Эпиграмма на эпиграмматиста

                Дорогая родина,
                Чувствуешь ли зуд?
                Оба Воеводина
                По тебе ползут.

                Г. Семёнов (?). 1963 г. [1]


                Россия! Чуешь этот страшный зуд?
                Три Михалковых по тебе ползут.

                В. Гафт. «Михалковым» [2]





Автор волен сделать вошку
из иного индивида,
но, сказать не понарошку,
иногда и автор – гнида.






       [1] Из книги «323 эпиграммы». Сост. Эткинд Е. Г., SYNTAXIS, Париж. 1988.
 
     Эпиграмма на Воеводиных помещена в разделе «На писателей-доносчиков» и снабжена следующим примечанием: «Написано в связи с выступлением младшего Воеводина, Евгения Всеволодовича, одного из общественных обвинителей по делу (1963-1964) поэта Иосифа Бродского. Впрочем, за ним и его отцом Всеволодом Петровичем (род. 1907) числились и другие грешки».

     В пренебрежительно краткой оценке неприглядной роли Воеводиных остаётся полагаться на информированность Е. Г. Эткинда как активного правозащитника (в 1974 г. за «антисоветскую деятельность» Ефим Григорьевич был лишён научных регалий и членства в Союзе писателей, а также возможности вообще преподавать и печататься). До вынужденного отъезда из СССР литературовед с мировым именем жил в Ленинграде, как и писательская «династия» Воеводиных. Понятно, однако, почему опальный коллекционер лучших эпиграмм советского времени не уверен (см. вопросительный знак от составителя) в авторстве Глеба Семёнова, также литератора-ленинградца: подобное четверостишье грозило исключением из СП СССР, и автор эпиграммы в саморекламе не нуждался.
 
     Впрочем, облетевшую околопарнасский Питер подмётную строфу молва приписала ленинградцу же Михаилу Дудину (так теперь и в Википедии!), завзятому озорнику-виршеплёту. Но хохмач Дудин был весьма осмотрительным товарищем и не посмел бы бросить тень на власть, опозорив эпиграммой её подручных Воеводиных (кстати, и вот это сочинил явно не Дудин: «Секретарь Союза Дудин / Сто очков любому даст: / Этот Дудин, сын Иудин, / Поцелует – и продаст»).


     [2] Из книги: Валентин Гафт. «Стихотворения, воспоминания, эпиграммы»: Эксмо, Москва. 2002. Датировка отсутствует.

     Не знаю, чем именитое семейство Михалковых могло так насолить В. Гафту, но старейшина рода, например, трижды прилагал руку к державному гимну, а вот из-под пера популярного лицедея вышло немало строчек сомнительных. «Эпиграммы Гафта построены /…/ на безжалостном и "ядовитом" отношении к коллегам – известным людям, как правило, актерам. Беспощадны, необоснованны и порою вульгарны эпиграммы на Ирину Алфёрову, Наталию Белохвостикову, Михаила Боярского и многих других», – писал литературный журнал «Дети Ра» (2011, № 1).

     Сделаю необходимую оговорку, касающуюся упомянутой книги. В последующих изданиях эпиграмм В. Гафта злобного четверостишья «Михалковым» я не обнаружил; сам же Гафт в ряде интервью маловразумительно и всё как-то вскользь отнекивался от причастности к антимихалковскому «педикулёзному» выпаду. Отречься от эпиграммы, конечно, можно (мол, издатель что-то напутал?) – труднее объяснить, почему именно тебе упорно приписывают скандальную строфу вот уже несколько десятилетий. Лично я услышал её как гафтовскую ещё в семидесятых. 

     Впрочем, дело не в персоне автора, а в том, что двустишие «Михалковым» предвзято, неоригинально, а по культуре стихосложения урод – здесь и ошибочный глагол «чуешь», и никчемушные словечки «этот», «страшный», и безграмотное употребление фамилии (следовало написать «три Михалкова»).



Зачем писали эпиграммы? А чтоб влезали в телеграммы.
В раздел автора «Литературные эпиграммы»: http://www.stihi.ru/avtor/pospelov1&book=7
В раздел автора "Эпиграммы": http://www.stihi.ru/avtor/pospelov1&book=1


Рецензии