Дазайн - ликбез для первопроходцев. Часть 3

      Так называемому экзистенциальному тезису Сартра - "мы, строго говоря, находимся в измерении, где имеют место только человеческие существа", противостоит хайдеггеровский экзистенциальный тезис - "мы, строго говоря, находимся в измерении, где имеет место прежде всего Бытие". Это резкое, отличительное разграничение, отделение себя от такого продолжательного экзистенциального понимания, как у Сартра, которое проделывает Хайдеггер, мы с вами уже обговорили. Дазайн - не человек, в том смысле, в каком удавалось ухватить человека прежней метафизической мысли. Но не только это. Человеческие существа находятся также в измерениях "сущности" и только они, эти человеческие существа могут находится в сущностных измерениях, никакие животные не способны заниматься сущностью. Между тем, поле сущности, где и обитают исключительно человеческие существа, ещё не даёт нам Бытия и выхода к Бытию. Вот почему Сарт говорит путанно, а Хайдеггер говорит точно. Не составляет труда увидеть ЧТО хотел сказать Сартр, но берёт досада за то, насколько он не точен. Однако вопросы остаются подвешенными и открытыми: каким образом Дазайн коррелируется с пусть и ограниченным, но понимаемым нами ранее человеком? Далее: не находится ли прежде всего и строго говоря бытие там, где находятся и человеческие существа?
      Для того, чтобы показать, что человеческие существа мы можем иметь в наличии, а Бытия у нас не будет и не будет у нас Дазайн, что такие случаи возможны и даже более того - типичны, Хайдеггер вводит в свои размышления термин Дасман.
      И поскольку первыми отличительными определениями у нас выступали отрицательные негативные определения, мы сказали, что Дазайн это не человек и постарались мало-мальски увидеть "почему" это так и мы сказали, что Дазайн, хотя и является бытием, но это не "наличное бытие" и тоже показали чем они различаются, то пойдём покуда этой же дорогой дальше и попробуем рассмотреть почему Дазайн это не Дасман.
     По Хайдеггеру Дасман и есть привычные наблюдаемые друг для друга люди. Это люди как они есть или человек налицо. Дасман - это человек, понятый не в его собственном исконном свете, взятый не как присутствие, а как наличность, или строже говоря, это неверно увиденный, и даже больше того - неверно существующий Дазайн. На самом деле есть только Дазайн, Дасман же образуется, когда Дазайн извращается и не может осуществить свою природу. Но что тут происходит, какое извращение? Хайдеггер говорит: Дазайн падает, ниспадает в Дасмана, осуществляет такое своеобразное "грехопадение" в свою фальшивую сущность. Дасман - это обман человеком самого себя и других, но этот обман, к сожалению, реально существует. Он ходит, спит, пьёт, мыслит, чувствует - вместо Дазайн. Это подмена. Это не мы сами, а те, кого принимаем за нас самих и мы себе в этом состоянии не принадлежим. Мы обманываем и обманываемся, не осознавая этого.
      Хорошо, но каким образом происходит эта подмена?
      Когда в распоряжении человека появляется наличное Бытие, то есть Бытие вещное, человек распространяет эти вещные отношения на свой собственный мир и свою природу, то есть в буквальном смысле слова, он видит себя тоже почти как вещь. Здесь присутствие человека подменяется наличием, поскольку и там, и там мы имеем дело с Бытием, вот они и путаются - накладываются друг на друга неправомерно. Человек как бы принимает на себя, не свойственные ему отношения, - вещные. Для того, чтобы это лучше понять поставьте рядом Бытие присутствия(Дазайн) и Бытие наличное, они, конечно, разные, первое принадлежит человеку, а второе - неживой природе, но они в некотором смысле - аналоги. Бытию человека - присутствию, отвечает Бытие вещи - наличие, и поскольку человек смотрит в основном на неживую природу, находящуюся прямо перед ним, а себя самого познаёт с большим трудом, то возникает иллюзия - что и мы сами статичны, раз и навсегда даны, наши отношения неизменны и т.д. - весь этот набор, который присущ Дасману, потому что он смотрит не с позиций своей истинной природы, а с позиций "очеловеченных неживых вещей".
      Дасман - это тень Дазайна, зло Дазайна, ночь Дазайна - забвение Дазайна, затемнение Дазайна. Это затмение Дазайна, как затмение Солнца. Это словно бы человек заболел и находится в болезненном состоянии, но в данном случае речь идёт не о нарушенной работе организма, а о тотальном "затемнении" и "искажении" сути во всём. Дасман основывается не на своей подлинной природе, а на чужой. У него есть свой Дазайн, а он предаёт его и становится Дасманом. И вот тогда упомянутые затемнения и искажения пронизывают все сферы структуры Дазайн и искажают их, тогда, проще говоря, всё в человеке начиная от тела и заканчивая его головой уже приспосабливается работать в ином режиме.
     Можно было бы сказать, что Дасман - это обезличенная сущность, если бы и сам Дазайн не был обезличенной сущностью, и в том, и в другом случаи человек теряет себя, растворяясь в чем-то большем, но потеря эта совершенно разная. Дазайн теряя, обретает - впервые и всякий раз заново. Дасман теряет навсегда и безвозвратно. Дасман это то состояние, когда человека нет по существу, ты хочешь найти его, а он - муж, семьянин, работник, представитель нации, отец или сын, миллионер или изгой, но за всеми этими масками и социальными личинами, в конечном счёте, непонятно "кто". Если "схватить" Дасмана и остановить его, то окажется, что его нет, что никого нет - вместо него имеется пустота и у тебя ничего нет в руках, вот почему Ницше говорил о таких "полые люди". Дасман - существо, произрастающее на такой человеческой почве, которую подменили. С детства он всасывает в себя несвободный воздух, а затем как мистер "непонятно кто" пополняет ряды граждан и сограждан. Сверху или внешним образом, Дасман всегда определён - как мы уже сказали, он - семьянин, рабочий или даже безработный, всем его названиям несть числа, но если взять его по сути, то КТО он? - Неизвестно. Поскольку "собственное" в таком человеке потеряно.
     Дазайн, конечно, также ухватить сложно, но он есть. Он присутствует. Он здесь и сейчас. Дасман никогда не "здесь" и никогда не "сейчас". Дасман - это маска, множество масок, покрывающих что? скрывающих кого? - никого...
  Кто здесь? - Никого нет...
Дасман это по сути отсутствующий Дазайн, который делает вид, что присутствует...
  Вещная природа, принятая Дасманом за истину уничтожает его человеческую и не удивительно, что когда обращаешься в нём к человеческой, то оказывается, что её нет или она выплёскивается на тебя мёртвым, превращённым образом.


Рецензии