Критерии оценки литературной одаренности детей

                На сегодняшний день в педагогической науке  выделяется несколько видов одаренности детей.
1. Академическая одаренность (высокая способность к  учению и обучению).
Признаки: высокий интеллект, хорошая долговременная  память, легкое и быстрое усвоение материала.
2. Интеллектуальная одаренность (умение анализировать, мыслить и рассуждать). Признаки: ученик задает много необычных вопросов, остро реагирует на все новое, ясно и правильно выражает в речи свои мысли.
3. Художественная одаренность.
Признаки: ребенок любит рисовать, лепить из пластилина или глины, сочинять сказки или писать стихи и рассказы, видит в обычных окружающих предметах необычные фантастические образы, выражая при этом свои эмоции и настроения, любит музыку, обладает хорошим слухом, легко и правильно голосом воспроизводит мелодии, легко обучается игре на музыкальных инструментах, высоко и правильно оценивает произведения искусства: живопись, скульптуру, музыку, литературу.
4.   Творческая одаренность (умение мыслить оригинально, не шаблонно).
   Признаки: ребенок интересуется игрушками, в основе которых есть механизмы: моторчики, редукторы, лампочки и т.п., любит разбирать игрушки, бытовые электроприборы и конструировать из деталей различные поделки и модели, разбирается в технике.
5. Психомоторная одаренность (спортивная).
Признаки: ребенок быстро овладевает спортивными снарядами и инвентарем, физически развит, энергичен, легко выполняет спортивные нормативы для своего возраста.
           Одаренность в одном чистом виде, как правило, не встречается. Одаренный ребенок талантлив во всем, поэтому встречается сочетание одновременно нескольких видов одаренности с преобладанием какого-либо одного вида.  Задача педагога в этом случае – увидеть вид наибольшей одаренности ребенка и направить это качество по нужному пути развития.
           Учитывая перечисленные выше признаки, можно составить портрет одаренного ребенка:
1. Задает много вопросов, проявляет интерес к разного рода вещам, иногда не по возрасту.
2. Смело высказывает свое мнение и умеет отстаивать его.
3. Обладает богатым воображением и фантазией, имеет много идей, иногда сумасшедших, часто решает задачи нетрадиционным способом.
4. Имеет развитое чувство юмора.
5. Воспринимает красоту окружающего мира. Хорошо рисует, пишет сказки, стихи.
6. Стремится к самовыражению, хочет выделиться и быть не таким, как все.
7. Преимущественно умеет сглаживать конфликты,  тактичен в отношениях с окружающими, но бывают и единичные исключения.
8. Не терпит авторитарных указаний и приказов. Охотно выполняет просьбы, особенно мотивированные необходимостью их выполнения.
9. Любит поисковую и исследовательскую работу.
10. Иногда склонен к рискованным, авантюрным действиям.

        В дальнейшем в статье пойдет речь о критериях оценки одаренности детей в области литературного творчества и о тех практических методах работы с ними, которые дают на взгляд автора наибольший результат.
          Многие исследователи данного вопроса считают основным критерием литературной одаренности детей  выявление эстетического отношения автора литературного произведения к окружающей действительности.
             Например, для выявления эстетического отношения к действительности А.А. Мелик-Пашаев предлагает ученику дать описание двух предметов, различных по своему виду и принадлежности, фиксируя все определения и характеристики предметов, данные учеником. Результатом анализа является соответствие эстетического отношения к действительности ученика одному из пяти уровней. Для первого уровня свойственно отсутствие признаков художественного типа, когда ребёнок даёт предметам безоценочно-описательные  определения.  Для второго уровня характерно появление единичных элементов художественного описания, однако в целом описание остаётся конкретно-предметным. На третьем уровне обнаруживается стремление поведать о «душе» предмета, его внутренних свойствах. На четвёртом уровне ребёнок обнаруживает большую эмоциональную отзывчивость, интерес к предмету. Описание строится преимущественно из оценочных определений. На высшем – пятом уровне ученик стремится к оформлению своего впечатления в целостной, выразительной и завершенной форме художественного типа. Данный уровень свидетельствует о том, что ребёнок занимает позицию потенциального автора художественного произведения, а, следовательно, обладает признаками индивидуальной одарённости. 
          О.Л. Иванова относит его эстетическое отношение к  действительности к одному из трёх уровней – низкому, среднему и высокому. Для низкого уровня характерно аналитическое восприятие, когда ребёнок выделяет отдельные свойства предметов; целостное впечатление возникает в результате сложения впечатлений из отдельных предметов и их свойств. Средний уровень отличает обобщённое восприятие, когда ребёнок видит целое как сложение разных частей, выявляя отношение между ними. На высшем уровне ученик демонстрирует целостное видение, в котором соединяются обобщённое и аналитическое восприятие, порождающее развивающийся образ.


