Кто такие казаки

Иногда современных казаков называют ряженными, когда хотят обидеть. имея в виду. что они не воины, а клоуны. А между тем в традиционной истории именно клоуны  были не плохими воинами или хотя бы разбойниками.
 В фильме Тарковского «Андрей Рублёв». Есть сцена, когда за скоморохом приезжают княжеские дружинники, бьют и увозят его.  Из контекста фильма следует, что за крамольные речи. Однако не редко скоморохи,  занимались воровством и разбоями потому как прокормиться одними уличными представлениями и «корпоаративами» было нелегко. Не даром в былинах Алеша Попович  обращается к каликам перехожим, заподозренным в воровстве серебряной чарки на княжеском пиру, со словами «Вы-то, калики, бродите по миру по крещеному, кого окрадете, своим зовете».
Скоморохи вели бродячий образ жизни, занимались целительством, сохраняли дохристианские тайные знания, имели  острый язык, умели хорошо петь и плясать и их конечно не любила церковь. Скоморохи похожи на запорожских казаков, которые по свидетельствам очевидцев  почти всё свободное время проводили в питие, песнях и плясках.
Ватаги скоморохов, как и дружины казаков тоже выбирали атаманов и имели свои тайные места, куда сносили заработки с добычей и распределяли их между собою повытно, то есть буквально пошейно.
Ватаги скоморохов и профессиональных разбойников бежавшие от властей вполне могли быть духовным ядром зарождающегося казачества о котором как утверждает историк Юрий Сухарев впервые достоверно на Руси упоминается в псковской летописи 1405 года . Там говориться о посаднике по имени  Юрий Филиппович Козачкович. Козачькович значит сын Козачка.
Советский исследователь истории казачества Фёдор Тумилевич (1910-1980) пишет: «Слово «казак» тюркского происхождения. Татаро-монголы давали это название легковооруженному всаднику-воину, совершавшему по своей воле грабительские походы (набеги) с целью приобретения средств для существования. В таком понимании слово «казак» встречается в Русских летописях XV – XVI столетий: «на Поле ходят баловни-казаки» или «такой-то казакует», то есть живет своей волей, или «живут своим казацким обычаем»….
Из таких «вольных воинов» складывались отряды поступавшие на службу к русским князьям. По этому, в русских былинах славный богатырь Илья Муромец, то же зовётся казаком.
Но в отличии от дружинников которые полностью зависели от князя, казаки были вольными воинами. Основное значение этого слова -  «вольный человек», без относительно национальности, вольный человек порвавший связи с традиционным оседлым обществом.
Казачество во многом, это наследие Золотой орды с её набеговой экономикой и воинской демократией.
Андрей  Гордеев (1886 - ?)донской полковник и автор "Истории казаков"  выводит происхождение казачества как запорожского, так и донского к взимаемой Золотой Ордой с покоренной Руси "дани кровью" - "тамги". Забираемые в Орду русские юноши использовались для охраны степных границ и несения ямской службы. То есть представляли  собою то же самое, что и турецкие янычары с одной большой разницей янычар обращали в ислам, а тамга могла верить во, что хотела.  Наличие кровного родства и единой христианской веры выделило русских из остальной ордынской массы.
Основоположник  бюджетной статистики и автор книги «История Кубанского казачьего войска»  Федор Андреевич  Щербина (1849—1936 ) считал, что казаков с татарами связывало широкое самоуправление, религиозная свобода, схожее имущественное право, а так же угоны скота и добыча ясыря то есть захват и торговля пленными.
Но еще до нашествия монгольской орды «Владимир Мономах разрешил «черным клобукам» (остаткам разбитых половцами торков, берендеев и печенегов) поселиться на южных границах Руси в качестве федератов, обязав их защищать степной кордон от набегов других кочевников. Эти отряды находились под командованием их собственных ханов, а также русских князей и бояр» - считает историк Виктор Губанов.
Я думаю, так как Русь входила в Орду – русские  участвовали в её походах, а поскольку ордынцы как и все язычники относились спокойно к любым религиозным верованиям, то со временем среди русских воиновв основном христиан Золотой орды и примыкавшим к ним принявшим христианство  тюркам утвердилось общая идентичность. Русские казаки сохранили язык и веру, но переняли у ордынцев образ жизни и приёмы войны.
Первоначально казак, это образ жизни, но позже когда в это сообщество вливалось не мало не русской крови, когда оно разрослось и осело, у казаков стала формироваться собственная этническая идентичность  - русская, но всё же не совсем. Основой этой идентичности был образ жизни вольного человека и вера, а не национальность. 
Казаки как люди вольно- наёмные могли воевать за кого угодно, ради выгоды. Литовским летописям известен казак Мамай, спасший Великого князя Витовта после разгрома на Ворскле в 1399 году. Казак Мамай - любимый персонаж украинской лубочной живописи и реальный родоначальник князей Глинских.
По сообщению в Ермолинской летописи. В 1445 году не сумев взять Муром и Гороховец, казанский хан Улу-Мухаммед, послал “в Черкассы по люди и приде две тысячи казаков”, с которыми хан разорил город Лух - город в Ивановской области.
Согласно Симеоновской летописи в 1468 году. Из Москвы казаки уже в составе Московского  войска под воеводством боярина Ивана Руно идут воевать с Казанью.
В 15 – м веке  Москва избавилась от власти Орды и утвердилась как центр русской и православной силы. Именно укрепление Москвы дало толчок казачьим ватагам  организовываться  в более устойчивые сообщества со своей территорией и своими признаками государственности. Установление  с 1613 года  донским казакам постоянного жалованья и присылка на Дон царского знамени  совпадает во времени с завершением процесса объединения всех донских казаков в единое войско Донское.
Однако вопрос народобразования казаков до последнего времени был не ясен. Неясен до тех пор пока в нём не разобрались генетики.
В 2008 году состоялась специальная  международная экспедиция на Дон, Терек и Кубань в ходе которой были сделаны ДНК анализы у 629  потомственных казаков. Подавляющее большинство из них имеет ту же гаплогруппу, что и восточные славяне «R1A».  Эту группу ещё называют арийской. Кстати нацисты Германии ошибались считая себя истинными арийцами, по сути арицами у них были только онемеченные славяне жившие  на территориях Восточной Германии.
У германцев  собственная гаплогруппа «I1». 
Гаплогруппа слово обозначающее группу мужчин происходящих от одного предка.  Женщины туда не входят ибо у них не сохраняется мужская Y хромосома по которой можно  точно определить  прямого предка по мужской линии через тысячи поколений.
На втором месте, но значительно меньше у казаков кавказские и средиземноморские гаплогруппы. Доля монголоидных маркеров, а так же семитских  вместе взятых меньше 3%. Это значит из 629 обследованных казаков , только 10 являются прямыми потомками монголоидов или семитских народов.  Такое же соотношение гаплогрупп у  русских, украинцев и белорусов.
Итак, казаки генетически – славяне а ещё точнее арийцы. Конечно же на формирование казачества оказало огромное влияние собственно славянские общинные и варяжские традиции , но само самоназвание «казак», говорит о том, что ордынское влияние было решающим в силу мощи и длительности монгольской навалы на Русь.


Рецензии