Город из Травертинского Мрамора

(Асколи-Пичено)


Из «Ривьера пальм» курортного городка Сан-Бенедетто-дель-Тронто (см.http://www.stihi.ru/2017/05/10/795 ) мы углубляемся  почти под прямым углом в «ретротерра» - внутреннюю территорию  Марке  - области, в которой представлены ландшафты практически всей Италии. Наша ближайшая цель – Асколи-Пичено.  Этот живописный город получил своё название от древнейшего племени пиценов, которое было покорено римлянами в 89 г. до н.э.  План в виде сетки римского поселения Аскулум Пиценум заметен и в наши дни, но туристов привлекает прежде всего средневековое наследие города.

Даже известному французскому философу Жан-Поль Сартру не удалось устоять перед очарованием Асколи-Пичено. После посещения этого города из травертинского мрамора (весь впечатляющий исторический центр главным образом построен из этого камня) Сартр писал своему другу о том, что «Прогулку по улицам старого города можно сравнить с произвольным перелистыванием какой-нибудь книги по истории искусства,  когда  перед твоим взором предстают самые выразительные страницы о различных периодах итальянского искусства».

И сегодня город может гордиться одним из самых красивых исторических центров во всей Италии. Здесь на остатки древних римских и лонгобардских поселений как бы наслаиваются свидетельства Итальянского Ренессанса.

Экскурсию по городу лучше всего начать с очаровательной  Пьяцца-дель-Пополо («Площади Народа»). Это одна из самых красивых и впечатляющих площадей Италии в стиле Возрождения. Из-за её гармонии и элегантности эту площадь называют здесь «городским салоном». У асколанцев есть даже целый вечерний ритуал прогулок. Это своего рода фланирование. Что же это такое – фланёрство..?

Фланёр (фр. fl;neur, «гуляющий») — городской тип, впервые отмеченный в Париже середины XIX века (также boulevardier). Фланирование означало гуляние по бульварам, с целью развлечения и получения удовольствия от наблюдения городской жизни. А Бальзак описывает фланёрство как «гастрономию для глаз».

Первый гимн русским фланёрам пропел Гоголь в знаменитом вступлении к повести «Невский  проспект (1834).

К разбору феномена фланирования обратился в статье «Художник современной жизни» (1863)  Шарль Бодлер:

«Толпа — его стихия, так же как воздух — стихия птиц, а вода — стихия рыб. Его страсть и призвание в том, чтобы слиться с толпой. Бескорыстно любознательный человек, ненасытный наблюдатель испытывает огромное наслаждение, смешиваясь и сживаясь с людской массой, с ее суетой, движением, летучей изменчивостью и бесконечностью. Жить вне дома и при этом чувствовать себя дома повсюду, видеть мир, быть в самой его гуще и остаться от него скрытым — вот некоторые из радостей этих независимых, страстных и самобытных натур, которые наш язык бессилен исчерпывающе описать. Наблюдатель — это принц, повсюду сохраняющий инкогнито. Поклонник жизни делает весь мир своей семьей. Тот, кто движим любовью к жизни мира, проникает в толпу, словно в исполинскую электрическую батарею. Он подобен зеркалу, такому же огромному, как сама эта толпа; он подобен наделенному сознанием калейдоскопу, в каждом узоре которого отражается многообразие жизни и изменчивая красота всех ее элементов».

Раз мы уже заговорили о «гастрономии для глаз», давайте вместе со мной на минуточку заглянем «Кафе Меллетти». Здесь всегда очень оживлённо. Многочисленные посетители заходят сюда не только, чтобы насладиться чашечкой эспрессо, но и полюбоваться старинным убранством этого знаменитого заведения – большими зеркалами и украшениями потолков в стиле Либерти.

Выйдя после кофейного ритуала на Пьяцца-дель-Пополо, вы можете посозерцать возвышающийся напротив Палаццо-дей-Капитани-дель-Пополо (13-й век) и, конечно, церковь Сан-Франческо, представляющую собой строгий ансамбль готического стиля (1262-1549).

Ещё одним символическим местом Асколи-Пичено является площадь Арринго. На неё смотрит Собор Сант-Эмидио, сооружённый в 16 веке  на месте римской базилики.  Примыкающий Баптистерий – один из наиболее интересных монументов итальянского искусства. Интересно посмотреть и на Палаццо Маренго, где в настоящее время расположились городские власти.

Отдельного упоминания заслуживает Пинакотека Чивика. В собрании хранимых в музее произведений искусств  - «Пивиале» (литургическое облачение), подаренное в 1288 Домскому собору Асколи папой Никколо IV, а также живописные работы таких известных художников, как Карло Кривелли, Тициан и Гвидо Рени.

