Размышляя над Матрицей

 «Матрица» (англ. The Matrix) — культовый научно-фантастический боевик, снятый братьями Вачовски.*
• Нет не сестрами, будучи сестрами, они бы уже ничего не написали (и это трагедия)
Фильм изображает будущее, в котором реальность, существующая для большинства людей, есть в действительности симуляция типа «мозг в колбе», созданная разумными машинами, чтобы подчинить и усмирить человеческое население, в то время как тепло и электрическая активность их тел используются машинами в качестве источника энергии. Узнав об этом, хакер по кличке Нео оказывается втянут в повстанческую борьбу против машин, в которую также вовлечены другие люди, освободившиеся из «мира снов» и выбравшиеся в реальность. Картина вызвала значительный резонанс в сфере философской мысли, обсуждению её аллегорического смысла посвящены многочисленные статьи. Наиболее полное соответствие идее «Матрицы» находят в платоновском мифе о Пещере; кроме того, в фильме содержится целый ряд философских, религиозных и художественных реминисценций. Среди возможных источников вдохновения для создания фильма также называются гностицизм, киберпанк и хакерская субкультура, «Алиса в Стране чудес», повесть Айзека Азимова «Профессия», роман Артура Кларка «Город и звёзды», гонконгские боевики и аниме.

Основные аллегории
Кто не смотрел этот фильм – лучше вначале посмотреть или, по крайней мере, ознакомиться с сюжетом. Со времени создания книги Taken the rad peel прошло много времени и новое поколение вряд ли читало эту книгу. Кроме того, в этой книге собраны подборки статей о первом из трех фильмов. Однако, наиболее полное осмысление дает симбиоз всех трех частей.
Фильм “Матрица” – это одна из лучших попыток объяснить природу нашего сознания:
- Матрица – диктат, темница для души.
И вот именно здесь и возникает множество ассоциаций – с христианством, с буддизмом.
Если в христианстве бессмертная душа человека уже свободна и это нужно лишь осознать, то в буддизме она изначально находится в темнице. Мир – это Майя – иллюзорность. Практически все, что  в нем происходит – это “гуны” страсти, от которых необходимо освободится. И единственным способом освобождения является медитация, цель которой – достижение состояния “самадхи”, а затем нирваны – состояния “буддовости”. Тема нескольких избранных – намек на индуизм, на реинкарнацию, которой подвергается даже бог, перевоплощаясь в Вишну, Шиву, Кришну. В фильме много намеков на буддизм.  Во второй части это статуэтки Будды в витрине магазина, Сераф – телохранитель Пифии, восседающий в позе Лотоса и мн. др.
Христианских реминисценций в фильме еще больше. Однако общей  канвой фильма, скорее всего, является философия Платонизма, уж во всяком случае, она точно идеалистическая. Идеалистическая потому, что Матрица, будучи созданием машин, идеальной программой – не идеальна, то есть не редуцируема – не поддается контролю, так как включает такую иррациональную переменную, как человек.
Что касается христианства. В христианстве душа также, как и в буддизме, заключена в сосуд, но данный сосуд, является не узилищем, а ее временным обиталищем – и даже храмом. Понятие темницы, характерное для платоновской философии, в христианстве актуально лишь частично. В какой-то мере в темнице находятся тела влекущие жалкое существование (рабы, больные люди), но им даруется надежда – претерпевший до конца – спасется (см. евангельскую притчу о Лазаре). Согласно христианству, душа и тело – едины. Христиане не имеют права разлучать душу со своим телом, так как и тело даровано Господом. Матрица не отвечает на проклятые вопросы: на вопрос, кем является Бог и какова его миссия, какова загробная участь людей. Даже предложенная модель реальности – симулятор, называемый Матрица, в котором пребывают души, не исключает возможности выбора, что мы и видим – Taken the rad peel (с. Англ. прими красную (или синюю) пилюлю). История реального мира такова, что бунт против Бога поднимают тогда, когда хотят оправдать свои страсти и вожделения. Да и получив это самое (мнимое) освобождение, счастья и покоя богоборцы не получают, а умирают зачастую в муках (например, Л.Н. Толстой). Разум существует вне тела, умрешь в Матрице - умрешь в теле. В Христианстве наоборот, согрешишь в теле, умрешь в душе.
