьего столкновения американцы одумаются и, по необходимости забыв о телевидении, испытают нужду в книгах. На прощание Фабер даёт Монтэгу миниатюрный приёмник, помещающийся в ухе. Это не только обеспечивает связь между новыми союзниками, но и позволяет Фаберу получать информацию о том, что творится в мире пожарников, изучать его и анализировать сильные и слабые стороны противника.
Военная угроза становится все более реальной, по радио и ТВ сообщают о мобилизации миллионов. Но ещё раньше тучи сгущаются над домом Монтэга. Попытка заинтересовать жену и её подруг книгами оборачивается скандалом. Монтэг возвращается на службу, и команда отправляется на очередной вызов. К своему удивлению, машина останавливается перед его собственным домом. Битти сообщает ему, что Милдред не вынесла и доложила насчёт книг куда нужно. Впрочем, её донос чуть опоздал: подруги проявили больше расторопности.
По распоряжению Битти Монтэг собственноручно предаёт огню и книги, и дом. Но затем Битти обнаруживает передатчик, которым пользовались для связи Фабер и Монтэг. Чтобы уберечь своего товарища от неприятностей, Монтэг направляет шланг огнемёта на Битти. Затем наступает черёд двух других пожарников.
С этих пор Монтэг становится особо опасным преступником. Организованное общество объявляет ему войну. Впрочем, тогда же начинается и та самая большая война, к которой уже давно готовились. Монтэгу удаётся спастись от погони. По крайней мере, на какое-то время от него теперь отстанут: дабы убедить общественность, что ни один преступник не уходит от наказания, преследователи умерщвляют ни в чем не повинного прохожего, которого угораздило оказаться на пути страшного Механического Пса. Погоня транслировалась по телевидению, и теперь все добропорядочные граждане могут вздохнуть с облегчением.
Руководствуясь инструкциями Фабера, Монтэг уходит из города и встречается с представителями очень необычного сообщества. Оказывается, в стране давно уже существовало нечто вроде духовной оппозиции. Видя, как уничтожаются книги, некоторые интеллектуалы нашли способ создания преграды на пути современного варварства. Они стали заучивать наизусть произведения, превращаясь в живые книги. Кто-то затвердил «Государство» Платона, кто-то «Путешествия Гулливера» Свифта, в одном городе «живёт» первая глава «Уолдена» Генри Дэвида Торо, в другом — вторая, и так по всей Америке. Тысячи единомышленников делают своё дело и ждут, когда их драгоценные знания снова понадобятся обществу. Возможно, они дождутся своего. Страна переживает очередное потрясение, и над городом, который недавно покинул главный герой, возникают неприятельские бомбардировщики. Они сбрасывают на него свой смертоносный груз и превращают в руины это чудо технологической мысли XX столетия.

Пересказал С. Б. Белов. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997.


Рецензии