Совок. 1962 год. Возвращение из Средней Азии в Све

          30 мая мы, сообща, подтвердили наш дальнейший путь, намеченный ещё в Свердловске.
Все решили вернуться домой, в Свердловск, следующим путём: из Ташкента до Красноводска – поездом, из Красноводска до Казани – теплоходом, из Казани до Свердловска – опять поездом.
Весь день гуляли по городу.
       31 мая, поездом выехали из Ташкента в Самарканд.
Путевые впечатления, кроме жары, выветрились из головы, а впечатления от Самарканда остались, тем более, что я много читал книг, в которых описывались события, связанные с этим историческим городом. Александр Македонский, Чингиз-хан, Тамерлан, Улугбек, Навои, Айни – все связаны с историей города. Самарканду в те годы было около 2300 лет, мы видели такие плакаты в городе. Целый день мы провели в городе, посетили площадь Регистан с медресе Улугбека, обсерваторию Улугбека, мавзолей Гур-Эмир. Жара заставила нас ехать дальше.
      2 июня, поездом, уехали в Бухару.
Как нам говорили старожилы города, Бухара древнее Самарканда. Действительно, в книгах он упоминается чаще и в связи с вышеперечисленными именами и, особенно, с, книжным, народным героем Средней Азии – Ходжой Насретдином. Город, в то время, был очень пыльный, жаркий. Вода в киосках тёплая и нисколько не охлаждала. Мы часто стали вспоминать благодатное время в горах. Походили по городу, посмотрели на древности и решили ехать дальше.
 3 июня, поездом, уехали в Ашхабад.
От Бухары до Ашхабада 760 километров. Пески пустыни Кара-Кум. Проезжаем города Чарджоу, Мары и, наконец, Ашхабад – столица Туркменской ССР. Красивый, зелёный город, много ягод и фруктов, но нам захотелось в Фирюзу – климатический курорт Туркмении, о котором мы узнали в Ашхабаде. Приехали, походили, посмотрели – ничего не обычного, за исключением границы с Ираном. Границу мы рассмотрели рядом, на пограничной заставе: два ряда колючей проволоки (расстояние между рядами около 20 метров), за ними уже Иран. На иранской стороне, метрах в трёхстах, увидели сторожевую вышку. Жара, купаемся с Женей в арыке, воды до колена. Недалеко пограничная застава. Девчата подошли к часовому, к счастью, в это время проходил молодой офицер. Спросил, кто такие, показали маршрутный лист. Лейтенант, увидев столько молодых, красивых девчат разрешил пройти внутрь и искупаться в их плавательном бассейне. Чистейшая, прохладная вода. Поплавали, порезвились, Вера чуть не утонула, когда пошла вглубь бассейна – оказывается, она не умела плавать! Вот с территории заставы мы и увидели так близко границу. Поблагодарили пограничников, а их прибежало много, посмотреть на свердловских девчат, и уехали обратно в Ашхабад.
    5 июня, поездом, уехали в Красноводск
555 километров ехали 12 часов, жара. Приехали утром, и пошли к Каспийскому морю, купаться. Попали на плавательную станцию, стоят вышки для прыжков с высоты. Искупались, вода чистая, прелестная. Выходишь из воды, через несколько минут волосы высыхают и становятся торчком во все стороны. Искупались несколько раз, мы с Женей решили прыгнуть с вышки. Я прыгнул солдатиком, рядом с вышкой. Погружаюсь в ил, вверху, в месте прыжка, поднимается грязь, за ней, еле высвободив ноги из ила, выныриваю я. Девчата, обрадаванно, смеются. Женя прыгнул дальше, головой вниз, и в ил не попал. Искупались ещё раз, и пошли в чайхану.
     6 июня, вечером, уплыли в Баку
До Баку плыли, на корабле – пароме, 310 километров. Море, Каспийское, сегодня, тихое, спокойное, про-хлада. Отдыхаем от жары, пьём, кто лимонад, кто пиво. Утром, в Баку. Весь день знакомимся с городом. Красивый, зелёный, чистый, приветливые, доброжелательные люди, не зависимо от национальности. Вооб-ще, на пути от Ташкента до Баку, мы не встретили ни одного узбека, киргиза, туркмена, которые проявили бы хоть каплю враждебности к нам – русским.
Вечером взяли билеты на теплоход до Астрахани.
