Из далека о близком

             

Издалека о близком…

Вступление…

Мы иногда тревожимся сомнением
О подлинной и мнимой историчности
Событий, случаев и важных личностей,
Поскольку знаем: приближает к истине,
Лишь то, что рассудить успело время,
Расставив по возможности правдиво
Всё по местам,
           с учётом околичностей.
А те события, что нам близки по времени
И не успели стать Историей,
Порой грешат оценкою неверною,
Поскольку, всякое масштабное событие,
Увиденное «с разных колоколен»,
В потоке субъективного сужденья
Рискует в искаженном представлении
Войти в Историю.
 
Хоть иногда, казалось бы, не важно
Знать о прошедшем подлинную правду,
Особенно, когда правдивость факта,
Находится при всех аспектах рядом…
Но чтобы избежать ошибок повторения,
О прошлом знания должны быть достовернее.

Вот, например, казалось бы, нет разницы,
Кто победитель был, кто побеждённый
В борьбе за власть британских двух династий*,
Когда Ланкастеры-Тюдоры,
Британским овладев престолом,
Надолго удержали власть короны.
Перешагнув не без труда средневековье,
Они сумели укрепить власть автократии
И в результате ряда обстоятельств
Вписали славу Англии в Историю.

А вот ещё один пример из поучительных,
В котором смысл о правде факта исключителен…
Прошли века, и вдруг до нас дошло,
Что не Шекспир, возможно, автор «Гамлета»,
Как и других столь знаменитых драм…
Но, если вдуматься, какая, в общем, разница,
Кто эти вечные шедевры создавал, 
Кто, заглянув вглубь человеческой души,
Сумел об этом рассказать другим –   
Провинциальный ли актёр Вильям Шекспир,
Иль граф какой-то Эдуард  Де-Вера?
Величье славных тех творений достоверно,
А их духовная, всечеловечья глубина,
Понятной будет и через века…

Но если в творческо-духовной сфере
Правдивость факта служит отраженьем
Скорее некоторых социальных отношений
И, как свободный эпохальный антураж,
Способна правду драмы поддержать,
То у событий в государственных масштабах
Совсем иное требованье к правде,
Чтобы прокладывать в грядущее пути,
Маршруты пройденные нужно изучить.
Поэтому на исторический контекст
Приходится попристальней смотреть –
Уроки прошлого отвергнув, растеряв,
Грядущему ориентиры не создашь!..
Без чёткого определенья цели
И наобум в грядущее идя,
Возможно ненароком, невзначай
Войти в неправильные двери…
……………………………………………..
*100-летняя династическая война Алой и Белой
  Розы

Песнь первая

В ночных виденьях,
И в просветах быстрых дней –
В нелёгкий час раздумий и сомнений, –
Я взор свой обращаю неизменно
К моей родной, далёкой стороне,
Которую пришлось покинуть мне,
Не только по своей вине…
И до сих пор чувствительна потеря.

В потоке будних дней текли года.
С тех пор судьбы быстробегущая река,
Стремительно меняя направленье,
В чужих, досель неведомых краях,
Совсем иное русло обрела…
Однако не пришло забвенье –
Поныне в глубине река хранит
Особый, родниковый вкус воды,
В котором соль родной земли
Смешалась с горько-сладким
                вкусом детства,
Когда нужда и радость жили вместе
Но были так светлы о будущем мечты,
Что и до нынешней поры
Тот свет мне душу теребит
И наполняет смыслом мои песни…
Там, в тех, покинутых краях,
Где частый дождь и снегопад,
Где солнце не печёт, а греет,
Осталась, видно, навсегда
Родством пленённая душа
И горькими обрубками кореньев
Вросла навечно в ту, родную землю,
Чтоб никогда её не покидать…

То государство – ту страну 
Где было суждено родиться,
Россией, по привычке, звали все,
Что, всё же, верно не совсем,
Поскольку, та огромная страна
В те приснопамятные времена
Себя пред всеми назвала
 эСэСэСэР .
Однако, назовясь Союзом
Самостоятельных республик,
Была по-прежнему Империей по сути.

Мой милый край, откуда родом я,
В совсем недавние былые времена,
Республикою Белорусской звался,
Хоть, в прежнюю Империю входя,
Частицею «Всея Руси» считался.
В те средние далёкие века
Всея Руси наследникам-князьям
Пришлось однажды
                меж собою поделиться –
От межусобных распрей, от вражды
Владенья славной Киевской Руси
На три удела княжеских распались.
И, прежнюю утратив славу,
С тех пор те земли по-иному назывались:
Восточная, что отошла к Москве,
Так Русью ещё долго оставалась,
Доколе княжества окрест Большой Руси,

В Российскую империю вошли
И превратилась Русь в Великую Россию.

