Вот так это было, если было

ВОТ ТАК ЭТО БЫЛО, ЕСЛИ БЫЛО.

                "Пусть не было Христа,
                Как не было Сократа.
                Пусть мифом был Христос,
                Как мифом был Сократ. -
                Нельзя плевать на то,
                Что людям было свято..."

                Сергей ЕСЕНИН, "Демьяну БЕДНОМУ".
   

   ТАК ЭТО БЫЛО, ЕСЛИ БЫЛО.
http://www.stihi.ru/2017/05/12/10817

              "Без воли Господа на то
               И волос с головы
               У человека не падет".
                (Евангелие от Матфея).

Ушло уж более двух тысяч лет назад,
Как Бог решил
Землян на веры путь наставить,
Смерть жертвенную Сына на кресте, -
Во искупление их грехов! -
И воскресенье показав как Чудо.
То христианский миф был или быль,
Но так на самом деле это было,
Если было:
Среди двенадцати апостолов Христа
Он душу приглядел Иуды из Крайот*
И поручил ей миссию святую:
Предать Христа за плату палачам.

Поняв, чьё поручениье исполняет,
Душа смогла мозг тела убедить
Исполнить полностью указ Господень, -
Предать Христа за плату палачам
И от серебряников тридцати не отказаться.
Исполнил волю Вседержителя Иуда:
Христа распяли палачи-легионеры. -
Ведь и толпе Господь в мозги вложил
Желанье не казнить разбойника Вараву,
А предпочесть тому распятие Христа. -
Распят Христос был и воскрес назавтра,
Варава был толпою жизнью награждён.
Иуда ж был за подвиг свой наказан, -
Хоть волю божью выполнил сполна, -
Навечно проклят он с тех пор -
И в поколеньях.
Прощенья нет ему. Удел его - позор:
Смерть на осине и навек  -
клеймо Христоубийцы.

С тех давних пор и повелось на матушке-Земле:
Во всех делах,- общественных ли, частных, -
Не почитается грехом, -
(возведено в обычай даже, чай!) -
Наказывать жестоко - невиновных
И награждать без меры - непричастных.


   * - Собирательное название "Пригороды" ( например, в настоящее время так
    называются официально собирательно пригороды города Хайфа) - на языке иврит.

           12 мая 2017-го года.

   АВТОГРАФ РУБЕНСА
 В СОБОРЕ САН-ЛОРЕНЦО.
http://www.stihi.ru/2016/11/29/5902


Кафедральный собор Сан-Лоренцо
Возле старого порта в Генуе, -
(Вам покажет там млад и стар), -
Украшает картина Рубенса
"Обрезанье Христа".

В боковых нефах фрески и статуи,
А по центру эта картина
Говорит, за истину ратуя,
Что свершён был над божьим сыном
Акт священного обрезания.

Питер Рубенс первым отважился,
Тему с чистого начав листа,
Вопреки умолчанью церковников, -
(Исторический факт непрост!), -
Рассказать, что евреями были
Божья Матерь и сам Христос.

      11 ноября 2013 года.


УВЫ И АХ ...
http://www.stihi.ru/2008/01/18/2969


                " Я всегда буду говорить, что я еврей, пока на свете
                будет существовать хотя бы один антисемит.
               
                Не национализм продиктовал мне эти слова, но моё понимание
                человеческого достоинства.
   
                Я продолжаю думать, что антисемитизм - отвратительный
                пережиток прошлого, что он исчезнет, как исчезнут все
                расовые предрассудки, только теперь я знаю, что очистить
                сознание от вековых предрассудков - дело очень долгое".

                И.Г.ЭРЕНБУРГ,"Люди,годы,жизнь".

Сальери, вроде бы, уже оправдан. -
Столетний снят запрет на опусы его.
Да, к смерти Моцарта он, вроде, не причастен,
Но не простил, увы, никто греха его.

С евреев Папа римский снял проклятье. -
Да, Понтий, мол, Пилат велел распять Христа.
Но не услышал мир и Папское Посланье,
Увы, бессильно, точно снятый со креста.

Всё, в общем так от века и до веку,
Хоть мчится время, сквозь века скользя.
Что вдолблено в сознанье человеку,
Того уж вырубить, похоже что, нельзя.

            Киев,28 ноября 1981 года.


ИУДЕЙКОЙ БЫЛА МАТЕРЬ БОЖЬЯ...
http://www.stihi.ru/2011/01/04/3522

      
             "В эту ночь небо стало чуть ближе,
              Звёзды ярче, а души добрей.
              В светлый праздник я чувствую, вижу
              Неподдельную радость людей.

              Мир ждал чуда… И чудо случилось!
              Славь Творца, человеческий род!
              И великая тайна открылась,
              Что веками хранил старый грот.