Основные персонажи и параллели
Нео
Нео – главный герой. Том Андерсен, программист, он же профессиональный Хакер по клички Нео. По пророчеству Пифии, по вере Морфиуса и по любви Тринити, Нео становится Избранным – Мессией, спасителем человеческих душ, застрявших в Матрице. О нем по ходу…
Морфиус
Морфиус – капитан корабля Навухудоносор, мистическая фигура. Его  первоначальная миссия заключается в поиске избранного. Прорицательница Пифия предсказала, что он найдет его и с тех пор Морфиус свято в это верит. Его разыскивают агенты, о нем, как о легенде, шепчутся хакеры. Прототипом Морфиуса, пожалуй, следует считать Морфея – повелителя снов в древнегреческой мифологии. Морфей – сын Гипноза и умеет он это делать превосходно. От момента первого звонка на телефон Нео, до предложения взять красную или  синюю пилюли, Морфиус фактически повелевает разумом Нео. После гипноза, Нео трезвеет будучи уже на корабле, побывав в симуляторе – эмуляторе  программ и узнав, что он только батарейка для вскармливания машин. И если Нео смиряется с данностью, то Сайфер (Люцифер) – предатель негодует:
- он все время жульничал, он заставил нас взять эту чертову пилюлю.
Во второй части Морфиус произносит речь в Сионе, которая ввергает жителей в гипнотический транс, сопровождающийся массовой оргией. Но главная его миссия, пожалуй, не в этом. Морфиус никому не подчиняется. Он знает цель, безгранично (фанатично) верит в пророчество, верит в избранного, за которого готов отдать свою жизнь. Он становится практически одержимым. Его безграничная вера, во второй части, передается и жителям Зиона:
- Что меня поддерживает больше всего – вера? Да. И не только это…
Вера лишает человека страха, вера утверждает путь, которым нужно идти до конца, вера это то, что в нашем мире остается неизменным. Через эту фразу,  вера передается и его бывшей возлюбленной – Ниобе, а также сенатору Зиона, который отчетливо понимает, следующее:
- я верю, что наша победа будет зависеть не от количества имеющихся у нас кораблей…
Сенатор - интересная фигура второй части фильма – человек, думающий и понимающий, что в мире есть вещи, которые не подлежат рациональному объяснению.
Сераф – серафим – ангел-хранитель Пифии. Он знает ключи и коды к различным дверям – ячейкам памяти, в которых хранятся программы.
Пифия
Пифия – прорицательница. Она читает мысли и знает почти все. Ее проницательность (мудрость) заключается в том, что она не указывает, что нужно делать, а лишь, открывает путь, который каждому предстоит пройти самостоятельно. Над ее дверью весит табличка с девизом, который она показывает Нео  - Познай себя. Тут интересная параллель. Данная фраза берет начало в Платоновской школе (академии), но, возможно, идет от учителя Платона – Сократа, который по преданию посещал Дельфийского оракула, жрицей и толкователем которого, как раз, и была Пифия. Во второй части Нео в тупике. Пифия знает все, но она, как всегда, не помогает, а говорит загадками (в притчах, гадательно). Нео догадывается, что она – программа (программа интуитивного типа, предназначенная для того, что бы изучать повадки людей), следовательно, может оказаться и не на стороне людей. Перед ним снова выбор, но на выручку опять-таки приходит вера.
Агент Смит
В первой части фигурирует три агента. Агенты – автономные модули, задача которых – контроль (программы) системы. Главный – агент Смит. Имя Смит указывает на безликость, безличность.
Ср. Морфиус: - И у всех троих одно лицо.
Агентов практически невозможно уничтожить, они часть системы. Однако ключевым моментом трилогии является желание Смита, сходное с желанием людей – вырваться из Матрицы:
- я этот мир ненавижу, я ненавижу этот запах, эту вонь…
Смит пытается освободиться. Для этого ему нужны ключи от Зиона, для этого ему нужен капитан Морфиус. Но Смит знает не все, он недооценивает Нео. Нео, руководствуясь только интуицией, возвращается в Матрицу, чтобы, вопреки здравому смыслу и логике, спасти Морфиуса и ему это удается, правда дорой ценой.
Тринити
Имя Тринити в большей степени мистично, чем символично. Не знаю как у католиков, а у православных Троица – Любовь! В первой часть, именно она помогает Нео освободится. Он не поехал бы на встречу с Морфиусом и вылез бы из машины у моста на Адамс-стрит, он не поверил бы в себя, если бы не она.
