Экскурсия по выставке Будни библиотечной жизни

- Здравствуйте, дорогие наши телезрители! Мы ведем свой репортаж из галереи Зимнего Сада Библиотеки Автограда. Здесь с начала мая открыта художественная выставка «Будни библиотечной жизни», приуроченная Всероссийскому Дню библиотек.
Что же представляет эта выставка? Не буду голословной и возьму на себя роль гида.
1. Первая экспозиция явно заключает в себе рабочее утро и называется – «Идут!». Выполнена она по мотивам картины знаменитого художника Андрея Рябушкина «Едут!»: в полной готовности целый ряд библиотекарей устремил свой взор вдаль, видимо, ко входу библиотеки. Час открытия дверей – святой час для сотрудников. Вглядитесь внимательно в эти лица, полные ожидания.
2. Переходим ко второй работе и, в первую очередь, обращаем внимание на заголовок: «Обождались» - намек автора на «Не ждали» передвижника Ильи Репина. Хмурые лица библиотекарей, расположенных за своим рабочим столом, каменное лицо того, кто встречает гостя, напряженная фигура сопровождающего – всё это подчеркивает, как дорог им явный лидер посещения (от автора: намек на «любимчиков»).
3. Следующая репродукция явно конкурирует с работой Ильи Репина «Бурлаки на Волге». Читаем название – так и есть: «Библиотекари на Аврале». Характер этой картины в точности повторяет задумку прототипа и рассказывает, символически конечно-же, о тяжком труде библиотекаря в самый разгар дня, в час пик, если можно так выразиться.
4. Примерно к этому-же периоду относится сюжет картины «Библиотечный полдень. Библиотекарь, снимающий книгу с полки» (см. картину Карла Брюллова «Итальянский полдень. Итальянка, снимающая виноград). Красота, грациозность и любовь к своей работе воплощены художником настолько точно, что зрители замечают лучезарный свет просвещения, ауру храма мудрости.
5. Особой темой отличается работа «Три грации отдела искусств», за основу которой взята картина всеми любимого художника-сказочника Виктора Васнецова «Три царевны подземного царства».
«Что же тут особого?» - спросите вы. Дело в том, что только в этой репродукции зритель может угадать разные должностные обязанности этого сложного участка библиотеки.
Подобно Виктору Васнецову, автор картины описал три абсолютно разные стихии в виде трех царевен.
Первая царевна, вся в золотом, отвечает за вежливое и точное обслуживание. Ее чувство такта, профессионализм и внимательность очаровывают посетителя библиотеки, которые с нежностью называют свою любимицу золотцем.
Вторая царевна, вся в драгоценных камнях и россыпях, отвечает за мероприятия. Каждый камешек ее платья, с любовью вдетый в подол, рукава и ворот, стоит целого состояния. Ее наряд – это кладезь идей и креатива.
Третья царевна, стоящая поодаль, почти в тени, отличается скромностью и нежностью. Основной ее заботой является содержание библиотечного фонда в чистоте, целости и сохранности. Не увиливает она и от работы, которая связана с улучшением поиска нужного материала.
6. Описание следующей картины мне хотелось бы начать с рассказа рядовых библиотекарей.
В утреннее время в тихом зале библиотеки раздается звонок. Потенциальный читатель на другом конце провода подробно расспрашивает сотрудника о нужной ему литературе, затем интересуется режимом работы. Услыхав ответ: «В будни – с 10.00 до 19.00, в среду и пятницу – с 10.00 до 21.00», вопрошает: «А обед во сколько?». Библиотекарь вежливо отвечает: «У нас нет перерыва на обед». На что читатель, явно беспокоясь о здоровье нужного ему человека, с удивлением кричит в трубку: «А как же вы обедаете?»
Раскрывает этот секрет репродукция «Обед библиотекаря», которая в точности повторяет «Завтрак аристократа» Павла Федотова. Тот же интерьер, та же поза главного героя и та же ситуация: и библиотекаря, и аристократа застают врасплох за поеданием скромного куска. И тот вынужден прятать его под книгой.
7. Проследим далее… Работа «Они налетели» - это пародия на «Грачи прилетели» Алексея Саврасова. Идея автора заключается в символическом отражении «набега» молодежи на библиотеку в вечернее время.
8. Последняя экспозиция напоминает нам о любимой картине всё того же Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо султану», только называется она – «Библиотекари пишут письмо Булюкиной». Текст послания, к сожалению, остается для нас загадкой: то ли это поздравительное письмо, то ли – годовой отчет, то ли – кляуза. Наверное, это зависит от желания и настроения зрителя: что захочет, то и увидит на этой картине.
Вот так мы вместе с вами пробежались по интригующей выставке, попытались разоблачить некоторые тайны. Осталась только одна, единственная загадка: кто автор этих символичных работ? Ответ прост – библиотечные будни Библиотеки Автограда.
На этом у нас – всё. Всегда рады встречи с вами.

Ваш спецкор Светлана Звягина.


Рецензии