Портрет стиха. Эксперимент

Около года назад провел конкурс на "портрет стиха".
Суть была проста. Ребята выложили стихи, неравнодушная публика ставила лайки. Определились победители. И дальше в качестве награды я стал писать портреты на их стихи.
Я тогда писал много критических отзывов, что-то, видимо, сделалось с головой... Мне вдруг почудилось, что я вижу "их" неказистые силуэты, "их" грустные лица...
Но как только я взялся за работу, я сразу понял, что дело обстоит не так просто. Я долго не мог подобрать нужный ракурс. Я банально не мог понять, с чего начать.
В общем, после написания 5(6?) "портретов" я с удовлетворением отметил, что "их" образы перестали мне являться. Все 5(6?) портретов я счел неудачными. Тем не менее,текст, который предлагаю вашему вниманию мне кажется довольно любопытным.
И так...

ПОРТРЕТ СТИХОТВОРЕНИЯ ЛЮДМИЛЫ МАКЕЕНКО "ПРИТЯЖЕНИЕ"
(первое место)

ПРИТЯЖЕНИЕ

Поброди по моим стихам - по спиралям моих галактик,
Ты разыщешь такое там, что за годы не разглядел...
Только вспыхнувший свет звезды, той, что нет на небесной карте,
Пробивался сквозь толщу лет и упрямо к тебе летел...

Искупила свою вину, замолила свои огрехи -
Не достроили общий дом, а фундамент уже трещит,
Создала я незримый мир - он казался тебе потехой,
Ну а мне он опорой стал, чтобы жизнь свою пережить...

Поздним вечером смотришь фильм, засыпая под трек погони,
Знаю: за день ты так устал - лишь поесть и хватило сил...
И бормочешь опять во сне, и матрас повторяет стоны -
Даже ночью работы шквал с головою тебя накрыл.

Намотало время кругов - шесть настенных часов сменили,
Что за розы - и без шипов: раздражимость твою терплю,
Разбегаемся по углам, возвращаемся - я ли, ты ли,
Только ржавчиной на устах заедает твоё "люблю"...

Но сильнее ядерных сил эта атомная привычка,
Я - твой преданный электрон и с орбиты мне не слететь,
Пусть она мне давно мала и для взрыва довольно спички,
До конца мне по ней кружить: остановка движенья - смерть!

2085 год. В институте имен Джонни Стеччино и Бенвеннуто Маркизио на кафедре отсталой литературы группа молодых ученых во главе с доктором анатомии слова Ксавье М652регион26 исследует уцелевший после конца света осколок сайта под кодовым названием Недолит.ру.
(Конец света произошел в 2046 году. Но жители земли просто этого не увидели. Для них ровным счетом ничего не изменилось, и только в 2053 году после того, как все виртуальные тексты заразились самопереписыванием, ученым открылась страшная правда. Тексты становились самостоятельными, а человечество с каждым годом все глубже и глубже погружалось во мрак небытия.
Разумеется, люди пытались максимально продлить свое существование. Для этого, чтобы затормозить развитие независимого словесного разума, был вызван виртуальный катаклизм. Интернет-пространство перестало существовать. Но это не решило проблемы. Тексты продолжали развитие непосредственно в умах самих людей.
И ученые поняли, что им предстоит гораздо более кропотливая и тонкая работа.
Нужно было восстанавливать интернет, проводя при этом деинтеллектизацию текстов. Так и появилась кафедра отсталой литературы).

- Одеваем литрошлемы – командует Ксавье. Он всегда считал, что в стихотворение нужно вчувствоваться. Нужно своей шкурой ощутить каждое его слово. И тогда вскроется череда очевидных ошибок, с помощью которых развитие текста можно будет контролировать.

Но вот, что его удивило. Перед ним был не просто поэтический текст, перед ним был разбор поэтического текста.
Ксавье поначалу только пробежался по нему глазами. Перед ним, казалось, была обычная критика. Но чем больше он всматривался, тем сильнее возникало у него ощущение того, что за ним наблюдают. Он проверил текст смыслоскопом (это такая штуковина, короче) и понял, что за текстом стоит чисто человеческий разум. Даже ни малейшего намека на заражение. Это его успокоило, и он начал читать:

«Безусловный фаворит конкурса…»

Вдруг он обернулся и увидел, что один из его подопечных открывает консерву. Это было вопиющее неуважение к предмету. Во время исследования должна быть тишина.
- Молодые люди – обратился Ксавье к студентам – вы можете идти. Отпускаю вас пораньше.

