Сенсализм, Сентуитизм, Синтуитизм

Сенсализм или чувственное познание.  Сентуитизм или Синтуитизм.

Все время задаю себе вопрос: к какому направлению в литературе я бы отнесла свои стихи? Этот же  вопрос мне задавали мои знакомые, читатели и слушатели. Так как они считали и считают, что мои стихи не похожи на те, которые были ими прочитаны и выучены прежде.

Сама я давно уже поняла, что мои произведения - это конгломерат всех стилей и направлений.  Однако, во всех моих стихах и прозе есть главное и связующее звено - неподдельный, глубокий и неистребимый интерес к чувствам: : своим, лирического героя. Именно чувствам , эмоциям и ощущениям, возникающим в тот момент, когда взгляд улавливает неискуственную, неподдельную  и  яркую красоту природы, ее живую игру во всем  многообразии и великолепии.

К тому же, помимо стилистических фигур, которые используются для выражения чувств, переживаний, явлений окружающего мира, поэтических оборотов, меня интересует  глубина восприятия,  наполненность и  сила катарсиса.

Направление, в котором я пишу,  я бы назвала сенсализмом (эмпирики). От латинского слова sensus, 1080., французского sense, английского sens - чувство, ощущение. Это способность испытывать ощущения от материальных объектов (PR). Я бы расширила это определение чувства. Ведь наши чувства и ощущения,  при восприятии нами  окружающего материального и нематериального, живого и неживого, зримого и незримого, подталкивают нас к оценке окружающего мира в целом и в мелочах. Восхищение- одна из составляющих этих сложных чувств, которые мы испытываем от взаимодействия с загадочным, знакомым, непонятным, привычным миром.  Такова одна из граней чувственного познания мира, который, по моему мнению,  и есть самый верный способ его познания.  И, к тому же,  доступный каждому, при должном уровне развития чувств.

Хотя, все условно и субъективно. Для меня ,в произведениях не менее важны также истории, которые мы все так любим , хотим читать и слушать. И, конечно же, выпуклость, по-настоящему, живых картин в стихах, их наглядность.  При этом, перспектива,  глубина и новаторство идей и мыслей приветствуются, а богатство и разнообразие современного родного языка  не отменяется.

В 2014 году я поняла, что в вышеназванной сенсалистской манере я пишу с детства, лет с 12. Тогда я записала свое первое стихотворение. Именно записала. Я стихи не пишу, и не придумываю,    я их записываю. Они приходят сами, мне остается записать.  В 2014 году, при написании поэмы, я утвердилась в своем мнении. Теперь я уверена, что направление, в котором я пишу, именно  сенсализм. Никак иначе.

И ничего еще не сказано, как меня учили. Дополню:  значит, и не написано. Все только начинается в поэзии и литературе.

Однако, вышеуказанное направление не имеет никакого отношения к реалистическому сенсизму в живописи, статьи о котором, наводнили соцсети за последние год-полтора. Я не понимаю, что это, нет корректного объяснения. Потому, говоря  о  сенсализме, я имею в виду литературу и поэзию. И только. Без дополнительных определений. Так как, кроме реальности, существует и нереальность, которую видят лишь поэты, а потом об этом пишут. Направление сенсализма не имеет также отношения к сенсуализму.  Так как сенсализм выражает и описывает красоту окружающего мира не только с точки зрения реалистично-материальных проявлений, человеческих чувственных ощущений, но и с  помощью интуитивных ощущений, природу которых никто пока объяснить не в силах. Я стараюсь это делать в моих стихах и прозе. Сенсализм, как способ познания, отражает и раскрывает мир с помощью чувств и интуиции. В сенсализме нет запретных тем, и красота не всегда приятна. Но от этого прекрасное не перестает быть прекрасным, красота, даже неприятная, не перестает восхищать. В этом, скрытом для большинства, мире бывают поэты и мечтают побывать все люди.

