Национальность - Сибиряк

Краткая история деревень Внегородских территорий ЗАТО Северск
до 1995 года – Томского сельского района),
записанная по рассказу старожила края Войцеховского Леонида Никодимовича,
рождённого в 1940 году в Семиозёрках,
позднее и по сей день проживающего в пгт Самусь.

Историю Семиозёрок и других деревень я слышал не только от родителей, но и пожилых жителей деревни.
Населённый пункт Семиозёрки статус деревни получил в 1896 году.
Наш край являлся диспетчерским пунктом для людей, которые переезжали от безземелья в Сибирь. И здесь, в Семиозёрках, люди, приехавшие сюда на новые земли из Белоруссии, Тамбовской губернии, Пензенской губернии и других европейских губерний, получали место дальнейшего следования, место последующей постройки деревни. Первые поселенцы для строительства своих деревень уходили от Самуськов за 25-30 километров.

Название деревень давали по той местности, откуда были переселенцы. Белорусские названия: Виленка – из-под города Вильно, Гродненка – из г. Гродно, Борисовка – из г. Борисово. Переезжали сюда из южных областей России, из черноземья, так как там земли были помещичьи. Поляки здесь построили польскую Малиновку… Таким образом было построено  около 30 деревень, которые получили свои названия с мест предыдущего проживания своих жителей.
Название Семиозёрки получили по количеству озёр. Но до наших дней сохранились только пять из них: Яково, Мальцево, Маленькое, Дмитревское, Круглое. Было большое озеро в районе Емельяновки – Емельяновское озеро - шестое. В 1900 году, по рассказам старожилов, оно ещё существовало. На нём рыбачили. Но постепенно оно стало глохнуть, заиливаться. К концу войны (рассказчику было 5 лет) озеро заросло, затянулось сплошными кочками. И когда по нему шли, оно зыбило, словно батут. Были открытые места, их называли окна. Если туда проваливались — гибли. По краям озера росло много клюквы. Взрослые ходили её собирать с шестами. А детям не разрешали ходить. Но мы выбегали, чтобы покачаться на этом зыбуне. В настоящее время со стороны Емельяновки, там, где лыжная трасса на пятом километре  поворачивает в сторону Самуськов, можно спуститься под гору, где побрать клюквы на болоте, и без всякой опасности провалиться или утонуть, пройти эту местность и выйти в районе семиозёрского кладбища. 
Седьмое озеро по рассказам старожилов, в районе старой мусорной свалки было. По другим источникам – между озером Яково и Семиозёрками. Эти озёра по происхождению материковые.

Бурунчуковое озеро и Поганое – пойменные озёра. В 1928 году татары из деревни Тигильдеево, которая находилась в двух-трёх киломертах к югу от Моряковки, строили дамбу от южной проходной СССРЗ до лесозавода. Её строили с целью, чтобы во время половодья огромные льдины не повредили речные суда, находящиеся на зимнем отстое в ковше. Татары на телегах возили песок и гравий для засыпки дамбы. По рассказам, у одного из извозчиков утонула лошадь в озере. Он сгоряча воскликнул: «Эх, поганое озеро!» Оттуда и пошло название, хотя ещё в 50-х годах говорили, что вода в нём чистая, и очень много рыбы. Это озеро обмелело и превратилось в болото, по причине того, что было принято ошибочное решение превратить это место в луга для выращивания кормовых трав. Теперь и лугов не прибавилось, и озеро исчезло. Только весной низина  наполняется талыми водами.

