7 мая - Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

       В эту неделю прославляется чудесное исцеление при овчей купели расслабленного, 38-м лет томившегося в тяжкой болезни.
       Многие из нас долгие годы, большую часть своей жизни прожили в этом болезненном, страшном, тягостном для нас духовном, в первую очередь, расслаблении. Ждали исцеления, ждали исправления своей жизни, ждали спасительного благодатного общения с Богом, но его не находили. Часто очень люди, подобно этому больному человеку, в первую очередь сейчас возлагают надежды на других людей. Как он ждал, что придет какой-то человек, может быть, и спустит его вовремя в этот целебный источник, так и сейчас люди, в первую очередь, ищут решения своих духовных болезней часто у других людей.
               
                Евангелие от Иоанна, 5:1-15

       «В Евангелии говорится о несчастном человеке, который в течение 38 лет парализованным или полупарализованным находился возле купели, то есть крытого бассейна, под названием Вифезда (его руины и ныне обретаются в Иерусалиме). Здесь происходило, как мы бы теперь сказали, регулярное чудо. 
      Раз в год в этой купели начинала бурлить и подниматься вода, потому что, как повествует евангелист, Ангел Господень сходил и возмущал воду. И тот человек, который первым оказывался в купели, исцелялся. Очередь к воде, как легко представить, была довольно длинной, не очень быстро двигавшейся и не самой упорядоченной. Тот несчастный, о котором мы слышим, ждал тридцать восемь лет. И каждый раз, когда он оказывался у входа в купель, кто-то уже успевал побывать там перед ним. Удивительная ситуация.

       Вот такая проявлялась милость Божия к больному человечеству, - говорит протоиерей Димитрий Смирнов, - потому что никакая народная медицина не могла вылечить человека, и заключалась она только в том, чтобы ресурсы человека мобилизовать. И, конечно, много людей было болящих, и продолжительность жизни была весьма невысокая. Хотя, конечно, отдельные люди доживали и до очень преклонного возраста.
       И вот, лежало великое множество больных: и слепых, и хромых, и иссохших, ожидающих движения воды. И среди этих болящих был человек, находящийся в болезни тридцать восемь лет (Ин.5,5).
      
       Почему евангелист Иоанн сообщает нам эту цифру? Ну, во-первых, это действительно та реалия, с которой он столкнулся, в этом есть дополнительное свидетельство истинности того, что произошло.
       Но ещё говорит об одной вещи. Сегодня у меня один человек спросил: «А вот я терплю, сдерживаюсь. Вырастет ли от этого во мне в конечном итоге смирение?». Я сказал, нет. Потому что чтобы вырастить смирение через терпение, нужно долготерпение. Поэтому евангелист Иоанн подчёркивает: он лежал и болел 38 лет. И только после этого произошло то, что Господь, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему более чем странные слова: хочешь ли быть здоров? (Ин. 5, 6). И он Его не облаял, не назвал Его сумасшедшим...

       Это всё равно что прийти в больницу, выбрать, к какому врачу очередь побольше и спросить у самого последнего из этой очереди: «Хочешь ли ты быть здоровым?»... Потому что это как-то очевидно. Но этот странный больной отвечает: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня (Ин.5,7). Видимо, еле-еле мог ползти.
       А Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи (Ин.5,8). А зачем «встань», «бери постель», «ходи»? Без этого нельзя как-то исцелить? Ну конечно, можно. И в этом тоже есть огромный смысл.
       В первом случае Господь проверял, а достиг ли он смирения, задав ему совершенно очевидный, самый очевидный вопрос, на который, понятно всем, есть ответ. И он кротко, спокойно Ему объяснил без возмущения, без раздражения, что вот, так и так мои дела.
       А второе – это Господь испытал его веру. Вот он сейчас поверит, что Он может встать, взять постель и с ней идти? И он поверил. Поверил, и случилось чудо.

       "Было же это в день субботний" (Ин.5,9). Почему же Господь именно в день субботний назначил ему то, что было для иудеев неприемлемо? А Христос, наоборот, проверяет, сумеет ли этот человек пойти против общественного мнения, какова его вера. И он смог: взял свою постель и стал ходить, демонстрируя, что он выздоровел.
       Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: «возьми постель твою и ходи». Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: «возьми постель твою и ходи»? (Ин.5,10-12).
       То есть он целый день ходил с этим ложем, с этой раскладушкой. Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

