Подвиг разведчика

   Начальник разведки дивизии уже вторые сутки перебирал личные дела офицерского
состава, тщательно подбирая кандидатуру для выполнения очень ответственного задания. И вот, кажется, наконец-то нашёл.
    Личное дело Ивана Пименовича Лобачева. Капитан,родился в 1919 году в с. Курганчики Курагинского района Красноярского края. Социальное положение - сын крестьянина. В 1941 году вступил на фронте в партию. Честный, трудолюбивый, исполнительный. Спортсмен, очень подвижен, широкоплеч, обладает недюжинной силой.
   - Наконец-то. Этот наверняка подойдёт, - решил для себя полковник. Сибиряки - люди надёжные. Он должен справиться с заданием.
    И с лёгким сердцем отправился с докладом к генералу... Офицер стоял перед генералом...
   - Повторяю, - сказал генерал, - задание очень опасное, возможно, вы не вернётесь. Ещё раз подумайте, взвесьте и доложите мне в восемнадцать часов.
   - Товарищ генерал, я готов выполнить любое задание Родины,- чётко ответил Лобачёв.
   - Тогда к делу.
   Генерал взял указку, подошёл к столу и наклонился над картой.
   - Вот здесь, правее Берёзовки, в роще Круглая, по данным нашей разведки, имеется крупный склад боеприпасов, который гитлеровцы готовят для отправки под Ленинград. Что это значит, Вы понимаете. Склад надо уничтожить во что бы то ни стало. Подробные инструкции получите в разведотделе.
   Генерал подошёл к офицеру, крепко обнял и трижды по-русски поцеловал.
   Ночь... В землянку капитана Лобачёва вошёл начальник разведки дивизии и с порога тихо произнёс:
   - Пора, Иван Пименович...
   Январь 44-го года выдался снежным и морозным. По глубокой снежной целине ползут трое. Впереди сапёр лейтенант Авдеичев, за ним капитан Лобачёв и замыкающий - командир разведроты, старший лейтенант Стрижаков. Метёт позёмка... Ракета, за ней другая. Поле на мгновенье озаряется ослепительно ярким светом, и три фигуры, одетые в белые маскхалаты, замирают. Совсем рядом темнеет роща Круглая. Капитан ещё раз повторяет ориентиры, полученные в штабе дивизии. Их очень мало. По ту сторону колючей проволоки, опоясывающей рощу, ещё никто их наших не был. Карман оттягивает карманная портативная мина. Она мешает ползти, и капитан то и дело её поправляет. Наконец впереди вырос скелет проволочного заграждения. Прислушались. Лейтенант Авдеичев ложится на бок, развязывает пачку рогулек и осторожно, подсунув одну под проволоку, поднимает первый ряд. Трое медленно продвигаются вперёд. Последний девятый ряд позади. Прощаясь, крепко жмут руки. Дальше капитану ползти одному. Сколько прошло времени, он не знал. Для него было важно другое - найти расщеплённую сосну. Надо держаться правее её, вспоминает он наставление. А вот и она. Но что это... От дерева на него шли двое, как и он, в белых халатах. Колючий холодок пробежал по спине...
   - И зачем этому ублюдку Людвигу понадобилось посылать нас патрулировать? - донеслась немецкая речь. - Кто решится сюда сунуть нос?
   - Твоя правда, Карл, - добавил другой, - мы за линией фронта, а если кто попробует сунуться, то наверняка напорется на "секрет" или "кукушку". Пойдём в казарму, наше время на исходе.
   Постояв в нерешительности минуту-другую, двое повернули обратно. Капитан осторожно пополз за ними.
   "Хальт!" - неожиданно раздался негромкий окрик часового. Один из патрульных отозвался паролем. Лобачёв пополз стороной, не упуская из виду обоих. Вскоре он был уже у небольшого, хорошо замаскированного одноэтажного здания. Показался часовой. Значит, это и есть то здание, о котором говорили в штабе. Под ним расположен склад. Мгновенно созрел дерзкий план. Капитан натянул на глаза капюшон маскхалата. Проверил в кармане мину, вытащил из ножен десантную финку, резко поднявшись,он направился к зданию.
   "Хальт!" От неожиданности он вздронул, но, твёрдо назвав ранее услышанный пароль, спокойно и уверенно прошёл вперёд.
   Огромные, как у ангара, ворота и в них небольшая дверь. Открыв её,на секунду заглянул внутрь. Освещённый длинный тоннель с идущей вглубь узкоколейкой. Капитан перешагнул порог и быстро устремился вперёд по шпалам. Налево и направо закрытые железные двери с уходящей  под них узкоколейкой. Сзади хлопнула входная дверь, и тотчас послышался громкий окрик. Капитан замедлил шаг, крепко сжимая в руке финку. Часовой догнал его и хлопнул по плечу:
   - Чего ты от меня удрал? - спросил немец. - Или скучаешь по Людвигу? - он громко расхохотался.
   Лобачёв повернулся. Взгляды их встретились. Удивлённые глаза гитлеровца мгновенно расширились, лицо побелело. Не мешкая, точным движением капитан всадил финку в живот гитлеровца. Капитан осмотрелся. Внимание привлекла приоткрытая дверь. Разведчик бросился к ней и с трудом отодвинул массивную железную створку. В ярко освещённом помещении на прочных стеллажах лежали большие авиабомбы. Наконец-то! Отбросив финку, он достал мину и пустил в ход часовой механизм. Капитан установил получасовую выдержку, за это время он надеялся отбежать от склада. Мина, едва коснувшись металлического корпуса бомбы, прилипла. Теперь бежать! Но не успел сделать и шага, как в коридоре послышался топот сапог. С надрывом завыла сирена. Лобачёв выхватил пистолет и прижался к стеллажу. Дверь, завизжав, раскрылась. На пороге появились два гитлеровца. Выстрел,другой, и оба, как подкошенные, упали на цементный пол, выронив автоматы. Послышались угрожающие выкрики, но в дверях больше никто не показывался.
   "Рус Иван, сдавайся!". Поздно. Теперь не уйти - понял капитан. Положив возле себя на стеллаж пистолет, он потянулся к мине. Пальцы дотронулись до рычага. Под их давлением он пополз вправо. Стрелка стала приближаться  к надписи "Взрыв".
   "Рус,сдавайся! - опять закричали из-за двери. - Немецкое командование гарантирует тебе жизнь".
   В ответ роща Круглая озарилась ослепительным светом, дрогнула и с грохотом медленно стала подниматься вверх. Коварный замысел фашистов - обрушить на защитников города Ленинграда огромной силы удар - тысячи тонн смертоносного металла и сломить стойкое упорное сопротивление, уничтожив тысячи жизней русских людей, - с треском провалился.""
   Великая Отечественная война для меня - это газета "Знамя Ильича"№51 за 27апреля 1985года со статьёй "Во имя жизни",рассказывающей о подвиге двоюродного дяди, брата моего отца, Ивана Пименовича Лобачёва. Это одновременно и гордость, и горе, и печаль, и понимание того, что вот такие простые люди завоевали для нас мир, принесли Победу, погибнув молодыми в бою.

                2012г. 


Рецензии
Спасибо за Память!!

Вадим Константинов 2   15.05.2017 18:56     Заявить о нарушении
А чем Им отплатить? Только Памятью...

Валентина Гидлевская   22.05.2017 22:51   Заявить о нарушении