В первые годы советской власти в Семиозёрках была построена начальная школа: на полянке, на стыке двух озёр – Мальцево и Малое. В 1945 году 9 мая старенькая учительница Романенко Анна Ивановна организовала с детьми поход в лес, где дети выкопали берёзки, молодые тополя, и посадили в этот памятный для страны день деревья возле школы. Несколько берёз и тополей с 1945 года живы и поныне. Хорошо, чтобы люди об этом помнили…

В деревне было более 50 дворов. По переписи 1916 года в Семиозёрках проживало 333 человека. По статистике было около сотни лошадей, столько же коров. Очень много телег и другого сельскохозяйственного инвентаря и оборудования. Под пашнями было занято около 40 га земли. Для нашей таёжной сибирской местности это был довольно большой пахотный клин. Много было сенокосов, которые находились среди лесов. Лес под сенокосы, как и под пашни, выкорчёвывался. Работали люди очень много.
В 1929 году был организован колхоз «Рабочая правда». Но в течение всего времени существования колхоз переживал трудные времена, и благосостояние колхозников не было удовлетворительным. Расчёт в колхозе, как и во всех колхозах СССР, производился только натуральным продуктом: зерном, овощами. Распределение продукции осуществлялось в такой последовательности: продажа продукции государству по твёрдым, чрезвычайно низким закупочным ценам, возврат государству семенных и прочих ссуд, расчёт с МТС за работу механизаторов, потом засыпка семян и фуража для колхозного скота, создание страхового семенного и фуражного фонда. Всё остальное можно было поделить среди колхозников в соответствии с количеством выработанных ими трудодней. Поэтому бОльшую часть отдавали государству. Для колхозников почти ничего не оставалось. И часто полученного продукта хватало не более, чем на полгода. Денежной оплаты тоже не было. И многие, особенно молодёжь, стремились уехать из Семиозёрок с тем, чтобы устроиться в посёлке Самусь на Самусьский судостроительно-судоремонтный завод, который ведёт своё летоисчисление как судостроительный с 1912 года. Объяснялось это тем, что кораблестроители получали хотя бы небольшую, но заработную плату, в денежном выражении.

В Семиозёрках был магазин, клуб. Люди жили бедно, но дружно. Часто устраивали молодёжные вечёрки. Приходили с гармошкой, балалайкой, веселились допоздна. Это было в том месте, где сейчас пляж находится.

Школа была центром информации, просвещения и культуры. Работало до войны четверо учителей, которые обучали около ста учащихся. Толкачёв Леонид Иванович – учитель – погиб на фронте. После войны учащихся значительно поубавилось. Работали две учительницы: старенькая Романенко Анна Ивановна и Ведерникова Екатерина Алексеевна. Образование давали очень хорошее. Дети тянулись к знаниям. Редко кто учился плохо. Особенно любили историю, литературу. При школе имелась маленькая библиотечка. На все Семиозёрки была единственная географическая карта – физическая карта СССР. И школьники стояли возле географической карты и завороженно читали названия незнакомых городов. Знали течение рек, самые высокие горы страны, какими полезными ископаемыми богата необъятная Родина. Школа давала столько хороших, прочных знаний, что ученики после окончания четырёх классов, придя в Самусьскую среднюю школу, органично вливались в число успешных учеников.

В колхозе дела шли неважно, особенно после того, как по инициативе Н.С. Хрущёва, который допустил колоссальную государственную ошибку, произошло укрупнение колхозов. Возможно, в европейской части России, при наличии дорог, это пошло во благо. Но у нас надо было укреплять материальную базу в каждой, отдельно взятой деревне. Нужна была поставка техники, специалистов.
В 1956 году объединили три деревни: Кижирово, Поперечка и Семиозёрки, утвердив последнюю центром. В Поперечке закрыли школу, магазин. Очень бедствовала деревня Кижирово в этом плане. Люди вольно-невольно вынуждены были бросать насиженные места, хорошо обработанные поля. Дома и придомовые постройки оставались бесхозными. Потом всё это сгнило или сожгли охотники. Постепенно люди, не получая реальной заработной платы, стремились устроиться на Самусьский ССРЗ.
Второе объединение случилось в 1971-1972 гг. Тогда к Семиозёркам присоединили Георгиевку, Петропавловку, Наумовку. Но в таком виде просуществовал колхоз недолго. В первой половине восьмидесятых хозяйство постепенно стало разваливаться. Люди уезжали не только в посёлок Самусь. Со строительством города Северска там необходимы были рабочие руки. Уполномоченные от будущего Атом-града проходили по дворам, агитировали за новую жизнь в городе, где давали квартиры, была твёрдая заработная плата и в денежном эквиваленте несколько выше, чем на Самусьском судостроительном заводе. Десятками семей уезжали в город на хорошие заработки. Сегодня основной процент жителей Северска составляют выходцы деревень Малиновка, Виленка, Покровка, Успенка.