       И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу (Ин.5,13-16). То есть разное у всех было отношение, но мало было тех, кто порадовался, что человек 38 лет болел и выздоровел. Так происходит чаще всего в силу отсутствия любви, а в то время трудно было в Иерусалиме найти христиан, Он, собственно, один и был, ходил, исцелял, а вождей израилевых это только раздражало. Но Он не мог не исцелять, потому что Он как Бог был очень милосерд к людям, ради спасения которых Он и сошёл на землю.
       Спасения, кстати, и от фарисейства, потому что это опаснейшая зараза, когда человек какие-то инструкции ставит выше любви к ближнему.
       Ведь Господь назначил субботу и почитание субботы, для того чтобы, почитая хотя бы раз в седмицу Бога, люди обращали свои взоры к Священному Писанию, на жизнь пророков и не забывали о том, что первая и высшая заповедь – это любовь к Богу и к ближнему. Вот была цель субботы, а не в том, чтобы не помочь больному, совсем не для этого.
       Но человеческий ум так устроен, что вместо того, чтобы увидит суть, всегда скользит по поверхности и извращает эту суть.

       Самый простой пример, я его много раз приводил: практически любой ученик любой школы – хоть в Новой Зеландии, хоть в Португалии – хочет получить оценку. Поэтому он ради оценки готов даже списать, взять шпаргалку, всё списать, получить оценку от учителя и быть очень довольным, хотя это просто сущий обман, и никаких знаний всё равно нет. Кроме чистописания, ничего человек не достигает. Но по всему миру школьники всех наций и вероисповеданий этим занимаются. Почему?
       Потому что они стремятся к оценкам, чтобы их похвалили. А взрослые люди хотят другого совсем: они хотят не чтобы у них были оценки, а чтобы в голове что-то осталось. Для этого и существует школа, чтобы человека чему-то научить, а не чтобы у него в дипломе стояли все пятёрки, цена которым ровно ноль. Можно даже и медаль получить, но эта медаль только будет способствовать тщеславию, но не знаниям.
      Но почему же люди, маленькие ещё пока, склоняются именно к этому, к халтуре, к обману? И вместо того, чтобы что-то получить в голову себе, они получают только тщеславие в своё собственное сердце и укрепляются в жульничестве.

       Так же и фарисейство: это сплошное жульничество, потому что искажает замысел Божий. Бог дал субботу, чтобы люди не забывали о любви к Богу и о любви к ближнему. Потому что если человек говорит, что он любит Бога, а брата своего ненавидит, – это Сам Бог сказал – этот человек ложь есть. Потому что как же ты можешь любит Бога, Которого не видишь, и брата своего ненавидеть, которого ты видишь? (1Ин.4,20).
       Это значит, что твоя любовь – это всего лишь Малый театр, причём не столичный, а какой-нибудь периферийный. То есть обыкновенное очковтирательство. И вот, против этого Господь и был, поэтому всегда старался исцелить именно в субботу, чтобы напомнить своим соплеменникам, потому что Он к Своему народу пришёл, которому обещал прийти, чтобы спасти. Спасти в частности от фарисейства.
       И Он учеников Своих учил: берегитесь закваски фарисейской (Лк.12,1), вот этого формального подхода к исполнению Закона Божиего, потому что формальное отношение перевирает всё. Человек вместо благочестивого становится хулителем благочестия истинного, сердечного.

       Поэтому Господь говорил о том, чтобы человеку не быть, как накрашенному гробу ( Мф.23,27). Снаружи-то вроде благочестивый, выступает за Закон Божий, а внутри? А внутри абсолютно равнодушен: 38 лежит лет или 27, пусть лежит, а вот в субботу – нет, хоть сдохни. Ничего не шевелится в сердце, человек абсолютно мёртвый и безжалостный, то есть он уже умер. Для Бога он умер. Почему? А потому что Сам Бог милосерд.
       А как прийти к милосердию? Некоторые люди спрашивают, а как достичь любви. Только по ступеням. Сначала научиться терпеть. Наступили на ногу или плевали в урну, ветер подул, получилось прямо тебе ровно в физиономию. Достал платочек, а если нет платочка, рукавом, вытер физиономию, и стерпел. Это значит, человек научился терпению. А долготерпение – это когда каждый день одно и то же или подряд несколько раз.
       Очень многие люди на исповеди иногда до восьми раз говорят одно и то же. А бывает, кругами. Всё сказал, потом соскальзывает, как игла на виниловой пластинке, и опять сначала. Вжик! Вжик! Потом все удивляются: как это Вы научились терпению? Посиди лет 30 на стульчике, научишься.

       Всё очень просто. За 20 лет не научишься, это совершенно невозможно. Звонят на радиостанцию «Радонеж»: «Здравствуйте!» – «Здравствуйте!» – «Я хочу задать вопрос. Можно задать вопрос?». Спрашивается, ты куда звонишь? На музыкальную радиостанцию, чтобы себе какую-нибудь песню, похоронный марш заказать? Раз ты звонишь на станцию, где специальная передача, посвящённая тому, чтоб люди задавали вопросы, зачем вот этот разгон делать? Один, второй, третий – одно и то же, а время идёт, а время эфира вообще страшно дорого.
       Но человек не может, его в школе не научили говорить, ему обязательно нужен какой-то подъезд. Но ещё отец Павел Флоренский заметил, что самые прекрасные вещи, которые постоянно повторяются, надоедают, их уже невозможно слушать, когда человек этим приелся. Попробуй, бери маленького человека, сладкоежку, покорми его неделю халвой. После этого 40 лет к ней не притронется. Вот в чём дело. Начинай ребёнка всё время тискать, целовать, он возненавидит поцелуи и объятия.