Такой феномен и направление в поэзии и литературе я бы даже назвала Сентуитизм. Познание мира с помощью чувств и интуиции. Или Синтуитизм. Что, впрочем, равнозначно. Так как Сенсализм все же -  философское понятие - чувственное познание мира, которое не учитывает интуицию. Хотя ее и считают шестым чувством,  но суждения о ней полны противоречий.

Тем не менее, я сегодня сделала запись основных понятий направления, о котором я писала выше в этой статье.

Сенсализм ( от латинского слова sensus - чувство, ощущение) - чувственный способ познания мира. Этот способ распространяется на современное направление в поэзии и литературе, которое имеет целью познание и освоение мира через чувства и интуицию. Называется это поэтическое и литературное направление Сентуитизм или Синтуитизм - познание и освоение мира через чувства и интуицию. Создатель понятий и направления - поэт и литератор Бутба Марина Витальевна. Подробнее о направлении и творчестве автора можно прочитать на сайте Стихи.ру на странице автора Марина Бутба.

И еще я хочу оставить оба термина. Сентуитизм и Синтуитизм. В Сентуитизме я вижу большую связь с пятью человеческими чувствами. В Синтуитизме мне видится больше интуиции. Характерной чертой синтуизма является антиципация. Синтутстские поэзия и проза состоят из предсказаний, которые вскоре сбываются. Или же такие произведения раскрывают тайны далекого прошлого. Это касается направлений в поэзии и литературе. Что касается Сенсализма, то он остается методом чувственного познания мира . Таким образом, он обозначает направление в культуре в целом.

Я думала о последователях. Они будут называть себя сентуистами или синтуистами. А может и сентистами, синтистами, если речь идет о направлении в литературе, литературной школе.  Возможно, они будут называть себя инТуистами, а литературное направление ИнТуизмом. В более широком смысле, они будут именоваться сенсалистами в эпоху иррационализма.


07.05.17
Москва


Рецензии
Уважаемая Марина! Благодарю Вас за, весьма, поучительную статью. Бесспорно, мы оба пользуемся одинаковыми приёмами в поэзии и литературе. Чувственное познание мира через его материальное восприятие. Конечно же, есть и красота окружающего мира, и гармония и грация и его многосложность с человеческими эмоциями (радость, горе, удивление, очарование и пр.) Но мир дуален. В то же время есть зависть, лицемерие, обман, зло и пр. И что же? Самопожертвование ради...? Да этим приёмом пользуются многие и многие поэты всех времён. Войны - смерть, любовь - жизнь. Не замечаете материальность поэзии? Иная сторона - её духовность. Более скажу духовная многомерность или бесконечность. Это уже высшая форма чувственного восприятия. Я тоже ей пользуюсь. Разница: в первом случае я созерцаю мир, чувствую его проникаю в его материальное пространство и записываю. Во втором случае, всё с точностью до наоборот. Мне Свыше показывают духовный (не материальный)мир в его многомерии пространства и времени. Я записываю только увиденное под диктовку Творца. И не считаю сие как проявление собственной воли. Это воля Творца и его замысел. Я, лишь проводник. Заметьте, что я крайне не согласен с навязыванием нам Западно Европейских традиций и культуры. Не ищу синонимов и смысла в латинской терминологии. Ибо точно знаю, что русский язык является исконным первоязыком на планете Земля, дошедшим до нас в крайне искажённом состоянии. Но именно в русском (славянском) диалектах присутствует многообразность, которую можно описать в материальном и нематериальном мирах. В латинских языках этого просто нет, там всё четко - слово, описание и его значение. Эту мысль Вам даю для определения русского языка, как Божественного и многомерии миров во Вселенной.
Привожу пример:
Недавно (март) я был удостоен чести от маэстро Вячеслава Зайцева быть на его 80-ти летнем Юбилее. Безусловно я посвятил ему свои стихи, которые торжественно и вручил ему. Вот ссылка на произведение: http://www.stihi.ru/2018/04/20/9638
Оно, как раз отражает многомерность пространства и времени. Багет на котором художник (по моей рекомендации разместил свой эскиз) так же отразил полный смысл мною написанного. Кстати это произведение я писал под некую диктовку Свыше. Перед этим месяца два три изучал биографию Славы Зайцева и его многочисленные коллекции нарядов, картин и поэзии. Я писал о деталях, в которые я никак не могу посвящать публику. Это именно тот случай, из не многих. Я предлагаю Вам дружбу. Я готов делиться и опытом и знаниями. Но позвольте уж мне оставаться при собственном мнении. Если мы познакомились в переписке - значит мы оба должны сделать что то и совместное для Блага и Во-Благо. Моя чёткая установка в жизни: Я знаю для чего я рождён, и что я должен сделать на Планете Земля (миссия). Ну а Знания получаю из особых и проверенных источников. Это без комментариев.
С уважением, Стас Бакаев