Стоит также посетить Государственный археологический музей, Галерею современного искусства, Музей искусства керамики, Музей Бумаги и, конечно, Театр Вентидио Бассо в неоклассическом стиле. Театр назван в честь римского гражданина Асколи, который был генералом Римской Республики.

Те же туристы, котором посчастливится побывать в Асколи в начале августа (первое воскресенье), могут насладиться сценами исторического рыцарского турнира «Ла Квинтана». Его кульминационной точкой являются состязания, в ходе которых наездники из 6 районов города соревнуются, кто точнее поразит копьём цель. В этот же день можно наблюдать за впечатляющей процессией, в ней в исторических костюмах 15-го века участвуют примерно 1400 горожан.

Но Асколи-Пичено  - это не только искусство и памятники. В окрестностях города можно посетить Национальный парк Монти-Сибиллини. В этой заповедной зоне расположено два десятка горных вершин высотой более 2000 метров. Самой высокой является гора Ветторе (2476 м над уровнем моря, покрытой снегом даже жаркие августовские дни).  На её склонах обитают редкие и исчезающие ныне виды животных. Горная цепь названа по имени апеннинской  прорицательницы Сивиллы. Согласно преданию, она и по сей день живёт в одной из пещер в сообществе прекрасных фей.

Когда-то она была обречена Богом на вечное бессмертие и с тех пор на протяжении веков она обитает в этих краях. Многие приходят сюда с верой в то, что где-то здесь можно обрести вечную молодость и бессмертие. Со всей Европы не одно столетие здесь собираются маги и прорицатели, чтобы разгадать предсказания Сивиллы и освятить эзотерические книги.
В средние века религиозными властями запрещалось посещать озеро. Это место считалось колдовским и ведьмовским; будто бы здесь находилась дверь в преисподнюю.

Вообще, здешние места полны мистики и и таинственности. Само название гор говорит об этом. Слово сибиллино (sibillino) в переводе с итальянского означает таинственный.

Одна из легенд, например, гласит, что тело Понтия Пилата, виновного в смерти Иисуса, по приказу императора Тиберия было погружено на повозку, запряженную быками. Когда они достигли вершины горы Реденторе (Redentore), животные заупрямились, тело бывшего прокуратора Иудеи вылетело из повозки и упало в озеро, которое известно теперь как озеро Пилато.

После столь сильных эмоций вам, конечно, захочется хорошенько подкрепиться. И здесь есть чем. Это драгоценный чёрные и белые трюфели, примерно сотня видов съедобных грибов (а что может быть вкуснее домашней пасты с шляпками белых грибов?),  местные сыры пекорино и, конечно, знаменитые розовые яблоки.

Вернувшись в Асколи-Пичено, вы можете продолжить свой гастрономический тур в элегантном ресторане «Иль Деско», расположенным в пяти минутах ходьбы от Пьяцца-дель-Пополо.  В этом заведении  вы сможете вкусить не только знаменитые «оливе алл’aсколана», которые  делаются здесь  (я тоже поучаствовал в их приготовлении), а продаются по всей Италии.

В эти оливы из Асколи вместо косточки вкладывается мясо (курица, телятина, свинина) с ветчиной, сваренное с ароматическими травами, яйцом и «Пармезаном», с мускатным орехом и корицей. Нашпиговав начинкой, оливу обваливают в муке, яйце и в сухарях, примораживают в холодильнике и затем жарят в большом количестве оливкового масла от одной до полутора минут.

В подобных изысканных ресторанах вы можете отведать целое созвездие вкуснейших спецблюд области Марке типа калорийной лазаньи «Винчиграсси», свёрнутого конвертом «Лангета по-урбински», печёного в очаге фаршированного кролика в компании замечательных вин «Пассерина», «Пекорина», «Треббиано», «Монтепульчано» и других.  Удовольствие, конечно, не из дешёвых. На человека придётся выложить где-то от 35 до 65 евро.

Да, дорого, но не будем забывать строк самого славного уроженца области Марке Джоаккино Россини:

«Аппетит для желудка – то же самое, что любовь для сердца. Желудок – капельмейстер. Он дирижирует оркестром страстей. Пустой желудок – фагот или флейта-пикколо. В нём бурчит недовольство, в нём поскуливает зависть. В противоположность ему, полный желудок –треугольник наслаждения, клавесин радости»…
                (Продолжение следует…)




См. также:

http://www.russiaprivet.org/----/

https://www.facebook.com/ComitelPartners


Автор сердечно благодарит власти Марке и Comitel&Partners за интересный международный пресс-тур в эту Область  Италии.


Рецензии