Критерии развития детской художественной одарённости:
1. Эстетическое отношение к действительности.
Восприятие действительности,  степень увлечённости, любования им, восприятие его эмоционального тона.
Низкий
уровень Преобладание безоценочно-описательных характеристик
 
Средний Преобладание эмоционально-оценочных характеристик
Высокий
  Преобладание образных описаний предметов (образы-метафоры, образы-характеры, образы-картины)


2. Ценностное отношение к продуктам творческой деятельности других людей
Низкий
уровень Ребёнок не проявляет интереса к работам других детей
 
Средний Проявляет интерес к работам других детей, чтобы сравнить их со своей работой с целью обнаружить в них недостатки
Высокий
  Проявляет большой интерес к творческой деятельности других детей. Может оценить качество работ – своих и других людей, радоваться их успехам

           Практически все исследователи этого вопроса отмечают и другие немаловажные критерии художественной одаренности детей.
   3. Развитие воли к выражению творческой компетентности.
   4. Проявление самостоятельности в решении поставленной задачи.
    5. Творческая инициатива.
    6. Оригинальность замыслов и образов.
     7. Владение материалом и художественной формой (единство формы и содержания).
    8.  Эмоционально-ценностное отношение к предмету изображения, богатство ассоциаций, сравнений и метафор.
          Все эти критерии одаренности имеют место и не подлежат сомнению, и как руководитель детского литературного клуба я их использую в своей работе.
           На основании этих критериев я разработал оценочные уровни для детской одаренности:
1. Подражательный – уровень воспроизведения подобного.
2. Подмастерье – подражательный уровень с некоторыми элементами мастерства.
3. Мастер – самостоятельный автор, работы которого почти не редактируются перед публикацией.
4. Талант.
5. Гений.
           Понятно, что две последние категории встречаются крайне редко (раз в столетие), поэтому  задачей руководителя детского литературного клуба считаю развитие мастерства в работе с художественным словом, не исключая при этом более высоких ступеней, к которым каждый мастер должен стремиться.
           В работе руководителя определяются два этапа:
                а) диагностика одаренности;
                б) развитие одаренности.

            На первом этапе даю задание всем учащимся написать стихотворение или рассказ на заданную тему с обязательным прочтением какого--либо оригинального талантливого образца. Причем больше задевает за живое образец, написанный предыдущим поколением талантливых авторов, которые уже покинули стены школы. При этом показываю первый том Антологии школьной поэзии с фотографией и произведением автора. Антология вышла в печать в Новосибирске в 2009 году в Издательском Доме «Вертикаль». В 2016 году планируется издать второй том с лучшими произведениями учеников  – победителей районных, городских Всероссийских и Международных  литературно-исторических конкурсов.
               Лучшие работы, соответствующие вышеперечисленным критериям, отбираются, и дальнейшая работа продолжается с детьми, имеющими ту или иную   степень   одаренности.    Дальнейшая    работа   строится  по индивидуальному принципу, но  обязательно следует проводить и общие читки произведений (у нас это называется литературными посиделками).
               Приглашаем на встречи с членами литклуба «Пегас»  Ветеранов Великой Отечественной войны, писателей и поэтов. Частый гость в нашей школе – член Союза писателей России Владимир Павлович Романов – известный новосибирский поэт. Ученики пишут стихи к урокам истории и  обществознания. Традицией школы стал ежегодно проводимый конкурс «Мы против наркотиков!». Ему посвящается номер альманаха. Проводим литературно-художественные конкурсы и вечера, где звучат детские стихи лучших авторов. В 2013-2014 г.г. победители городского литературного конкурса «Щукинское перо» выступали трижды на областном депутатском радио «Слово», где читали стихи и рассказы, посвященные 120-летию родного Новосибирска и Дзержинскому району, в котором мы живем и учимся. Эти крупные мероприятия стимулируют многих детей к созданию своих произведений. Раз в четверть в школе издается  литературно-художественный альманах «Пегас»  с произведениями, фотографиями и рисунками авторов, которые мы отправляем на конкурсы (от районных до Международных), и результаты не заставляют долго ждать.      В апреле-мае 2014 года Амбурцев Иван,  Бармина Алена,  Дозорова   Анастасия и Чугаев Алексей  стали Лауреатами городского конкурса «Щукинское перо» в номинации «Моя малая Родина».
         Особо следует отметить участие не только членов литклуба «Пегас», но и учащихся кадетских классов нашей школы во Всероссийском историко-литературном конкурсе, посвященном 70-летию Победы. Дипломы Лауреатов  получили:
         Кирсанов Вадим (Высшая категория), Яковлева Кристина (Первая категория), Зарочинцева Людмила (Высшая категория),
Рыжкова Евгения (Высшая категория), Емельянова Анастасия (Вторая категория), а Новикова Лиза (начальная школа) в августе 2015 года стала Лауреатом Международного конкурса,  посвященного 70-летию Победы. Она награждена поездкой в Международный лагерь «Орленок».
               В заключении следует сказать, что каждый год из школы уходят авторы, но с новым учебным годом работа продолжается, и больших успехов можно достичь только тогда, когда весь коллектив участвует в этой работе, а публикации ребят на таком высоком уровне дают им большой стимул в их дальнейшей деятельности,  даже если она и не будет связана с литературой.
             В 2013 году на Областном депутатском радиоканале «Слово» была записана серия радиопередач, посвященных 120-летию нашего города, с участием  литературно одаренных учащихся нашей школы.


Литература
1. Иванова, О.Л. Рисунки, которые нас рисуют. Педагогическая диагностика художественного развития ребёнка / О.Л. Иванова. – СПб, Речь, 2009.
2. Матюшкин А.М. Творческая одаренность // Общественные движения и социальная активность молодежи / Материалы Всесоюзной научной конференции «Человек в системе общенаучных отношений». - М., 1991. - С.149-159.
3. Мелик-Пашаев, А.А. Некоторые проблемы детской художественной одарённости / А.А. Мелик-Пашаев // Одарённый ребёнок. 2003. - № 5.
4. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В.Бурменской, В.А.Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991. - 376с.
5. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С.Лейтеса. - М.: Изд. Центр «Академия», 1996. - 416 с.


Рецензии