Стас Бакаев   20.04.2018 21:09     Заявить о нарушении
Уважаемый Стас! Спасибо Вам за отклик! Разумеется, будем дружить. Я нисколько не покушаюсь на Ваше мнение, хотя, не скрою, мне бы хотелось его несколько структуровать, ведь Ваша широкая натура ни в какие рамки не поместится))) С наилучшими пожеланиями!

Марина Бутба   20.04.2018 21:24   Заявить о нарушении
Добрый день, Марина! А кто установил рамки? И есть ли они? Как бы надуманно, на первый взгляд это не звучало. Дело в ином. Является ли истиной то, что пишут в учебниках, преподают нам в школах и ВУЗах. Наконец то, что есть в научных библиотеках всего мира. Я не собираюсь делать никаких опровержений на уважаемые труды авторов. Но созданная наука о мироздании - это чистейшая ложь, причём навязанная нами как раз то и великими умами ушедших эпох. Я писал, пишу и буду писать, что есть правда иная. Более, прикоснувшись к ней я многое поменял в мировоззрении да и в жизни тоже. Есть много уважаемых людей, вершивших историю Страны, Мира, которые и дали мне эти знания. Кстати одного из них я уже упоминал. Этих уважаемых всеми людей много больше, с коими мне и доводится общаться. То правда. Ибо их познания явно разнятся с общепринятыми. Поэтому предлагаю говорить нам нам в "студенческом ключе" - МЫ ПОЗНАЁМ... и советуемся друг с другом, не взирая на общепринятые понятия и фундаментализм наук. Их для нас нет. И я вполне отдаю отчёт своим словам. Но ни в коем случае не упрекаю заблуждения и людей выдающих их нам за истину. Мы есть Боги (созданные по образу и подобию Творца) мы и есть Творцы в СО-Творчестве с ним. Увы религии - тоже есть великое заблуждение. То факт! Доброго Вам дня! Любви и Созидания. С ув. СБ

Стас Бакаев   21.04.2018 17:25   Заявить о нарушении
Стас, почему-то вспомнилось мне, что боязнь учиться называется софофобией. А неучи - тупыми и митрофанушками. Это для тех, кто и так все знает сам. По-моему, в собственном познании мира и самосовершенствовании, лучше опираться на огромный опыт предыдущих поколений. Чтобы по-сотому разу не изобретать велосипед хотя бы, приписывая изобретение себе. Так графоманы с сайта стихи.ру любят размещать свои корявые рифмовки, подсмотрев идеи у других поэтов. И почему-то именно графоманские вирши оказываются в первых рядах рейтинга и выборе редакции. Оттого, наверное, что данный сайт поддерживает безграмотных поэтов-неучей из народа, которых вдруг, без знания элементарной теории литературы и стихосложения, непостижимым образом озаряет. А просто все уже написано более талантливыми людьми, но поворюшек упорно роталкивают на самый верх. Так как промоутеры балбесов-графоманов сами не чужды софофобии. Могу утешить и тех и других, что они не тупые, а просто больны.

Марина Бутба   22.04.2018 16:39   Заявить о нарушении