Таким путём в конце семидесятых в государстве произошли позитивные изменения в плане снабжения населения продуктами сельского хозяйства, была разработана Продовольственная программа. Все обратили внимание, в том числе и в правительстве, что колхозная система, сделав своё большое дело, в период Отечественной войны и после неё для восстановления хозяйства страны, нуждается в какой-то генеральной реконструкции. И тогда стали реконструировать колхозы в совхозы, снабжать техникой. Появились в распоряжении сельчан и трактора, и автомобили, и новые комбайны, сеялки. Деревни стали электрифицировать. Совхозы в течение двадцати лет стали настоящими производителями сельскохозяйственной продукции.
В Семиозёрках этого не случилось. Жители деревни к тому времени разъехались, увезли дома в Самуськи. Таким образом, возрождения не произошло.
По данным на 1 января 2016 года в Самуськах проживало 5485 человек, в Орловке – 826, Кижирово – 99, Чернильщиково – 3, в Семиозёрках – 10 человек.

Когда в 1995 году эти территории присоединили к городу Северску, объединив во внегородскую территорию ЗАТО Северска, Семиозёрки стали местом, где можно было приобрести участок под строительство дачи. Горожан стали привлекать озёра, как хорошее место отдыха, что мы наблюдаем и в настоящее время.

История Семиозёрок современных людей мало интересует, потому что новое время, новые проблемы у жителей. А вообще-то, неплохо было бы мысленным взором вернуться назад, вспомнить частичку истории нашей, потому что эта земля отвоёвана была у тайги первопроходцами. Она достойна того, чтобы возродить, построить, последующим поколениям живущих здесь сибиряков. Тогда, возможно, власть обратит внимание на то, чтобы возродить водоснабжение озёр, построить какое-то подсобное хозяйство, которое могло бы быть большим подспорьем для снабжения населения и Северска, и Томска.

Деревня Кижирово была построена намного раньше Самуськов. Во всяком случае, в середине XVIII века это название упоминается. Некто человек по имени Кижир из деревни Луговая или Луговой Иштан переехал на яр протоки Чернильщиковой. И там, на высоком яру построил деревню, которая носит его имя.
Луговая или Луговой Иштан (слово Иштан связано с древнетюркским, татарским обрядовым именем и переводится на русский язык как «ровня рассвету, родившийся на рассвете, подстать рассвету») находится на острове в сторону Моряковки. Протяжённость острова с севера на юг от семи  до восьми  километров. Это была большая торговая деревня с постоялыми дворами. У неё своя богатая история. Но постигла её та же участь, что и все деревни нашего округа – Томского и Тугарского районов. Из неё часть людей переехали в Самуськи, часть в Моряковку, а бОльшая часть в Северск уехала. В настоящее время там, на Луговой, жилых домов нет, только кладбище осталось. Место очень красивое, богатые луга, плодородная земля с пойменными почвами. Одно здание постройки 1901 года, бывший одноэтажный дом купца Баженова, в 1935 году – из Луговой перевезли в Самуськи и приспособили под здание больницы. Позже надстроили второй этаж. Сейчас здесь расположен стационар терапии и педиатрии.