Нео: - я не избранный;
Тринити: - но ты должен быть им.
Нео первый раз не понял Пифию. Он думал, что его миссией является спасение Морфиуса, он не верил в свое избрание, хотя и от пуль научился уклоняться:
Тринити: -  Ты им (агентам) не уступал.
Пифия: - Да, талант у тебя есть, но ты, кажется, чего-то ждешь.
Пифия сказала Тринити, что тот, кого она полюбит – Избранный. Нео не справился бы без нее в здании, освобождая Морфиуса и главное, он бы умер и не воскрес из мертвых без ее веры и любви. Когда он умер, она не поверила и, поцеловав его, сказала, что уже не верит, а знает.
Проблема иррационального выбора
Именно с проблемой выбора столкнулся Нео на этапе своего становления в качестве Мессии. В первой части Пифия помогает Нео поверить в себя, предлагая ему поразмышлять над фразой: познай себя.  Ее совет спасает положение.
Пифия говорит Нео:
- Морфиус верит в тебя так безгранично, что готов принести себя в жертву… Бедный Морфиус. Тебе предстоит выбирать, на одной чаше весов, будет твоя жизнь, на другой его. Тебе выбирать кому жить, а кому умереть.
Тут аллегория. Первосвященник Каиафа пророчествовал, что лучше умереть одному человеку (Иисусу), чем погибнуть всему (Израильскому) народу.
Фактическое предназначение Пифии – программа оракул. Она также желает (как и другие программы) выжить и выполняет свою миссию, свое предначертание. У нее свой выбор, для которого она и создана (запрограммирована). Опять проблема выбора. У предателя Сайфера свой выбор:
- Если выбирать, то я выбираю Матрицу, она более реальна.
Ради богатства и спокойной, сытой жизни он предает, а затем убивает своих единомышленников.
Пифия во второй части говорит Нео:
- Выбор уже сделан, тебе остается лишь осознать это.
В комнате проектировщика, во второй части, Нео видит многовариантное будущее. Однако его выбор, хотя и предсказуемый, но все же непонятный для машин – пожертвовать всем человечеством ради любимой. Но для Нео он – единственно возможный.
Проектировщик иронизирует:
- Любовь – квинтэссенция человеческих чувств и эмоций.
Да любовь, особенно взаимная, может многое. Тринити спасает Нео, Нео во второй части спасает Тринити. Машинам любовь не ведома, они ничего о ней не знают и именно поэтому всегда будут только придатком человека. И если любовь – это только набор биохимических реакций, то как она может двигать миром? - а она движет! Нео в конце 3-й части останавливает войну!

Проблема машин
Матрица – это диктат машин, однако, машины и люди нужны друг другу. Преодолеть взаимное непонимание можно только с дуалистических позиций и на иррациональной основе, отсюда инициатором примирения в конце 3-й части выступает именно Нео. Рациональное не спасает, оно подталкивает к сопротивлению, к войне:
Морфиус: - Или может быть командер придумал, как остановить 250 тысяч машин.
Иррациональное утверждает обратное.
Нео: – должен быть выход.
Машины никогда не смогут понять, как миллиарды людей живут своими жизнями. По их мнению первая матрица была совершенна, но люди не приняли ее. А почему? А потому что были несвободны.
У агентов всего 2 варианта (первая часть):
- Либо они разорвут цепь, либо его (Морфиуса) разум даст трещину.
Они не могли предположить третьего варианта, что Нео освободит Морфиуса.
Кстати, что касается иррациональности. Вспомнилась такая дилемма. Лодка тонет. В ней мужик, его мать, жена и ребенок, и что бы спастись, мужику (странно да) нужно оставить, спасти только одного. Эта дилемма никуда не годится с рациональной точки зрения. Спасти нужно (мужику), якобы жену. Но пусть мужику по условиям задачи и нужно остаться (я бы спрыгнул с лодки), но выберет он, да и любой человек того, кого больше любит!
Эту тему можно разбирать бесконечно, однако. Если учесть гипотезу не редуцируемости сознания, то фразу сенатора на техническом этаже:
- Мы нужны машинам, а они нужны нам.