       А зачем же люди это делают? Ради собственного сладострастия. Они к ребёнку относятся, как к коту, хочется потискать его. То есть относятся, как к плюшевому мишке, забывая, что это божественная личность. Потому что люди, к сожалению, думают только о себе и о собственных удовольствиях. Например: а мне не дают видеть моих внуков.
       Давай исследуем, а почему? Зовёшь невестку, оказывается, когда бы ни приехала к внукам, кончается это безобразнейшим скандалом. Ну понятно, от такой бабушки нужно, как от бабы Яги, подальше, и вообще уехать и адрес не сказать. Но она хочет видеть внуков. Господи, помилуй! Да пойди в детский дом, набери себе внуков, да воспитывай. Тебе дадут, сейчас эта процедура стала легче. Бабушки все молодые, ещё и до пенсии многим бабушкам лет пять-восемь.

       И вот, Христос хочет научить человека любви. И всё Евангелие свидетельствует только об этом. И Он не только учил, но и показывал эти дела любви. Но опять же, у Овчей купели, и сам этот болящий свидетельствует о том, было много больных. А почему Он исцелил только его? Потому что его душа была к этому готова. Чем? Тремя вещами.
       Первое: он пришёл в своё состояние расслабления через какой-то грех, и болезнь его понудила этот грех оставить. Он не мог уже так грешить, как грешил, пока был здоров. Господь ему об этом напомнил, сказал: «Смотри, больше не греши, а то будет что и похуже».
       Второе: он приобрёл долготерпение и смирение.
       И третье: он приобрёл веру в Того, Кто может его исцелить. То есть та болезнь, которую Господь попустил этому человеку, за 38 лет его вылечила.
       Вылечила от чего? От духовного заболевания. А это для Бога гораздо важней. Ну зачем теперь человеку болезнь, если она была нужна для того, чтобы человека чему-то научить, и человек уже научился?

       Сегодня в храм пришла одна женщина, она своё детство провела в Освенциме, но по милости Божией осталась жива. И говорит: «Батюшка, я счастливая, я вообще ничем не болею, и всё у меня хорошо». Но глядя на неё никогда не скажешь, что она ничем не болеет, она и сгорбленная и еле ходит, и видно уже, что диагнозов там с полсотни наберётся, но внутреннее состояние духа таково, что у неё совершенно нет никакого ропота на Бога.
       Вот как бывает. Человек вроде и старый очень...Представляете, Освенцим освободили в 1945 году. Можете себе представить, сколько ей лет? Очень много, под 90. И она говорит: «У меня ничего не болит, слава Богу, я хорошо себя чувствую». Вот чудеса-то! И всё время непрестанно, когда мне удаётся с ней общаться, она всё время только Бога благодарит и за то, что Он её спас, и за все этапы её жизни.
       Жизнь тяжелейшая, ни с кем из нас не сравнится, и тем не менее, человек рад, доволен жизнью, не ропщет, и ничего у неё не болит. Вот через такие тяжёлые испытания человек очень часто достигает настоящего христианского устроения».

       Мы не вправе жаловаться, что некому помочь нам в наших горестях. Не просто человек, но Богочеловек, Сын Божий приходит на помощь каждой душе, ищущей спасения. Но духовная наша расслабленность оказывается порой настолько велика, что мы даже не внемлем призыву Господа: Встань... и ходи (Ин.5,8).
       Долгие годы расслабленный терпеливо ждал чуда исцеления у именуемой «Домом милосердия» купели – и Господь сжалился над ним. В «Дома милосердия», храмы Божии, где по вере нашей можем мы получить исцеление души и тела, призывает нас Святая Церковь, но часто ли мы откликаемся на этот зов?

       Святитель Иннокентий Херсонский (1800-1857) говорит: «Но можно ли, братие, не удивляться (1800-1857), когда находим множество больных при купели христианской, при купели благодати, коея купель Силоамская была только слабым изображением? Здесь не один Ангел, но весь сонм чистейших духов, Сам Сын Божий и Дух Святый нисходят на землю для подания врачевства страждущим. 
       Здесь не одна купель источает исцеление, а, можно сказать, столько купелей, сколько болезней и сколько больных; здесь не один раз в году открывается источник жизни, а, единожды истекши из ребра прободенного Искупителя, течет через все времена и веки; здесь не один тот получает здравие, кто приходит к источнику исцеления первый, а все от первого до последнего, кто бы и когда бы ни пришел.
       Между тем, если о числе исцеленных судить по обилию иждиваемых врачевство, то купель христианская исцеляет больных менее, нежели купель Силоамская».
 
