Агора. Библиотека

1.  http://www.stihi.ru/2017/04/12/8402

2.  М.М. Пришвин "Цвет и крест". (отрывок)

20 января. Один гость наш сказал:
-Русскую землю нынче засекли, как бабу, засёк пьяный мужик и свет - лучину, которая горела над этой землёй, задул. Теперь у нас нет ничего и человеческие произведения не с чем сравнивать.
- Тьма над русской землёй,- сказал второй гость, - похожа на тьму в дни распятия.
- Нет,- возразил первый, та тьма понятная, человеческая, а мы не знаем, из-за чего наша тьма. Свершилось, а что свершилось нам не известно, и в какую сторону молиться - никто не знает.
 Со скорбью сказал первый гость:
 - Вы, кажется, совершенно отчаялись, совершенно не верите?
 -Я верю,- ответил первый,- но мне кажется,, я не должен верить. Эта вера - остаток моего не совсем разграбленного имущества,как у обывателя, которого обобрали до костей, а он всё ещё из-за чего-то шабаршит. Я своей веры стесняюсь. Нет, наша тьма не евангельская, тьма без всякого поучения, непереходимый овраг, сквозная трещина вниз до Америки.
 Опять сокрушённо сказал первый гость:
 -Вы отчаялись!
 - Нет, я не отчаялся. Я живу с особенным интересом и очень хотел бы хоть одним глазком посмотреть на внуков. Мне кажется, что скоро нас погонят выгребать из хлева свиной навоз и возить на указанное место. Вырастут на этом месте цветы, и дети прибегут сюда играть. Где-нибудь в сторонке из хлева выгляну я, старый, навозный. Мальчик позовёт меня:" Дедушка, это какой цветок, какие у него лепесточки?" Я скажу:"Деточка, это лепесточек у цветка от Духа Святого." Ребёнок спросит меня: "А есть мамин ластик?" - "Вот,- скажу,- и мамин ластик, и папин". -"Как же это, дедушка,- спросит мальчик,- я слышал, будто маму мою пьяный мужик засёк кнутом, и папину лучинку задул". - "Ничего, -скажу-, он засёк и задул, а листочки всё-таки выросли, и мамины есть, и папины, и от всех родственников, и православных христиан, и от всяких вер и народов всего мира, - вон сколько их, поди, сосчитай!" - "Как хорошо!" - скажет мальчик.
 И я ему скажу, что очень хорошо на свете жить.
 Он побежит по дорожке, а я пойду в хлев.
 Так я и понимаю наше время, русский народ гонят хлев чистить - очень много накопилось навозу. Я знаю, что вычистить необходимо и прошу одного, чтобы хоть старым дедушкой из хлева одним глазком на ребят посмотреть.

Из "Дневника" за 1918 год. 


Рецензии