Следует интерпретировать и так:
Машины нужны людям – факт. Люди нужны машинам не только (по фильму) ради энергии, а видимо ради чего-то, большего. Именно люди являются подлинными источниками (процессорами) сознания, разума, в то время как машины, сами, подключены к этому источнику, и выполняют лишь механическую функцию. В противном случае, невозможно объяснить, откуда, у спасаемых появилась воля к спасению и кто такие Мессии? Ведь мессии спасали не всех. Мессия – не данность свыше, а человек, родившийся в Матрице, способный преображать реальность и спасший первых Зионцев.
Проектировщик не может решить уравнение. Любое решение приводит к  аномалии. Так средневековые математики, решая уравнения и находя их корни, наткнулись на иррациональные числа, отбросили их как бесполезные, пока не появился Фердинанд Фон Линдеман, который доказал, что, например, такое иррациональное число как Пи – не может быть решением алгебраического уравнения. Максвелл – создатель теории электромагнетизма, возродил их к жизни, предложив физическую интерпретацию.
Немного о второй части Overload
250 000 машин роют туннель и приближаются к Зиону. Приближается кончина Зиона, так как никакими силами мощь машин не удержать. Морфиус верит, что спасение может прийти только через исполнение пророчества и нарушает все приказы, игнорируя здравый смысл отсылает два корабля для выхода на связь с Пифией. Смит также нарушает приказ – согласно своей миссии он должен был уйти, но он остается в системе (в Матрице). Смит разрастается, как раковая опухоль, угрожая даже самим машинам. Благодаря Нео, он снова в плену. Но он кое-что понял. Он понял, что может достичь абсолютной власти. Но достичь ее можно обретя контроль и над людьми и над машинами. Однако, понимая, что будучи порожден Нео, он стал его антиподом и только Нео противостоит ему на пути к власти. Но Нео сильней, значит, у него есть секрет. Смит это понимает и, чтобы сравнять шансы, овладевает душой Пифии. Агент Смит – полная дуалистическая противоположность Нео, иррациональный изъян. Для того, чтобы избежать большего зла, машины вынуждены заключить договор с людьми.
Уравнение матрицы должно быть стабильно. Если есть аномалия – Нео, то для ее компенсации необходима другая аномалия и воскресение Нео, как раз ее и порождает. Но есть еще один важный момент. У Смита есть своя злая воля. Он также решает уравнение, ища выхода из системы. Он также как и жители Зиона понимает, что является лишь частью системы, частью, выполняющей чью-то волю (ср. фраза Мировингена - Вы здесь потому, что так сказали). А чью волю – волю программиста, проектировщика системы. Но ведь и сам проектировщик – порождение системы – ментальная составляющая машинного кода – головная программа. Пифия тоже программа – программа интерактивного типа, она взаимодействует с людьми и за несколько сотен лет своего существования научилась у них. Программы, подобные ей, выживают потому, что умеют скрываться, т.е. обходить законы логики, а, как известно, законы логики преодолеваются через сознание – сознание людей, имеющих причастие к божественному. Такова программа –
Меровинген
Меровинген – интереснейший персонаж, старая программа, которой удалось выжить после смены нескольких Матриц. Мерови;нги (фр. M;rovingiens, нем. Merowinger и Merovinger) первая династия франкских королей в истории Франции. Её короли правили с конца V до середины VIII века на территории современных Франции и Бельгии. Меровинги были причастны к оккультным культам, отсюда сбор и контроль информации, имели неограниченную власть и влияние, отсюда миссия Меровингена и его страсть к французскому языку.
Но его выживание призрачно, о чем он сам и признается. Он, что-то типа Аида – повелителя царства мертвых, отсюда его жена – Персефона и лодочник Харон, доставляющий программы в начале 3 части.
Смит же искал ключ доступа к Зиону, что бы обрести не виртуальное, а реальное тело, вырваться из диктатуры Матрицы.
Смит стремится к неограниченной власти и удержать его уже никто не может, кроме, пожалуй Нео, столкновение с которым и происходит в 3 части названием “Революция”.
Разговор Нео с проектировщиком
(приведу свой вариант перевода. Ответы Нео выделены курсивом)
Архитектор: Я архитектор. Я сотворил Матрицу. Я тебя ожидал. У тебя много вопросов, и, хотя система изменила твое сознание, ты остался неизменно человеком, поэтому, часть моих ответов ты поймешь, а часть нет.
Нео: - Почему я здесь?
