Красный Рог- муза его поэзии

                Красный  Рог – муза  его поэзии  (к 200-летию А.К.Толстого)
«Если Париж стоит обедни, то
                Красный Рог со свои¬ми лесами
                и медведями стоит всех
                Наполеонов, как бы их ни
                пронумеровали».
                А.К.Толстой

В этом году ровно 200 лет исполняется  со дня рождения выдающегося писателя,  драматурга и поэта  Алексея Константиновича Толстого.  Многие читали его исторический роман "Князь Серебряный", трилогию "Смерть Иоанна Грозного", а уж строки "Средь шумного бала, случайно…" известны каждому.

Жизнь и творчество Алексея Константиновича Толстого тесно связано с Брянщиной. Родился   5 сентября 1817 года в городе Петербурге, а через 6 недель мать Анна Алексеевна (в девичестве Перовская) увезла его в имен ие брата Алексея Алексеевича Перовского – Погорельцы (бывшего Новозыбковского уезда Черниговской губернии), а потом в Красный Рог Почепского района,  который Толстой считал своей родиной и жил в нём, иногда выезжая на какое-то время в Петербург или за границу,  до самых последних дней своей жизни.
   
     Изначально усадьба в селе Красный Рог принадлежала К.Г. Разумовскому, прадеду Толстого.  Разумовские мало жили в Красном Роге, и первым владельцем, сравни¬тельно долго обитавшим в усадьбе, был А.А. Перовский, внебрачный сын наследника гетмана Алексея Разумовского. Алексей Перовский был извест¬ным в начале прошлого века писателем и образованным человеком. Им написан и издан под псевдонимом Антоний Погорельский ряд книг. Некото¬рые из его произведений созданы в Красном Роге.  Перовский приходился дядей по материнской линии Алексею Константи¬новичу Толстому, которому и завещал усадьбу. Почти вся жизнь Толстого, начиная с детства, связана с Красным Рогом. Здесь у Алексея Константино¬вича гостили братья Жемчужниковы, Я. Полонский, А. Фет и другие замеча¬тельные писатели и поэты.
    В Красном Роге о своем крае Толстой восторженно писал:
Край ты мой, родимый край,
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!
 


      Приглашая к себе Яна Полонского,  Алексей Константинович  писал о Красном Роге: «Если бы вы знали, какое это великолепие летом и осенью: леса кругом на 50 вёрст и более, луга и лощины такие красивые, каких я нигде не видел, а осенью, особенно эту осень, не выезжаешь из золота и пурпура. Это было до того торжественно, что слёзы навёртывались на глаза».
 
      В парке усадьбы  все величественно:  стройные высокие клены, липы, ясени… Неудивительно, что здесь  родились былинные богатыри Толстого - Илья Муромец, Алеша Попович, Садко. Древнеславянский мир отражен  им в балладах "Боривой" и "Ругевит". Поэт любил седую древность Отечества, замечал ее присутствие в жизни крестьян, в  преданиях и песнях, в языке... Вырвавшись из светского Петербурга, "разорвав тоски оковы, цепи пошлые разбив",  поэт ощущал, как  "набегает жизни новой торжествующий прилив и звучит свежо и юно новых сил могучий строй, как натянутые струны между небом и землей".
    В Красном Роге  были написаны  произведения  "История государства Российского от Гостомысла до Тимашева", "Сон Попова" , а также создано много  лирических стихотворений: "Вот уж снег последний в поле тает", "Запад гаснет в дали бледно-розовой", "на нивы желтые нисходит тишина", "То было раннею весной" , «Когда природа вся трепещет и сияет»  и другие, вот одно из них:
Винтовку сняв с гвоздя, я оставляю дом,
Иду меж озимей, чернеющей дорогой;
Смотрю на кучу скирд, на сломанный забор,
На пруд и мельницу, на дикий косогор,
На берег ручейка болотисто-отлогий,
И в ближний лес вхожу. Там покрасневший клен,
Еще зеленый дуб и желтые березы
Печально на меня свои стряхают слезы;
Но дале я иду, в мечтанья погружен,
И виснут надо мной полунагие сучья,
А мысли между тем слагаются в созвучья,
Свободные слова теснятся в мерный строй,
И на душе легко, и радостно, и странно,
И тихо все кругом, и под моей ногой
Так мягко мокрый лист шумит благоуханный.
 
     Поднимаясь над личными горестями, он пишет задушевное стихотворение, по-народному простое и трогательное:

Острою секирой ранена береза,

По коре сребристой покатились слезы;
Ты не плачь, береза, бедная, не сетуй!
Рана не смертельна, вылечится к лету,
Будешь красоваться, листьями убрана...
Лишь больное сердце не залечит раны!
      
     Больше половины всех лирических стихотворений Алексея Константиновича положены на музыку, причем многие из них по нескольку раз. Музыку писали такие выдающиеся русские композиторы, как Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, М.А. Балакирев, А.Г. Рубинштейн, Ц.А. Кюн, С.И. Танеев, С.В. Рахманинов, А.П. Бородин и другие. По словам Петра Ильича Чайковского: "Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку; это один из самых симпатичных мне поэтов".
    Здоровье поэта с середины 60-х годов значительно ухудшилось. Он стал страдать от астмы, невралгии, грудной жабы, головных болей. Алексей Константинович ездил лечиться за границу каждый год, но помогало это лишь ненадолго. Умер он в 1875 году, 28 сентября, в Красном Роге. Здесь же в ограде Успенской церкви писатель нашёл последний приют.

 
    Любовь к родному краю начинается с любви к тому миру, который окружает нас в детстве : к маленькой березке у окна, к бескрайним полям и щебечущим птичкам …  Природа Красного Рога, несомненно, являлась музой для Алексея Константиновича , вдохновив его на создание  прекрасных произведений, которые  наполняют нашу жизнь радостью, добротой, человеколюбием.
Усадьба в с. Красный Рог – единственная уцелевшая из всех усадеб А.К.Толстого, куда в канун его дня рождения съезжаются почитатели великого таланта . Она заслуживает особого внимания в период подготовки празднования юбилея писателя, по праву должна стать центром юбилейных торжеств.
                Под зеленью этой неяркой
Кружится слегка голова.
В аллеях толстовского парка
Осенняя жухнет листва ...
И чувствуешь: есть у народа -
Надежна, щедра, хороша
России живая природе,
России живая душа.
А.Якушенко.


Рецензии