Вооруженный нейтралитет

               
   Недавно американское правительство заявило, что будет досматривать в нейтральных водах корабли, уличенные в связях с Северной Кореей. Нечто подобное делала Англия во время ее войны с Францией и Испанией. На это российская императрица Екатерина II ввела сопровождение наших торговых судов военными кораблями. Так Екатерина II защищала права России как нейтральной державы в этой войне.

                Уж не знаю, что на меня нашло 1

    Покои Екатерины II в Зимнем дворце.  Столовая и туалетная комнаты. Несколько дверей, ведущих в спальню, приемную и Эрмитаж. 
    Дворцовый колокол бьет  шесть раз.

М а р ь я  С а в в и ш н а* ( подходит к двери спальни). Ваше величество, вставайте! (Прислушивается.) Обыкновенно в это время уже на ногах, но вчера поздно легли.  Ждали, ждали, так, не дождамшись, и легли… Потому и не поднялись. Мне и самой страсть как хочется  спать. Мочи моей никакой уже нет. (Зевает и крестится.) Я думаю, никому худа не будет, ежели я немножко сосну. Покуда спишь, Богу не согрешишь. Так-то. Прости Господи. (Крестится ложится на диван и засыпает.)   
    Е к а т е р и н а (выходит из спальни и бодрой походкой направляется к Марьи Саввишне). Марья Саввишна! Марья Саввишна! (Не добудившись, принимается  разводить в камине огонь.)

 Огонь в камине вспыхивает – и сразу же сверху доносятся крики трубочиста: «Ой, ой, горю!»

      М а р ь я  С а в в и ш н а (вскакивает). А? что? Кто горит? Где?
      Е к а т е р и н а. Это я, Марья Саввишна... камин разводила – и трубочиста подпалила…  Узнай, каково он там?    
      М а р ь я  С а в в и ш н а (крестясь, поспешно уходит). Ох, Бог ты мой, этого еще не хватало...    
      Е к а т е р и н а. А время не ждет, пора умываться. Капельку теплой воды, чтобы почистить зубы и кусочек  льда, чтобы натереть щеки – вот всё, что нам требуется. Но где же моя Катерина Ивановна? Вечно она опаздывает!

     Зевая, появляется  молодая  калмычка  Катерина  Ивановна. Екатерина берет из рук ее золоченную чашку и начинает умываться.
               
    Е к а т е р и н а. Нехорошо, Катерина Ивановна, опаздывать. Что тебя ждет в будущем, ежели ты будешь всегда опаздывать? Ты выйдешь замуж, уйдешь от меня, а муж твой, поверь мне, на меня походить не будет. Он тебя будет ругать… И от меня больше не  жди ты спуску, так и знай.                               

Калмычка уходит, уверенная, что ее никто не выгонит, и завтра будет всё то же, что и сегодня. Екатерина переходит в столовую комнату, где Марья Саввишна уже накрыла стол для утреннего кофе.

     М а р ь я  С а в в и ш н а (подает чашку кофе Екатерине). Осторожно, не ожгитесь!
     Е к а т е р и н а. Отменный готовишь ты кофе, Марья Саввишна. Однако сегодня, небось, послабее обычного заварила? После вчерашнего, а?
     М а р ь я  С а в в и ш н а. Как обыкновенно, на пять чашек  фунт кофе всыпала.
     Е к а т е р и н а. Вчера наш секретарь, Александр Андреевич Безбородко, выпил твоего кофе – ан сердечко-то его и прихватило. 
     М а р ь я  С а в в и ш н а. А ты, коли доклады докладываешь,  за стол не садись! Твое ли дело с императрицей кофеи распивать?      
     Е к а т е р и н а. Марья Саввишна, не узнаю я тебя сегодня.   
     М а р ь я  С а в в и ш н а. Воля ваша, кормилица, он того стоит. Вчера во дворец  пьяненький явился… свинья свиньей. А еще сказывают, что он на молоденьких актрисочек кучу денег изводит.               
   Е к а т е р и н а. Знаю, грешки водятся за ним и не малые. Да и то сказать, кто из нас самих-то безгрешен? Не суди ближнего, не судим будешь. В том, что всяких оскорбительных для других и  злобных речей избегать надобно, в том я убедилась давно. Я ведь до того, как стала тем, что я есть теперь, тридцать три года была как все,* а это многому научает...  Дитя*** еще не проснулся?   
   М а р ь я  С а в в и ш н а. Когда это было, чтобы он в этакую пору постелю бросал? 
     Е к а т е р и н а. Вижу, не нравится тебе мой Корсаков. Не понимаю, как может не нравиться такое Божеское творение.
    М а р ь я  С а в в и ш н а (желая поскорее переменить опасную для нее тему). Всё забываю сказать вам, ваше величество. Сказывают, будто портреты ваши худого качества распродают на базаре, а народ по невежеству своему раскупает их и домой тащит. Велите запретить, ваше величество.
     Е к а т е р и н а. Зачем? Ежели у народа нет денег на хорошие портреты, и он из любви ко мне покупает плохие, то я этому только рада. (Встает из-за стола.) Надеюсь, я тебя не обидела , Марья Саввишна? Или, может, сказала дурное слово о том, кого здесь нету?  (Многозначительно смотрит на Марью Саввишну.)
   М а р ь я  С а в в и ш н а. Я поняла вас,  ваше величество, и впредь обещаю не говорить за глаза  о других дурно. Уж и не знаю, что на меня нашло.
     Е к а т е р н а. Я знаю! Ты выдала племянницу замуж, одна осталась, и тебе от того муторно. (Снимает с себя медальон.) Вот тебе медальон с моим изображением. В твоей верности сему жениху я не сомневаюсь, он же остается и будет  к тебе всегда благожелателен.
     М а р ь я  С а в в и ш н а (принимает подарок). Благодарствую, ваше величество. Я усвоила ваш урок: не суди ближнего, да не судима и сама будешь.
   Е к а т е р и н а. Аминь.

            
     *Первая камер-фрау.
   **В этом возрасте Екатерина взошла на престол.
   ***Фаворит Екатерины Корсаков.

              П р о д о л ж е н и е  з а в т р а


Рецензии