       Увы, сатана опутывает нас сетями лености, души наши пребывают в параличе, а это куда опаснее телесных недугов, ибо может ввергнуть нас в вечную погибель.
       «Под образом расслабленного, – говорил преподобный Оптинский старец Варсонофий (1845-1913), - можно разуметь все больное, расслабленное, бедное человечество, зараженное первородным грехом и ждавшее себе исцеления. Пришел Богочеловек и искупил человечество, очистил его от первородного греха. А между тем мы опять ждем человека, который властно повел бы нас на источники воды живой».
       Необходимо помнить, что иного Спасителя рода человеческого, кроме Господа Иисуса Христа, нет и не будет. Еще свежи, еще кровоточат раны, нанесенные нашему отечеству самозванными «врачевателями общественных недугов» – революционерами. Эти гордецы, возомнившие себя человекобогами и соблазнившие народ посулами рая без Бога, столкнули страну не в благодатную святую купель, а в мрачный омут.

       Ныне наш народ с трудом преодолевает многолетний недуг духовного расслабления, медленно приходит к осознанию того, что не подняться ему без волевого усилия, без сознательного устремления к источникам воды живой, сокрытым в слове Божием.
       Для Всемогущего Господа нет ничего невозможного. Он властен сказать: Встань и ходи не только одному расслабленному, но целым народам и государствам.
       Однако милости Господней становятся достойными лишь те народы, сыновья и дочери которых обращаются к Нему, взыскуя праведности.

       В заботах о телесном здоровье и благополучии, забывая о душевных наших недугах, мы причиняем страшный вред и душам, и телам нашим. Корень всех страданий, всех болезней, всех немощей один и тот же – грех. 
       Избавившись от этого семени тления, мы обретем и душевное, и телесное здравие, перейдем от прискорбного расслабления к бодрости и радости христианской.
       Сотворим же достойный плод покаяния, взывая: Душу мою, Господи, во гресех всяческих и безместными деяньями люте разслаблену, воздвигни Божественным Твоим предстательством. Аминь».

                Мудрость Святых Отцов. О необходимости болезней

       Кто создал душу, Тот сотворил и тело, и Кто исцеляет безсмертную душу, Тот может уврачевать и тело от временных страданий и болезней. (Преп. Макарий Египетский)

       Поражается плоть, чтобы исцелилась душа, умерщвляется грех, чтобы жила правда.

       Как не должно вовсе бегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа…, так вводя к себе врача, когда позволяет сие разум, не отступаемся от упования на Бога. (Свт. Василий Великий)

       Испорченность души есть причина болезней телесных.

       Случаются болезни и для испытания нашего в добре.

       Бог часто попускает тебе впасть в болезни не потому, чтобы Он оставил тебя, но с тем, чтобы более прославить тебя. Итак, будь терпелив. (Свт. Иоанн Златоуст)

       Если схватит тебя болезнь, не унывай и не падай духом, но возблагодари Бога, что Он промышляет доставить тебе болезнью благо. Когда человек болен, тогда и душа его начинает искать Господа. Посему вразумление хорошо, если только вразумленный благодарит. (Преп. Ефрем Сирин)

       Болезни посылаются для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение. (Преп. Иоанн Лествичник)

       ...Тело твое, изнуренное недугом, может быть спасительным врачевством для души твоей. Если ты подобен железу, то огонь страдания очистит тебя от ржавчины; если же ты золото, то сей огонь придаст более блеска твоей добродетели.

       Тропарь воскресения, глас 3.
       Да веселятся Небесная, да радуются земная; яко сотвори державу мышцею Своею Господь, попра смертию смерть, первенец мертвых бысть;  из чрева адова избави нас, и подаде мирови велию милость.

       Кондак Недели о расслабленном, глас 3
       Душу мою, Господи, во гресех всяческих и безместными деяньми люте разслаблену, воздвигни Божественным Твоим предстательством, якоже и разслабленнаго воздвигл еси древле, да зову Ти спасаем: Щедрый, слава, Христе, державе Твоей.

               


Составлено по материалам:
http://www.hramvsr.ru/index.php?option=com_
content&view=article&id=
1631&catid=73&Itemid=118&lnkid=150
http://omsk-eparhiya.ru/orthodoxbasics/
Vladika/Books/Propov/Pass4.htm
http://www.diveevo.ru/2/0/1/147/
http://www.st-serafim.ru/?p=3518


Рецензии