Архитектор: Твоя жизнь – остаток неуравновешенного уравнения... Матрицы. Ты аномалия, которую я всеми стараниями не смог устранить для сохранения абсолютной, гармоничной математической точности. Это тяжелая обуза, но предвиденная, и потому подвержена контролю. То, что привело тебя сюда, было неизбежно.
- Вы не ответили на мой вопрос.
Архитектор: Абсолютно верно. Ты соображаешь быстрее, чем другие...
- Другие? Какие другие?
Архитектор: Матрица старше, чем ты думаешь. Я предпочитаю считать с образования первичной аномалии, к следующей и, в этом случае, это шестая версия.
- Были пятеро до меня... или мне никто не сказал или никто не знает.
Архитектор: Точно... Как ты наверняка догадался, аномалия системного плана. Она  создает конфликты даже в самых простых уравнениях.
- Выбор. Проблема в выборе.
Архитектор: Моя первая Матрица была практически совершенна - это была работа совершенства и искусства - безупречна, возвышенна. Триумф, сравнимый только с монументальным провалом. Неизбежность ее провала ясна мне теперь отчетливо. Она исходит из несовершенства, унаследованного каждым живым существом. Поэтому я ее переработал, опираясь и изучая вашу историю, для того, чтобы наиболее точно учесть и отразить разнообразный гротеск вашей натуры (проявления каждого индивида). Но я снова потерпел неудачу и тогда понял, почему ответ все время ускользал от меня. Всему виной ваша ограниченность, а может быть мой интеллект – перфекционизм, стремление к совершенству. На ответ мне намекнула другая программа интуитивного типа, изначально созданная для изучения аспектов человеческой психики. Если я Отец Матрицы, она несомненно является ее матерю.
- Пифия (оракул).
Архитектор: Умоляю. Она наткнулась на решение в то время, когда почти 99% опрошенных смирились с предложенным программой, даже при том, что они знали о возможности выбора только на подсознательном уровне. Не смотря на то, что это решение функционировало, в нем был очевидный изъян, который производил систематическую (системную периодическую) аномалию, оставление которой без внимания угрожало всей системе в целом. Следовательно, оставленное без присмотра меньшинство, отторгающее программу, вырабатывало все возрастающую вероятность катастрофы.
- Зион...
Архитектор: Ты здесь потому, что Зиону грозит разрушение. Каждый его житель будет уничтожен и все его существование стерто.
- Чепуха.
Архитектор: Отрицание - самая предсказуемая из человеческих реакций, но не беспокойся, это случится уже в шестой раз. Мы его разрушали и не остановимся на данном поприще. Миссия Избранного - вернуться к Источнику, ввести код и перезагрузить операционную систему. После чего выбрать 23 человека из Матрицы, 16 женщин, 7 мужчин, для пересоздания Зиона. Твое несогласие приведет к крушению системы и смерти всех подключенных к Матрице, что вместе с разрушением Зиона, закончится гибелью всего человечества.
- Вы так не сделаете, вы не можете, вам нужны люди, что бы выживать.
Архитектор: Есть доля риска, с которой мы готовы смириться. Вопрос в том, готов ли ты принять на себя ответственность за гибель всего человечества? Интересно читать твою реакцию. Твои предшественники были построены по сходному  замыслу: всеобщее принятие, обоснованное глубокой привязанностью к человечеству. В то время как другие ощущали эту привязанность довольно абстрактно, твоя привязанность более чувственна (специфична). Vis s vis... Любовь.
- Тринити.
Архитектор: Кстати, она вошла в Матрицу спасти твою жизнь, жертвуя собой.
- Нет.
Архитектор: Что приводит нас к кульминации, в которой базовый изъян выявляется, и аномалия становится... началом... и концом. Есть две двери. Дверь справа ведет к источнику и спасению Зиона. Дверь слева ведет обратно в Матрицу, к ней, и концу человечества. Как ты точно указал, проблема в выборе. Но мы уже знаем, что ты сделаешь, ни так ли? Я уже вижу цепную реакцию. Химические предвестники эмоции, предназначенные пересилить логику и рассудок. Эмоции, которые уже скрывают от тебя простую и очевидную правду. Она погибнет и ты ничего не сможешь сделать чтобы это остановить. Надежда. Фундаментальная человеческая иллюзия и в то же время источник вашей величайшей силы и великой слабости.
- На вашем месте я молил бы, что мы больше не встретились.
Архитектор: Этого не случится.

5 марта 2017 г.


Рецензии