На протяжении сотен лет, от Александрова до Томска вдоль Оби особенно по левому берегу находилось очень много деревень. Их было намного больше полутора сотен. Основной промысел жителей это рыбалка, сбор дикоросов. Зимой, когда Обь и Томь покрывались льдом, по зимнику отправлялись многочисленные обозы, которые везли рыбу на продажу в город Томск. На Крестьянском (Славянском) базаре, а он находился в районе старого моста р. Ушайки, где сейчас магазин «1000 мелочей», (старожилы рассказывали), что  «низовские крестьяне, которые с понизовья привозили рыбу, укладывали километровые поленницы, высотой более двух метров из налима, муксуна и другой обской и томской рыбы. Продав эту рыбу, они покупали в магазине Второва, в ширпотребе, всё, что было необходимо для крестьянского двора. Покупали металлические скобяные изделия, вилы, топоры, напильники, ткань, муку хорошего качества, чай. Да, да - ЧАЙ. Первыми в России чай попробовали и стали употреблять томские купцы, торговые люди, интеллигенция города, задолго до того, как к этому чудодейственному напитку пристрастились москвичи и петербуржцы. Пока его везли из пограничной с Китаем Кяхты, в Томске на постоялом дворе и распробовали этот чудо-напиток! После продажи рыбы, какую-то часть денег торговые люди везли с собой домой в низовья Томи, Оби. В XVII – XIX столетиях зародилось  варначество (варнак - вор и грабитель). Варнаки на протяжении дороги устраивали в тальниковых густых зарослях засады. Кто-то из крестьян после удачной продажи рыбы возвращался в одиночку или на двух лошадях домой по зимнику, варнаки подстерегали его, и, скорее всего, убивали, забирали деньги и всё приобретённое и лошадей. Люди терялись. Тогда и появилась необходимость строить постоялые дворы. Деревня Луговая находилась в 34 км от Томска. Это на пути по зимнику от города Томска была первая деревня. Зимний день короткий. И задача у продавцов рыбы была следующей: выехать от Крестьянского (Славянского) базара на рассвете и засветло успеть до Луговой. По рассказам старожилов, в Луговой было два постоялых двора на 150 лошадей каждый. Была большая харчевня с очень красивой посудой, хорошим обслуживанием Постояльцы ужинали, ночевали, даже могли помыться в бане. На постоялых дворах было безопасно. Житель Луговой - купец Баженов - был человек богатый, но богатый своим умом, трудом, умением вести хозяйство. По рассказам у него был двухэтажный дом, собственный пароход. Он аккуратно рассчитывал рабочих. Деревня была застроена капитальными домами, хорошими крытыми дворами. Держали много лошадей, в основном татары.
Выше по Томи, ближе к Моряковке на острове жили русские, а ниже по течению, ближе к Орловке было татарское поселение. Татары были большими умельцами деревянных изделий. Изготавливали прекрасную деревянную посуду, бочки, кадки. Плели отличные сети и другую рыболовецкую снасть. Слыли умелыми плотниками, столярами. Потом они в основном переехали в Самуськи: Габитовы, Абатулины, Валеевы. Сейчас почти никого из них не осталось.
В начале улицы Кооперативной в посёлке Самусь был татарский околоток (квартал). С татары русскими жили очень дружно. Работали вместе, рыбачили, охотились. И никогда не было конфликтов, распрей. Население отличалось межнациональной дружбой, терпимостью. Сама природа таёжная, работа тяжёлая, необходимо было подготовиться к суровой зиме за короткое лето. Все люди одинаково косили, пахали землю, и были очень дружны. Сибирь – это не то место, где при пятидесятиградусном морозе зимой и коротком лете с обилием кровососущего гнуса можно было заниматься какими-то межнациональными разборками, объединяться в какие-то национальные кланы.
И, вообще, неплохо было бы учредить национальность СИБИРЯК. 


Мария Пахорукова
Беседа состоялась 5 мая 2017


Рецензии