Есть город... ч. 2

   «Прочно и незыблемо, как утес, стоит это здание назло завистникам и служит олицетворением силы создавшего его города. После дня, проведенного в борьбе за существование, каждый гражданин найдет здесь спокойствие и ясность духа, а вместе с тем и новый стимул ко всему хорошему и благородному».
   Фердинанд Фельнер, архитектор, из речи на открытии вновь отстроенного
после пожара театра. Одесса, 1887г.

                ***

   Невозможно объять необятное, потому всё написанное ниже - вольный перессказ, короткие заметки по следам прочитанного, для памяти. Итак...

   История одесского оперного театра увлекательна, поражает масштабом событий
и именами действующих лиц, в ней сплелись светлые и темные полосы, периоды небывалого расцвета и трагические моменты. Из войн, пожаров, революций
театр вышел не без потерь, но он жив, и жив благодаря усилиям множества, порой совсем далеких от театра, людей, что дали возможность нам наслаждаться красотой музыки и архитектуры.

   Строительство театра было весьма дорогим удовольствием для молодой Одессы. Фактические расходы на строительство в два раза превысили смету.
Не могу утверждать совершенно точно, но в одном из источников было указано,
что Александр I уплатил требуемую сумму из собственных средств,
чем раз и навсегда изменил культурную среду - на смену балаганам с Петрушкой, самодеятельным непрофессиональным лицедеям, в город  пришло настоящее искусство.
 
   Что касается других меценатов, среди покровительствующих театру интереснейшей фигурой был Иван Ризнич - крупный коммерсант,умный, образованный (учился в Болонском университете), при этом не жалел средств на поддержку театра,
по совместительству - супруг пушкинской музы - "негоцианки молодой" Амалии...
Историк А.А. Скальковский писал:
 " театр... был вверен купцу Ризничу, весьма образованному человеку, и артисту Ф. Фиорини, которые сумели придать сцене столь изящное направление, что одесский театр имел счастье видеть в своей ложе Императора Александра I, щедро его одарившего...»
   Летописцы театра отмечали среди значимых событий того периода
присутствие в нем двух "основоположников":
Н.В Гоголя на  "Ревизоре"(1850г.),
А.Н.Островского на премьере "Грозы"(1860г.).
(Позже, когда будет построен новый театр, в круглых нишах верхнего этажа по фронтону здания будут установлены бюсты Александра Пушкина и Николая Гоголя, олицетворяющие Поэзию и Комедию, Александра Грибоедова и Михаила Глинки - Драму и Музыку).

   От строительства до пожара театр пережил 5 реконструкций, 
к сожалению, все улучшения не коснулись пожарной безопасности и вентиляции.
Увы, прекрасное детище Ж.Тома де Томона погибло, и о его восстановлении не могло быть и речи. Театр, имея деревянные несущие конструкции, при существующих в то время противопожарных мерах, как то письменные призывы дирекции "не входить в театр с зажжеными цигарками " и "не курить табак", как видно, не мог избежать
свой участи. (Не имея отопления артисты обогревались в гримерках горящим в чанах спиртом, извозчики, ожидая господ, разводили на площади  у театра костры).

   Удивительно - в архивах сохранились фотографии старого ("пушкинского") театра,
не только до пожара, но и после. (Кстати, что имел ввиду А. Дерибас, когда писал о "катившихся в погоне за публикой колоннах" ?... - на фото они разрушены в своей  верхней части, но определенно стоят на своих местах...)
В результате расследования выяснилось, что причиной возгорания стал газовый рожок, освещавший театральные часы на фронтоне.
Пресса в таком духе отозвалась о печальном событии: "Убыток огромный!...  но к счастию для города оно (здание) было застраховано в русском страховом обществе...", перечисляя страховые суммы корреспондент заключал: "Надо заметить, что срок страхования кончался в 12 часов по-полудни в день пожара, так что если-б последний начался несколько позже, то город лишился бы страховой премии..." (из газеты "Всемирная иллюстрация", 1873г.)

"... два месяца назад капитально отремонтированный, он представляет теперь безобразную груду развалин» ("Одесский вестник", 1873г.).
Удивительные совпадения, а, может, чей-то злой умысел - за давностью лет уже не разобрать.

   Только к концу 1870-х гг.  руины снесли.
Городской Думой под давлением общественности был объявлен международный конкурс на создание лучшего проекта городского театра...

Продолжение следует...


Рецензии