              Мать Мария, склонившись над Сыном,
              Обещала душою, без слов
              Жить с Младенцем судьбою единой
              И нести в мир тепло и любовь.

              Над вселенной несётся: «Встречайте!».
              Свет исходит от радостных лиц...
              Прославляйте Христа, прославляйте,
              Чья любовь не имеет границ!"
                Ольга КОРНЕВА,"Рождество Христово",
                http://www.stihi.ru/2010/12/26/9175 .

                "Возлюби ближнего, как самого себя".
                Рабби Акива.

 Соберусь-ка я с духом, - посмею
 В день рожденья Христа попросить
 Всех, кто верит в Христа,
 Постараться неприязнь вековую забыть
 К соплеменникам Матери Божьей
 И младенца святого её. -
 Иудейкой была Мать Мария,
 Иудеем и сын был её.

 Был согласно с отцовскою верой
 На восьмой день обрезан** Христос
 И прилежно учил мальчик Тору,
 Под молитвы еврейские рос.
 Оттолкнувшись от веры пророков,
 Новой веры он светоч зажёг
 И добавил сиянье в корону, -
 Ближе к грешному миру стал Бог.

 Тору Ветхим нарёк Сын Заветом
 И Завет Новый миру открыл.
 Путь его от рожденья к Голгофе
 Шёл в сиянии ангельских крыл.
 Новой вере отдав предпочтенье,
 Вместе с ним понесли её в мир
 Иудеи-апостолы дружно
(Не евреем один* только был)*.

 День настал и по Божьему Промыслу
 Сын Нетленное Чудо явил:
 Был распят пред толпой злым он умыслом
 И в чертоги Отца воспарил. -
 Снят с Креста был он ночью еврейками
 И на камне священном омыт
 И накрыт плащаницей багряною
 И воскрес, чем был миру открыт.

 Соберусь-ка я с духом, посмею
 В день рожденья Христа попросить
 Всех, кто верит в Христа
 Постараться неприязнь вековую забыть
 К соплеменникам Матери Божьей
 И младенца святого её. -
 Иудейкой была Мать Мария,
 Иудеем и сын был её.

"В светлый праздник Рожденья Христова
 Свет исходит от радостных лиц..."
 С чистым сердцем Христа, прославляйте,
 Пусть любовь не имеет границ!

 *  - Апостол Лука, уроженец Антиохии.
 ** - см. приведенное ниже Приложение:  Юрий МАГАРШАК, "ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НЕ
      ЗНАЕТ,ЧТО ОНО ПРАЗДНУЕТ В ДЕНЬ НАСТУПЛЕНИЯ НОВОГО 
      ГОДА И О СВЯЗИ ЭТОГО СВОЕГО НЕЗНАНИЯ C НАЦИЗМОМ, НАЦИОНАЛИЗМОМ, РАСИЗМОМ
                И ТЕРРОРИЗМОМ.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

    Юрий МАГАРШАК,
    президент международного комитета интеллектуального сотрудничества .
       
     ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НЕ ЗНАЕТ,ЧТО ОНО ПРАЗДНУЕТ В ДЕНЬ НАСТУПЛЕНИЯ НОВОГО 
     ГОДА И О СВЯЗИ ЭТОГО СВОЕГО НЕЗНАНИЯ C НАЦИЗМОМ, НАЦИОНАЛИЗМОМ, РАСИЗМОМ
                И ТЕРРОРИЗМОМ.

Казалось бы, каждый знает, что празднуется с приходом Нового Года.
Приход Деда Мороза с Снегурочкой. Или – как в странах Западной Европы и США – Санта Клауса. Ну и, разумеется, сам Новый Год. Новая цифра на календаре, которая человечество не может не радовать. Даже если отмечается какая то заведомая чепуха – вроде чуда зажжения елки рубильником, Змея Горыныча и Бабы Яги. Веру в которых дети теряют лет в восемь.

Так да не так.
Зададимся казалось бы самым очевидным вопросом. 1 января 2011 года наступит Новый 2011 год от… от чего? От какого события? От какой даты берет начало Новая Эра? От Рождества Христова – дружно ответит цивилизованный мир. А коль это так – а по убеждению миллиардов людей на Земном шаре это бесспорно так, не зря же Новая эра обозначается буквами: от Р.Х. – ответьте на следующий вопрос:Если Новая Эра отсчитывается от Рождества Христова, то почему же Рождество приходит на неделю раньше, чем Новый Год – причем на один и тот же временной интервал, восемь дней – и в Католическом, и в Православном мире (то есть и по Григорианскому, и по Юлианскому календарям)??!