Казалось, что студенты только этого и ждали. Все быстро повставали со своих мест и исчезли. Ведь шел уже 4-й час рассчитанного на 2 часа исследования. И все это время они просто ждали, когда же доктор Ксавье начнет им хоть что-нибудь говорить. Обычно доктор начинал говорить именно к этому времени поначалу сам с собой и только после, к седьмому часу наиболее стойкие из них становились свидетелями научных таинств их неординарного преподавателя. Но в любом случае все были рады возможности уйти пораньше.
Доктор Ксавье в общем-то тексты почти не читал. Точнее не читал их так как это было принято еще со времен распространения письменности. Этот ученый ум всматривался подолгу в буквы, как бы предполагая, что это такие фигуры, каждая из которых имеет свою ценность, определяемую количеством полей, занимаемых ею в тексте. Доктору иногда даже казалось, что буквы делятся на два типа: свои и чужие. И только всмотревшись в буквы, он начинал прочитывать слова. При этом он не всегда себя понимал. Но в данном случае ничего интересного не происходило.
Оставшись один, доктор снова начал всматриваться в текст, но, увы, так ничего не разглядел. При этом только усиливалось навязчивое чувство, что за ним наблюдают.
И вдруг он понял. Этот текст - вызов всем его исследованиям.
- Ну, ничего – пробормотал Ксавье, снимая литрошлем, спасающий от безумия – я всегда знал, что в ответственный момент так и будет. Я должен рискнуть.
Доктор вновь принялся за чтение текста:
«Безусловный фаворит конкурса…»
Ксавье загрустил. Как там поживает моя Розалинда… Но он терпеть не мог такой своей сентиментальности.
Он понял, что опять невольно звонит своей жене через перепонкайфон:
- Да, Розалинда. Случайно подумал о тебе. Случайно. Случайно подумал. Да. Нет я не спешу домой. И если я еще раз случайно подумаю о тебе, не включайся на волну. Хорошо куплю тебе нанососиску в постмаркете, который за углом.
Вздохнув с облегчением, он в очередной раз начал чтение:

«Безусловный фаворит конкурса – стихотворение Людмилы Макеенко «Притяжение». Вот кого нужно приносить в жертву священной птице УДОД, совершенно не раздумывая. Как мне кажется, тут материала более чем достаточно для того, чтобы написать довольно красочный портрет.
И так, на что мы будем обращать внимание. На три группы слов:
1. Признаки тела (прежде всего, его природные характеристики)
2. Признаки души
3. Признаки внешнего вида (одежда, прическа, макияж)
Приступим к формированию антропологуса.

ПРИТЯЖЕНИЕ

Поброди по моим стихам - по спиралям моих галактик,
Ты разыщешь такое там, что за годы не разглядел.
Только вспыхнувший свет звезды, той, что нет на небесной карте,
Пробивался сквозь толщу лет и упрямо к тебе летел...

«по спиралям моих галактик,»
- Это про пышную прическу. Она сделана с большим мастерством и вся в праздничных блестках. Что только женщины не выдумают, чтобы скрыть седину! Кстати, про седину:
«Ты разыщешь такое там, что за годы не разглядел» - Не разглядел где? Тоже там? Или тут? Понятно, что ясности здесь так просто не найти, она тут, вероятно, и не подразумевается. Но с другой стороны ответ очевиден. Не разглядел где? – так куда смотрел, там и не разглядел. А куда смотрел? Это ты у себя спроси!
Таким образом, прическа представляет собой некое микрокосмическое пространство противопоставленное реальному миру.
Так, что же в этом пространстве можно разглядеть, ну, конечно, млечный путь – прядь седых волос.
Возможно только теперь, разглядев эту прядь, он по-настоящему поймет ее, все ее старания, все короче, поймет.»

У Доктора Ксавье зачесался затылок. Но он не придал этому значения.

« Поброди по моим стихам» - стихи - это только вход в душу героини и он открыт. Перед нами антропологус с открытой зовущей и ждущей душой».

Между тем что-то странное начало происходить с волосами доктора Ксавье. Но он все еще ничего не замечал.

«Только вспыхнувший свет звезды, той, что нет на небесной карте,
Пробивался сквозь толщу лет и упрямо к тебе летел...» - а это нос, слегка выдающийся и очки. Почему? Но вот посудите сами. Все лицо человека сконструировано таким образом, что его части направлены в различные стороны. Уши – влево и вправо. Глаза – вообще, как бы спрятаны. Волосы – просто лежат. И только нос УПРЯМО смотрит вперед. Сама фраза в тексте так и выстроена: «Только вспыхнувший свет звезды пробивался к тебе». То есть только он. А иначе была бы темнота. Ну и понятно, что очки носят именно благодаря носу. Да и вообще, чем можно пробиться сквозь некую толщу? Опять-таки носом»

Доктор Ксавье вдруг нервно-дрожащей рукою полез в передний карман рубашки, достал оттуда солнечные очки и быстро их надел.
И только в этот момент он все понял. Он ощупал волосы – на голове было что-то невероятное. Также ему показалось, что у него значительно вырос нос. Но как только он это понял, он начал чувствовать. Он вдруг захотел отдаться кому-нибудь весь.
Он пустил разом около десяти импульсов своей жене. Услышав ее голос, он понял, что забыл как нужно разговаривать с женщинами.
Но в считанные секунды он сориентировался:
- Я - твой преданный электрон и с орбиты мне не слететь!!! – прокричал он…
- Ах, Джонни, это опять твои опыты. Пожалей себя и возвращайся скорей домой.
Одной только силой мысли, строго по Шопенгауэру он приказал себе прийти в себя. Подождал, пока придут в порядок волосы, пока уляжется буря чувств. Наконец, он продолжил чтение.

