Молния ударила рядом

Когда неожиданно и навсегда уходят наши знакомые, друзья, близкие, всегда остается чувство вины: не дослушал, не договорил, не помог, не поддержал, не спросил…
Вообще, после определенных событий, начинаешь переосмысливать прожитое, иначе расставлять акценты. По-моему, это нормальная реакция человека разумного. Опыт и знания позволяют корректировать свой курс на будущее, но и они же заставляют сожалеть о том, что было сделано ранее не так или не было сделано вовсе.
Помню наше последнее общение с Татьяной Куниловой: мы обсуждали проведение поэтического конкурса «Хит сезона», шутили по поводу мистики – тринадцатый по счету турнир, и, как назло, с жюри была проблема, регистрация на участие шла не так активно, как хотелось бы, да и сама Татьяна попала вдруг на больничную койку. Говорили и о положении дел на Портале, в Союзе писателей, о новых литературных проектах. Всё казалось обычным, никаких дурных предзнаменований или тревожных прогнозов. Череда таких вот мелких неудач, жизненных неурядиц, рассматривалась Татьяной, как досадные, мелкие препятствия, которые, конечно же, проходимы и по плечу.
Если бы меня попросили вкратце охарактеризовать Татьяну, то я бы выбрал всего три слова: энергия, оптимизм, талант. При чем это относилось к любому делу и начинанию за которое она бралась. И, удивительно, но ей хватало времени на все: на семью, на любимую работу, на творчество, на организацию масштабных проектов, на общение, на активный отдых, на танцы, наконец.
Основными добродетелями Куниловой я бы назвал деликатность и доброту. Как умело Татьяна гасила конфликты, как спокойно могла отстоять свою точку зрения, как внимательно слушала оппонента! К новым, а особенно – к молодым, авторам она относилась, я бы сказал, с нежностью и заботой. Мы часто спорили на тему, каким должен быть судейский отзыв: резким и правдивым, наглядно показывающим конкурсанту на ошибки и ляпы, или мягким и доброжелательным, жирно подчеркивающим достоинства работы, и обозначающим еле видным пунктиром недостатки. «Дима, одной неосторожной фразой ты можешь отбить у начинающего автора охоту писать!» - часто говорила Татьяна… И для каждого находила приятное слово.
Во многом поэтому Татьяну можно назвать сердцем, душой, совестью литературного портала «Что хочет автор», да и «Нового Современника» в целом. Если Илья Михайлович Майзельс олицетворяет собой рациональное начало, голову, рассудок, то Таня – это дух, вторая сущность нашего социума. Я намеренно говорю в настоящем времени, ибо Татьяна настолько системообразующий человек, столько ее положительной энергии влито в портал, столько взлелеяно здесь, что присутствие ее будет ощущаться очень-очень долго.
О своем творчестве Татьяна говорила мало, как будто стесняясь, и от этого складывалось ошибочное впечатление, что, став «литературным функционером», она забросила работу над стихами. Нет, как обычно бывает при росте мастерства, наступлении поэтической зрелости, количество неминуемо перерастает в качество в ущерб, конечно же, этому самому количеству. Это подтверждается еще и тем, что в последнее время Таня много работала над редактированием своих ранних произведений…
Я, как и многие, был шокирован черной апрельской новостью. Думал о бренности и скоротечности жизни, вспоминал лекцию Гурджиева «Последний час жизни»… По-моему, Татьяна жила в соответствии с философией Григория Ивановича - не в холостую. И, я думаю, ей нечего стыдиться и не о чем жалеть.
Молния ударила рядом, и пришло понимание, что времени мало, что выходя утром из дома невозможно сделать «сэйв», сохраниться, как в компьютерной игре, что надо быть благодарным за то, что есть, и - работать, учиться, чувствовать, искренне радуясь каждому дню, не откладывая все это на завтра.
Мы не были друзьями. Скорее, коллегами. А точнее – товарищами. Это прекрасное слово постепенно забывается, и совершенно напрасно вытесняется из языка.
Так вот, Татьяна была именно товарищем. Классическим, настоящим, с которым и в разведку пойти можно и гармошку на гулянке порвать.
А может быть слово «товарищ» уходит из языка потому что в нашем мире остается все меньше людей, которых можно назвать этим теплым, добрым словом?
 
21 августа 2016 г.


Рецензии