Почему Рождество наступает не в Новый Год, коль скоро от него отсчитывается Новая Эра, а, как сказали бы коммунисты, досрочно?
Ответ, который дает подавляющее большинство во всех странах: «сдвиг приблизительно на неделю связан с високосными годами» – абсурден: за 20 веков сдвиг между календарями произошел на 13 дней, а не на восемь – как известно со школы каждому, даже не очень образованному, человеку. Ну и в чем же дело? – меланхолично спрашивает практически каждый, кому я задавал это вопрос. С подчеркнутым равнодушием, которое само по себе знаменательно и требует самоанализа. Елико далеко не случайно, а уходит в глубину подсознания. Индивидуального и коллективного.

Что ж, напомню и расскажу.
Дело было, само собой разумеется, в древнем Риме. Где главным праздником года были Сатурналии – в честь Бога Времени. Начинавшиеся 17 декабря и длившиеся неделю. В это непохожее на никакое другое время Сатурна-Времени господа садились за один стол с рабами, школьники прерывали учебу, устраивались карнавалы, люди обменивались подарками, преступников запрещалось казнить…
Это был самый любимый праздник. За которым следовал Новый Год, отождествлявшийся с Янусом. Который был богом двуликим не потому что двуличный, а потому что у него, согласно верованиям римлян, было два лица: старым, бородатым лицом Янус смотрит в прошлое, а молодым – в будущее. Замечательный символизм! Куда мудрее, чем вера в деда Мороза и бабу Ягу в наше время. Не так ли?

С приходом христианства традиционные праздники менялись на праздники новой религии.
При этом, для того чтобы не отвратить римлян от новых верований и тем более не разгневать, старались совместить новые праздники с традиционными, а не просто отменить те, которые имели тысячелетнюю привычку отмечать их. Именно поэтому самый светлый праздник Новой Веры – Рождество – был перенесен на Зиму (хотя из Евангелий очевидно, что Христос родился весной). Праздники начинавшиеся Рождеством, в Христианстве тоже длились неделю – а заканчивались непосредственно в Новый Год! Казалось бы, все возвышенно и логично. Все да не все. Почему же в таком случае Рождество было решено отмечать 25 декабря, а не начинать с него Новый Год? Получается, что Христос родился на восемь дней раньше Эры, начавшейся – как сегодня известно каждому – с Его рождения. Абсурдно, не правда ли? Или как минимум, странновато.

Да в том то и дело, что Новая Эра – как ее предписали отсчитывать Отцы Церкви – началась вовсе не с Рождества Христова.
А с другого праздника Христианства. Который почитали величайшим, начав отсчет Новой Эры с него. С ДНЯ ОБРЕЗАНИЯ ГОСПОДА - Иисуса Христа.

Иисус, как и положено еврейскому мальчику, был обрезан на восьмой день.
Согласно иудейской традиции (почитаемой и первохристианами, и Отцами Церкви, и христианами первого тысячелетия Христианства) в этот момент мальчик, принадлежащий к Народу Книги, объединяется с Господом. Что, в случае Иисуса означало единение Отца с Сыном. Вертикаль (небо-земля) вместо горизонтали (прошлое-будущее) отмечавшейся в Януарий: возвышенная символика! Именно День Обрезания Господня был главным праздником христианства на протяжении более чем тысячелетия: мудрый, сакральный символ! Во время Крестовых походов летоисчисление еще велось от Обрезания Господня (как и должно было быть!). В книгах и летописях так и писали: то то и то то произошло через две недели после (или, к примеру, за десять дней до) Праздника Обрезания Господня. И это правильно. Потому что именно со дня Обрезания Иисуса ведет начало Новая Эра!

Восемь дней от Рождества до дня Обрезания Господа считались священным временем.
По возвышенности и духовности не только не уступая, но и (говоря объективно, без религиозных пристрастий) превосходя Сатурналии. Почему же это переменилось? Как человечество могло позабыть – и активно, сознательно позабыть – что именно празднует под Новый Год и с чего берет начало Новая Эра? Почему время от Рождества до Нового Года перестало быть священным, сакральным? Почему церковь разрешила в этом, единственном (!) случае заведомо языческие обычаи? Елочки, веточки, Дед Мороз, Санта Клаус с Подарками, Баба Яга с Змеем Горынычем, пляски снегурочек и снежинок, шар падающий на Таймс Сквер – все что угодно, лишь бы забыть то, что именно празднуется в, – не побоюсь этого утверждения, – самый любимый праздник всего человечества: и религиозного, и не очень! Как могло позабыться – и позабыться активно, по формуле не знаю и не хочу знать – с чего отсчитывается не что-то второстепенное, а Новая Эра! Вопрос требующий тщательного изучения историками ввиду колоссальной важности для современности.