Край южный Киевской Руси
С престольным прежде Киев-Градом,
Утратив историческую важность,
Теперь считался Русью Малой
И, став имперскою окраиной,
Украиной был скромно назван.

Край западный былой Большой Руси,
Где по периметру тянулись рубежи
Строптивых и воинственных соседей,
За свет озёр и тишь пространств лесных
Должно быть, не случайно нарекли
Светло и просто Русью Белой.

И, родственность в веках храня,
Все три страны былой Большой Руси
В Империи по имени Россия 
В какой-то мере одинаково несли
Свою судьбу под общим стягом.
Однако, Беларусь и Украина
Всегда в России пасынками были
И, выполняя роль окраинных провинций,
Порой случалось, бунтовали,
Непослушанье проявляя,
Поскольку к «самостийности» стремились.
Но при любых правителях-царях
И даже в СССР  многонациональном,
И Беларусь, и Украина,
Как и республики другие,
Провинциальными анклавами остались.
А граждане, живущие во всех тех,
Как бы странах,
Поныне русскими слывут
Средь «неразумных» иностранцев…

Песнь вторая

Много песен о тебе написано –
Спеть получше прежних не берусь,
Но цветок своей любви и боли
Я хочу вплести в венок твой, Русь.

Как ты стала и пришла откуда?
Мудры люди разно говорят:
Может, от купцов, пришедших с юга,
Или, может быть, воинственный варяг*
Все разрозненные княжества славян
Под эгидою своей собрал.

Но, и то неважно. Так случилось –
Вышла удивительная смесь:
Столько разных рек, как в море влилось
И ты есть такая, как ты есть.

Знаю: в мире много стран чудесных –
Тёплых, сытых – благодатных стран..,
Но, как издавна поётся в песне:
«Край родной нам от рожденья дан...»

Знала ты паденья и расцветы,
Рабства боль, борьбу, триумф побед.
В судьбах исторических Планеты
Навсегда останется твой след.

Много бурь и разных потрясений
В прошлом над тобою пронеслось.
Шли века. Сменялись поколенья,
Время выковало волю и терпенье...
Только радостно не всем жилось.

В поисках святых путей, блуждая,
В тупики и дебри забрела,
Где тебя настигла воля злая
И, другого выхода не зная,
Долго ты под властью зла жила.

Пережив кровавые расправы,
Не щадила верных сыновей,
Но зато воинственной державой
Слыла пред Планетой всей.

А народ твой, пребывая в страхе,
Тихо приучился быть рабом:
Иногда безвинным шёл на плаху,
Жил, довольствуясь единственной рубахой,
И упорно строил Новый Дом...

Силой и обманом околдован,
Отучился мыслить и решать
И, поверив в путь особый, новый,
За мечту готов был жизнь отдать.


А когда лиха беда случилась:
Втихаря, не объявив войну,
Под бредовым лозунгом арийства
Враг напал внезапно на страну,
Весь народ – от мала до велика, – 
Пережив внезапности испуг,
На борьбу поднялся против лиха
И тогда ценою многих жизней
Дал отпор коварному врагу.

...А потом  опять, сгибаясь, строил,
Врачевал страну от тяжких ран.
Только уж теперь всё меньше верил
Что «взойдёт однажды над Землёю»
Коммунизма алая заря...

И когда ослабли вожжи власти,
Стала будничной сменяемость вождей,
Люди как-то поняли однажды,
Что пришёл иллюзиям конец...

Всё случилось будто бы внезапно –
Сразу даже трудно осознать:
Спать ложились при советской власти,
А наутро – оборвались снасти,
Будто бы волною, в одночасье,
Смыло ту незыблемую власть…

Но, привыкнув к волевым решеньям,
Трудно было всё самим «решать»...
И в момент всеобщего смятенья
На освободившейся арене
Замаячила политиканов рать.

И с трибун высоких, и с амвонов
Снова громкие раздались голоса – 
Обличив былые беззаконья,
Принялись без всякого резона
Все худые паруса латать.
 
...И опять руль власти рвут на части
Те, кто понял, что их час настал –
До поры припрятанные страсти
На страну обрушились, как шквал.

Всё, что как-то пряталось доселе
Обнажилось гнойниками язв –

Будто с гор ползущим грязным селем
Был раздавлен утлый быт и смят.
 
И когда уже настал, казалось,
Тот, обещанный пророком судный день,
И страна, застыв на грани краха,
Вдруг заметила губительную тень,
Будто из небытия, из праха
Без идей высоких...и без страха,
Стали выползать из всех щелей,
Те, кто оказался с волчьей пастью
И в ту пору был поближе к власти –
Те, кто был проворней и ловчей...

И растаскивались Родины богатства
В творилось много тёмных дел,
Властным стало  рвачество и хамство.
И под лозунгом: «Кто смел, тот съел...»
Начался в России беспредел.