    8 июня уплыли в Астрахань
От Баку до Астрахани, морем. 850 километров. Вышли в море рано утром. Тихо, безветренно, прохладно. Часа через два, ветер, волны начинают качать громадный теплоход, нам интересно, стоим на палубе в штормовках и наблюдаем. Ветер всё усиливается, волны увеличиваются. Палуба, почти, свободна от пассажиров. Из наших – только мы с Женей и Светой, остальные ушли в каюты. Волны уже выше корабля, кажется, сейчас волна покроет палубу, но теплоход поднимается на волне и, падает, вниз. Волна какого то тёмно – изумрудного цвета, завораживает взгляд. Насмотревшись на волны и замерзнув, пошли вниз, в столовую. В столовой никого, морская болезнь скрутила пассажиров. Мы, втроём, пообедали и пошли навестить своих коллег и звать на обед. Все, наотрез, отказались и попросили принести сухарей. Мы с Женей пошли в камеру хранения, где были наши рюкзаки с остатками сухарей. Сухари очень пригодились, так как, вплоть до Астрахани, девчата питались только сухарями. Камера хранения была на корме теплохода и там нас с Женей, тоже, чуть не вырвало. Дело в том, что там «падения» с волны были гораздо ощутимее, и создавалось состояние невесомости. Еле сдержались. Палуба была заблёвана остатками пищи, матросы еле успевали их смывать в море. Почти сутки теплоход трепал шторм. Когда мы сходили с корабля, капитан нам сказал, что нам «повезло», что такие штормы в 9 баллов, редки. Под утро шторм утих, потому что мы подходили к плавням дельты Астрахани, к плавням дельты  великой русской реки Волги. Волга занимает первое место в Европе, её длина 3688 километров. Плавни нам поднадоели и, наконец, Астрахань. Астрахань похожа на Венецию – всюду её  прорезают каналы, речки, протоки. Посетили Кремль, картинную галерею, краеведческий музей. Вечером взяли билеты на теплоход до Казани.
     11 июня, утром, уплыли в Казань
Астрахань, Волгоград, Саратов, Куйбышев, Ульяновск, Казань.
Историю России можно изучить по истории этих городов. В моей памяти от этого пятидневного плавания остались прекрасные речные пейзажи, водные просторы, жигулёвские горы. Отдыхали и загорали на палубе, циркулярный душ, под которым мы играли и баловались, вылазки на пристанях во время стоянок. 16 июня приплыли в Казань..
    17 июня уехали, поездом, домой, в Свердловск
18 июня, утром, вернулись из путешествия, а 20 июня все вышли на работу в свои подразделения. Света Хапалова и я отчитались за путешествие в клубе туристов, отдав им маршрутную карту и дневник.
В первое же воскресенье июня группа, в полном составе, сходила в поход выходного дня. Вспомнили Тянь-Шань, поговорили, поход всем понравился, сообща сочинили песню, под названием:
Среднеазиатская
Свердловск – Ташкент летит экспресс,
Туристы с Факела в нём есть,
Летим мы в Средню Азию,
Покинули, покинули Евразию!
Вай, вай, вай, вай кричит ишак,
Вай, вай, вай, вай здесь жарко так,
Вай, вай, вай дайте нам воды,
А то умрём, а то умрём от жажды мы!
Нас в путь зовут горы Тянь-Шань,
Река Кок-Су ревёт как лань,
В ней голуба течёт вода,
Она чиста, и холодна и так быстра!
Вай, вай идём на перевал,
Его зовут Алямом там,
Вай, вай, вай, вот где красота!
Среди снегов, среди цветов журчит вода!
В Чаткале мутная вода,
Она зла, бешенна всегда,
Но не зря людям разум дан,
Через него висит мостишко Имам-Хан!
Вай, вай пришли в Аурахмет,
Но здесь моста давно уж нет,
Вай, вай идём мы в Брич-Мулу,
Хотя маршрут нам этот был не по нутру.
В конце пути Котур-Булак,
Здесь водопады брали так:
Где вплавь, а где ужом ползли,
А прыгали мы даже лучше, чем козлы!
Вай, вай, вай, вай мы всё прошли,
Мы горы видели вблизи,
Вай, вай, Тянь-Шань ты нас пленил,
Тебя навеки, навсегда я полюбил!
     Это была последняя наша встреча в таком составе. После похода образовались две семейные пары: я с Верой и Саша Сикерин с Валей Люмчиковой. Женя Добросердов, тоже, женился и уехал в Симферополь. Началась другая жизнь: работа, работа, семья и дети.
      Люди! Что вы сделали со своей большой Родиной – Союзом Советских Социалистических Республик. Сегодня Вам не удастся совершить такой поход, почти бесплатно, встречая везде помощь и дружелюбие. Сегодня Вам надо будет пересечь границы шести государств, денег надо будет потратить в сто раз больше и никто не даст гарантии за Вашу жизнь.
  Фотография: в Бухаре.
                11.05.2017 года.


Рецензии