Но и без профессионального анализа ясно: сокрытие столь важного факта – и не от кого то, а от миллиардов людей! – могло быть обусловлено только одним: антисемитизмом.
Проявившимся в отдалении (из века в век далее) первой части Священного Писания (в переводе на русский именуемой Ветхий Завет) от Завета Нового в сознании верующих и клира. Вдумайся, читатель. Если Отцы Церкви, христиане первого тысячелетия христианства и даже Крестоносцы (либерализмом вообще и любовью к народу Книги в частности не отличавшиеся) знали, что Новая Эра отсчитывается от Обрезания Господа, почитали и уважали этот Великий День, то почему же современное человечество не знает, что празднует? И даже еще того удивительнее: активно не хочет знать!

Независимо от политических убеждений и вероисповедания читателя, размышляя об этом, он шаг за шагом неизбежно придет к выводу о связи между нацизмом и национализмом любого рода с антисемитизмом как его первоосновой.
Ведь древний мир религиозных войн не знал. Не знал и расовой ненависти. Потому и существовали так называемые языческие и варварские цивилизации (Египта, Китая, Индии, Двуречья) по три тысячи лет, что в них не было ни нацизма, ни религиозной непримиримости. Не было погромов на почве религии в Древнем и Языческом мире, подобных еврейским и Варфоломеевской Ночи, явившимся предвестниками современного исламского, ирландского и прочего религиозного терроризма. В любом случае, человечество должно наконец вспомнить, что празднует с приходом Нового Года в ночь с 31 декабря на 1 января. И от того, насколько трезво и здраво будет к этому относиться, зависит его будущее. Наше общее будущее.

      ***

И.Г. Яковенко:

Статья Юрия Магаршака нуждается в комментариях.
Прежде всего, она предполагает читателя, обладающего некоторой общей культурой. Постсоветский «интеллигент», как правило, ничего или почти ничего не знает. А потому, поведанная автором история производит на него ошеломляющее впечатление. Между тем, в плане изложения фактического материала здесь все правильно.

Впрочем, можно дополнить.
Празднование Рождества устанавливается в IV веке и смыслово связано с зимним солнцестоянием. Символика простая. Увеличение продолжительности дня символизирует победу жизни над смертью. В это время одним из самых сильных конкурентов христианства был митраизм. Историки культуры и религиоведы фиксируют переклички и сходные моменты в ритуалах и представлениях конкурирующих культов. Есть предположение – день Рождества выбран таким образом, чтобы вытеснить день рождения Митры, который праздновался 25 декабря.

В любом случае, обряд обрезания падает на первое января.
Отметим, что праздник Обрезания Господня по сей день празднуется как католической, так и православной церковью первого января. В России Обрезание Господне широко известно как «Старый Новый год», так как до введения нового стиля совпадало с началом нового года.

Обрезание Господе празднуется, но, как бы это сказать, празднуется тихо.
Если из Рождества и Нового года сделаны шумные празднества, захватывающие и объединяющие все общество от атеистов до кришнаитов, то Обрезание Господне стало сугубо церковным праздником. В православной церкви в этот день празднуется память святителя Василия Великого. В эту службу включаются песнопения, посвященные празднованию Обрезания.

Мотивы, по которым сюжет Обрезания Господня очевидно отошел на второй план, заслуживают специального обсуждения.
В таком обсуждении имеет право на существование позиция Юрия Магаршака.

Сделаем лишь одно замечание.
Заданная идеологической идентификацией нетерпимость появляется вместе с монотеизмом. Это – печальное и неизбежное следствие монотеистического взгляда на мир. Политеисты толерантны. Вера в иных богов не затрагивала картину мира язычника. Идея единого Бога такова, что иноверец отрицает «нашего» Бога. Толерантность приходит в мир вместе с разворачиванием секуляризации и снижением накала религиозного горения. Что же касается национализма, то нации очевидным образом пришли на смену религиозным идентичностям. Трудно сказать, хорошо это или плохо. Кто знает, что лучше: ненавидеть другого, видя в нем инаковерующего, или иноплеменника? Как говорил в подобной ситуации Отец народов «оба хуже».

Все это так, тем не менее, Магаршак уловил нерв проблемы: христианский мир не склонен вспоминать о том, что Спаситель был рожден в еврейской семье.
Эта проблема не имеет отношения к Спасителю. Эта – наша проблема.

 ***

Википедия об авторе комментария: Яковенко, Игорь Григорьевич – российский культуролог, философ, правозащитник.
Кандидат культурологических наук, доктор философских наук. Преподает в Московском Государственном Университете им. М.В. Ломоносова (курс лекций по Теории локальных цивилизаций на Факультете Мировой Политики), профессор кафедры истории и теории культуры Российского государственного гуманитарного университета. Автор ряда монографий, составитель сборника «Россия как цивилизация. Устойчивое и изменчивое».
             
             3 января 2011 года.




 


Рецензии