Подменив понятие о счастье,
Утопив в потоке лжи мечту,
Вся Империя распалась в одночасье,
На самостоятельные части
Разделив огромную страну.

Этим историческим событьем
Был проложен новым странам путь:
Обрела державность Украина,
Стала государством Беларусь...

Ну, а как же, всё-таки, Россия –
Та, что называлась прежде Русь?..

…Да всё так же! ..Если и не хуже…
Хоть рассеян коммунизма бред,
А народ – всё в той же грязной луже 
И по чьей-то, по недоброй воле,
Нищ, растерян и, как прежде, слеп…
Но, как прежде, власть имущим нужен,
Чтобы добывать ...и нефть, и хлеб.
………………………………………..
*Рюрик – по летописным преданиям – предводитель
  варяжской дружины, призванный новгородцами «на
  правление».

1991- 2007      
               


               
Песнь печальная

Знаю я, что ТАМ не всё ладно –
Было плохо и плохо есть:
Быт пропах потом и ладаном,
Ну, а бед вековых – не счесть!..

Вера в доброго царя-батюшку
Известна была испокон –
Там всегда с мольбой и проклятием
Люди к идолам шли на поклон.

Подставляя с покорностью выю,
Всё надеялись на благодать
И безвинно, страдая, гибли,
Но из праха вставали опять.

А когда божественным промыслом
К новым высям открылся просвет,
Подошли, в основном, неготовыми
К восприятью крутых перемен.

И момент исторической истины
Не использован был, как на грех,
Что позволило дерзким, решительным
Одержать над безвольными верх.

Пребывая так долго в потёмках,
Разуверившись в правде совсем,
Принимал люд простой с недоверием
Все затеи новых вождей.

И, озлобясь от нужд и неверия,
Снова в муках корчится Русь.
Зрим и страшен процесс расслоения
Средь российского населения…
 
И по-прежнему нет равноправия,
И по-прежнему нет единения:
Кто-то, горбясь, и пашет, и сеет,
И, живя трудом, его ценит…

Но на ниве безбожной неверия
Взошло и вызрело племя
Из почти незаметных плевел.
И, являя бесстыжую смелость,
И не жнёт, и не пашет, не сеет,
А вовсю, беззастенчиво рвет
От державы больного тела
Всё, что как-то ещё уцелело…

И, бессовестно богатея,
Эта пошлая каста плебеев,
Позабыв, что такое труд,
Строит новой формации стену
На фундаменте чьих-то нужд.

1991-1993

               

Песнь тревожная

       «Не суетитесь над обрывом».
           Борис Немцов
И снова в кровавом споре
Вершится России история...
Октябрь. Девяносто третий...
Вновь, как в начале столетия,
Силы зла поднялись из мрака
И за власть затеяли драку.
Бунтарский вихрь революции
Вынес толпу на улицы
И вертит в мятежном смерче
Между бедой ...и смертью.
И снова нужда и невежество
Становятся главным стержнем.
И снова звучит зловеще:
«Кто виноват?» и «Что делать?».
И вновь, как бывало прежде,
Движет людьми надежда...
Хоть очень непросто понять,
Что можно вдруг всё потерять,
Поскольку системы крушение
Не всегда от нужды спасение.

Всем командует бонза вчерашний.
Под лицемерной маской 
Он играет нынче в бесстрашье,
Призывая к насилию страстно.
А народа всегдашние массы,
Привыкшие к сильной власти,

Вновь растеряны и бессильны,
От чего ещё более страшно…

И, похоже, ко власти вчерашней,
Которая, только рождаясь,
Справедливою стать обещала,
Из-за воинственных залпов
Доверие снова теряется…

Октябрь, 1993

               
Заклинание
               
О, бедный народ мой, пред тем, как с размаху
Ты выберешь путь, ведущий на плаху,
Припомни на миг те прошлые годы,
Когда управляли судьбою народов
Под флагом фальшивых идей коммунисты,
Как попран был смысл всех божественных истин
Бесстыдно, с циничностью откровенной...
Тебе ль не достаточно прежнего плена?!
Припомни, как жизнью трёх поколений
Владел беспредельно безжалостный Гений.
Возможно ль забыть в столь короткие сроки
Тех лживых речей разливные потоки,
Бесправность и страх, беспросветность лишений
Возможно ли с лёгкостью предать забвенью?..

О, бедный народ мой, заблудший в идеях!
Всю жизнь ты надеялся на добродеев,
Привык принимать все посулы на веру,
Но ведь существуют терпенью пределы!

Дай Бог тебе мира, добра и ума
В решенье судьбы,
Чтобы вновь не смогла
Вернуться двадцатого века чума!..

