Дазайн - ликбез для первопроходцев. Часть 4

      То, что нам уже удалось обговорить, звучит так: Дазайн не является сущностью, какой бы то ни было, даже особенной человеческой, Дазайн - не сущность, а Бытие и не равен человеку. Далее, Дазайн - не любое бытие и он не равен наличному бытию, а представляет собой особый вид бытия, чью особенность ещё надо постичь. И ещё: Дазайн имеет свою собственную тень - Дасмана, которого можно понять и ухватить, исходя только из Дазайн.

      Ну что же, в плане внешнего различения и разделения, мы различили и увидели всё, что могли. Теперь перейдём непосредственно к самому Бытию. Поскольку Дазайн - бытие, нужно поговорить о том, что такое для Хайдеггера бытие в самом общем плане. В первую очередь, бытие - это непотаённое, открытое. Это то, что не надо дополнительно "вскрывать", "взламывать", оно само испускается, раскрывается, словно бутон цветка, природа или фюзис, или бытие в конечном счёте, совершают самораскрытие и даже саморассказывание о себе. Встав в свете этого "распускания", мы можем воспринимать мир феноменально, то есть не предметно и не объектно, а слитно с самими собой, как единый континуум. Такое познание изначально погружено в красоту, главное найти исток и встать у этого истока. И осмысленно следовать потоку.. Значит, принципиальная непотаённость. В некоторых своих других работах, Хайдеггер употребляет ещё один термин для пояснения - "восходить" - бытие постоянно "восходит" к своей истине. У бытия это перманентный процесс. А Гераклит, в свою очередь, ещё в древности утверждал: "нельзя скрыться от того, что постоянно восходит..."
     И в силу того, что Бытие - непотаённое, оно поэтому и присутствует - выступает наружу. Присутствие и непотаённость с открытостью - тесно связаны.
     В этом плане мы можем увидеть, что вещи, к примеру, совершенно не открыты, неживая природа с трудом поддаётся человеку во всех взаимодействиях и сильно упорствует. Но даже когда человек побеждает её, даже касательно очеловеченных вещей, мы никак не можем назвать их открытыми, поскольку вещам всегда не хватает активности, вещи - молчат, они лишь наличествуют сами по себе, без нас. Общение и открытость несёт с собой один только человек и несёт их повсюду, всепроникающим образом.
     И вот уже и вещи "говорят" под рукой человека. Но лишь потому, что человек распространяет на них свой Дазайн.
    
     Присутствовать означает появляться, выступать и занимать место, но не так, как вещь. Вещь, впрочем, как и всё в человеческом мире держится только нашей экзистенцией, нашими плесками наружу. Очевидно, присутствие - это та форма, в которой мы ощущаем Бытие, безошибочно определяя, что оно живое, а не мёртвое и что оно свободное, а не биологическое только, то есть, что оно человеческое. Никто ведь ещё не путал одно с другим в реальной жизни, не так ли? Хотя бывают, конечно, и спорные моменты, особенно в "пограничных ситуациях", столь любимых Ясперсом.

     Как люди, как Дазайн, как верно соответствующие своей природе, мы общаемся друг с другом от присутствия к присутствию, минуя бездны прочей окружающей материи. Мы вольны втягивать её в своё общение сколько хотим, но вольны и отбрасывать, поскольку ничего, кроме своего присутствия и присутствия Другого для нас незначимо. Значимость всего остального несоразмерна с нашей. И присутствие - это форма нашего общения друг с другом, форма нашего узнавания себя и других. Это наша идентификация.
     Значит, Дазайн - это особый вид Бытия, это не Бытие природы и не Бытие чего-то наличного, а Бытие нашего присутствия - тонкая и трепещущая субстанция, и в тоже время, беспримерно мощная. И если для Аристотеля Бытие было "энергией", то тогда мы в аристотелевской терминологии - носители уникальной, ни в каком другом живом организме не встречающейся, энергии.

     Но как соотнести это с теми местами, где Хайдеггер убедительно и настойчиво говорит нам о тайне Бытия? Если бытие непотаённое, то почему оно тайна?! А потому, что бытие восходя и самораскрываясь, в тоже самое время и маскируется и скрывается, бытие показывает себя - но всегда сложным образом, то есть внутренне противоречиво. Поэтому и в самой природе мы всегда можем обнаружить некоторый обман или иллюзию и некоторую стоящую за ней коренную правду. И сама непотаённость бытия - есть тайна. Бытие разговаривает с нами таинственным языком. Мы - тайна друг для друга, и для себя мы - тайна, мы ведь растём прямо из Бытия.
     Тут уместно будет снова вспомнить того же Гераклита, у которого есть высказывание о божественном, которое с поправкой на язык можно считать высказыванием о бытии: "Божество, чей оракул находится в Дельфах не скрывается, не молчит, но и не говорит, а подаёт знаки". Итак, Бытие задаёт нам загадки, подталкивает намёками, предсказаниями, знамениями, потрясает нас неожиданностью и удивляет нежданностью, и постоянно возникает перед нами как странное и необъяснимое. Таким образом истина Бытия, его открытость - это не готовый продукт "на блюдечке с голубой каёмочкой", а нечто постоянно ускользающее, даже когда она приближается к нам. Ускользание лежит в самой природе "отверзания", это не вина человека, что он каждый раз всё теряет, хотя порой человек добавляет к ускользанию и свою вину, но в целом это фундаментальная характеристика Бытия - из сущностной плоскости смотрения на Бытие, оно является ускользающим.
      Имеется, кстати, и ещё один термин, используемый Хайдеггером для Бытия - "пребывающее". Но пребывает оно всё тем же самым способом уклонения и ускользания. Таковы уж повадки бытия. "Природа любит прятаться" - в очередной раз подсказывает нам Гераклит. Вот почему всё так сложно с этим Бытием.

       Не зря Хайдеггер называет своё учение феноменальной онтологией, ведь он понимает, что познание на уровне бытия всегда предстаёт как феномен, который сам о себе рассказывает, сам себя показывает, сам структурируется и разделяется внутри себя, никогда не теряя в множественности своё единство. Так что старое метафизическое понятие, отделяющее феноменальное от ноуменального здесь также не адекватно работает - феноменальность это не явленность вообще, нет, в хайдеггеровском смысле, феноменальность это всегда явленность самим собой. А это, как говорят в Одессе "две большие разницы")))

       Так вот, Дазайн - это предельная явленность самим собой, феномен, обладающий предельной прозрачностью - это феномен из феноменов)))


Рецензии