«Искупила свою вину, замолила свои огрехи -
Не достроили общий дом, а фундамент уже трещит,
Создала я незримый мир - он казался тебе потехой,
Ну а мне он опорой стал, чтобы жизнь свою пережить...» - а это все система пищеварения. Испила вина, замолола орехов, в голове трещит. И от спиралей галактик уже одна потеха. Но вот последняя строка это просто внутриутробное харакири.
«жизнь свою пережить» - то есть не прожить,а именно пережить хочет лирическая героиня и… стать мертвецом. Наверное, очень голодна просто и желудок уже начал перерабатывать самого себя. »

Доктор Ксавье засунул было палец в рот, но ловким движением руки быстро выбил его изо рта – вовремя одумался.

« Поздним вечером смотришь фильм, засыпая под трек погони,
Знаю: за день ты так устал - лишь поесть и хватило сил...
И бормочешь опять во сне, и матрас повторяет стоны -
Даже ночью работы шквал с головою тебя накрыл.

Я представляю эту ситуацию так: муж кушает, потом ложится в постель, включает телевизор, засыпает, бормочет во сне. И матрас в этот момент начинает повторять чьи-то стоны. А что делает жена? Не будем делать пошлых и разоблачительных предположений. Мы ведь, в конце концов, живописуем тут портрет антропологуса. В общем, радикулит у него. Представьте себе такой матрас, который стонет от того, что на нем слегка ворочаются. Мужу снится плита на тросах крана, он издает какие-то звуки похожие на стоны, ворочается….



Намотало время кругов - шесть настенных часов сменили,
Что за розы - и без шипов: раздражимость твою терплю,
Разбегаемся по углам, возвращаемся - я ли, ты ли,
Только ржавчиной на устах заедает твоё "люблю"...

«Раздражимость» - это даже не синоним слова «раздражительность».Из пикиведии: « Раздражи;мость — способность живого организма реагировать на внешнее воздействие окружающей среды, изменением своих физико-химических и физиологических свойств.» Другими словами в данном контексте это синоним слова «любовь». Лирические герои живут душа в душу, как два глаза глядящие друг на друга. Но иногда, правда, они разбегаются по углам. Но неизменно возвращаются.
Ну, еще тут есть губы. Представьте себе только скрип ржавой калиткой. Вот именно с таким звуком из уст лирического героя слетают слова любви. Понятно, почему лирическая героиня именно «терпит» такую «любовь».



Но сильнее ядерных сил эта атомная привычка,
Я - твой преданный электрон и с орбиты мне не слететь,
Пусть она мне давно мала и для взрыва довольно спички,
До конца мне по ней кружить: остановка движенья - смерть!

Рифма «спички – привычка» дает нам возможность предположить, что наш антропологус – тип курящий.

В общем, это последнее четверостишие – это только штрих, способный делающий наш портрет блестящим.
А что мы имеем вообще в целом.
Что-то антропологус берет от лирической героини, что-то от лирического героя, что-то от рифмы, что-то от ритма.
От лирической героини он берет пол. То есть перед нами женщина. Также он берет пышную прическу, чуть удлиненный нос пищеварительную систему (он как и лирическая героиня стремится похудеть, с этим и связан чудовищный голод. Также от героини он берет состояние опьянения и душу. От лирического героя он берет губы, глаза, радикулит, пристрастие к сигаретам.
От рифмы он берет зубы. Посмотрим, сколько у него зубов, и какие они.
« галактик – карте» - кариес
«огрехи – потехой» - кривозубие
«трещит – пережить» - нижний второй слева зуб надо удалять.
«погони – стоны»
«сил – накрыл» - центральные зубы надо срочно лечить от пульпита.
« привычка – спички» - кривозубие
« слететь – смерть » – зубной камень

От ритма стих берет конституцию тела
Ну формы нашего антропологуса просто роскошны. Это дольник, в схеме которого четко прослеживается логаэд, созданный на основе анапеста, за счет отсутствие в третьей стопе одного безударного слога. То есть, когда-то антропологус был стройным как анапест, потом пополнел местами до логаэда. Потом еще немножко пополнел до размеров известной знойной женщины. Ну и понятно, что он хочет теперь похудеть.

И для этого он, а точнее она (ведь женщина все-таки) и голодает. Но при этом у нее все еще осталась привычка вешаться на мужа и кружить подобно электрону, а у него радикулит. Так, что нет ничего удивительного в том, что «остановка движенья» смерть.»

Изо рта умершего Доктора Ксавье вылез хромой паук.


Рецензии