            16 июня, 1996 г., Краков

   
Надежда

Весь Мир, затаив дыханье
Следит за Россией:
«Что станется с нами?
Что выберут ТАМ усталые люди?
Что будет с Россией
И что с Миром будет?
Ведь может случиться:
Своими руками
Опять
Над своею страною поставят
Ту власть, что годами
Кривыми путями
Вела в никуда,
Дурманя мечтами?
И, может быть, снова
Воронов стая
Для мира
Всемирной угрозою станет?..»

...Висит над страною, как Божье проклятье
Немилосердной Истории рок.
Уж, кажется, был так понятен урок – 
Его повторенье – дурное занятье
И может Россию сгубить  в одночасье!
О, люди! Как трудно найти середину,
Где все по трудам и по совести жили б,
Плоды пожиная на собственной ниве
И, не залезая в пределы чужые –
Живя по закону светло и открыто,
Довольствуясь тем, что трудами добыто…

А ведь и сегодня не всяк превозмог
Урон соблазнительно сладкой идеи
О равном всех жизненных благ переделе,
Хотя человечество знает давно,
Во благо лишь то,
Что добыто трудом...
           1996 г., июнь. Прага




Упование

…Прошло почти что два десятилетия
С тех пор, как над Россией ветер,
Подув с обратной стороны,
Пронёсся ураганным смерчем
И чудом не принёс большой беды…
За это время стал невиданно заметен
Прогресс технических открытий-достижений,
Вносящих в общество немало обновлений
И, как бы призванных жизнь людям облегчить…
Однако в то же историческое время
Возникло много зримых изменений
В природно-климатических условиях,
Так безответственно, бессовестно,
Эксплуатируемой человечеством Земли:
На полюсах  подтаивают льды,
На континентах – засухи и наводненья.
Утратив к пакостям людским терпенье,
Уже и Космос нам грозит
Возможным светопреставленьем,
Грозя швырнуть метеорит,
Чтоб в одночасье прекратить
Цивилизации земной цветенье…
А средь землян растут неверие и страх
От ощущения, что, может, неспроста
Всемирный хаос Хронос* прочит нам…

Но всё ж страшнее катаклизмов и предчувствий,
Взращённый классом власть имущих
Сумбурный ералаш в людских умах,
Когда в затверженный веками катехизис*
Неколебимо постулат корыстный вписан:
«Кто по-другому и живёт, и дышит,
Безоговорочно – нам самый злейший враг!»

И, путаясь в сетях идеологий,
Ведомые вождями всех мастей,
Идут друг друга убивать народы
И льётся кровь людская по Земле…

Подчас правители блефуют очумело –
Земли и неба им побольше захотелось!..
За власть не перестав бороться,
Народы сталкивают лидеры-вожди
Надеясь славу обрести
И, может быть, в Историю войти
Уж если не вождём, то полководцем.

Мир не забыл, как за тщеславие вождей
И за триумф сомнительных идей
Расплачивалось человечество не раз…
И рушились мечты, и кровь лилась.

…А нынче вновь разброд и кутерьма.
Иные, накопив несметные богатства,
Живут в бесстыдстве, непотребности творя,
В то время, когда голод, нищета
Ещё так властны над судьбой иных землян!
И, чтобы отстоять на жизнь свои права,
Повсюду вспыхивает яростно вражда
Перерождаясь иногда в стихийное бунтарство…

И снова льётся кровь, вершится святотатство.

А Небо до поры взирает свысока
На заблуждения своих земных питомцев,
Ещё даря нам животворность Солнца
И все понятия о счастье бытия.
Но чаще стало нам напоминать,
Что есть терпению и милости предел
И что однажды наша чудная Земля
Уже не сможет противостоять
Безмерной алчности и варварству людей…

Так что же в скором будущем нас ждёт?..
Не дай Бог, чьих-то мыслей неразумный ход,
Способный привести земной народ
К сакральной неизбежности
                шагов чрезвычайных,
За коими не зрим из заблуждения исход
К истокам прежних начинаний!..
И что ж тогда со всеми нами станет?!.
Возможен ли к расцвету поворот?
Или совсем наоборот –
Цивилизацию, в которой мы живём,
Людских амбиций неразумность
          навсегда с Земли сотрёт?..

Возможен и такой пугающий сюжет:
На крик людьми измученной Земли,
Вселенским гневом отзовётся Небо
И ниспошлёт всемирный катаклизм,
Из тех, что уж бывали прежде:
Метнув какой-нибудь лихой метеорит …
Или, чтоб смыть всю грязь с лица Земли,
Обрушится потоками воды?..

При этом помнить надлежит:
Чужих Потопов может и не быть–
Уж, ежели Потоп, – Всемирный!..
…………………………………………
* Хронос – (древнегреч.) – бог времени
* Катехизис – азбука веры, руководство, содержащее
   основные положения христианского вероучения.

2014


Рецензии