Взор-60

ВЗОР

Пятикнижие

Книга вторая

(Продолжение)

После рассуждений о всесильной Божественной любви нам проще будет понять следующее качество Бога — бесконечное правосудие.  Как пишет преосвященный Макарий, “под именем правосудия или правды здесь разумеется в Боге такое свойство,  по которому Он воздает всем нравственным существам, каждому по заслугам, и именно: добрых награждает, а злых наказывает”. (“Православно-догматическое богословие, с. 140).

Сначала может показаться, что это свойство  Всевышнего реализуется только в материальном мире и касается лишь разумных существ.  Но, вспомнив, что все свойства Творцы без исключения  проходят через Ее  бесконечные ипостаси, мы поймем, что закону бесконечного  правосудия, в первую очередь, подчинена Троица Сама. Другое дело, что бесконечно развертывающиеся ипостаси, безгрешные и справедливые, как Бог Отец,   заслуживают лишь бесконечных благости  и  любви. Они их и получают в результате взаимообмена всеми качествами между собой, а если учесть, что в вечности процесс перехождения качеств происходит сплошно и одномоментно, то надо понимать так:  все Ипостаси непреходяще обладают благодатью и любовью.

Таким же образом одновременно благостны и любвиобильны  все ипостаси в материальном мире ( как  мы уже вкратце отмечали, состояния и ипостаси во Вселенной – это явления совершенно разные). Такое становится возможным благодаря все тому же бесконечному дроблению Божественных ипостасных триад вглубину, бесконечной передаче своих свойств друг другу, при которой получается, что в любой момент времени ипостась уже получила свойства от ипостаси соседней. То же самое можно говорить о получении свойств, возвращающихся из бесконечности к Ипостаси Бога Отца. Они, эти свойства, так же находятся во всех ипостасях сразу, но поскольку все они по сути бесконечны, то “усилить” друг друга не могут. Две части бесконечности  не могут создать  бесконечности в два раза большей — они всё та  же бесконечность, единая и неделимая.
 
Кроме того, как приходится предполагать по некоторым положениям Догматики, для духовных ипостасей, развернутых в мироздании, категории времени и пространства,  в отличие от состояний материального мира, не играют никакой роли30.

30 Эту теорию нужно воспринимать как одну из полуэволюционистских теорий, далеких от Православной Истины.


Ипостаси, внутри которых совершаются события, то есть уже знакомые нам смены состояний, с помощью все того же бесконечного деления на триады, неразрывно связаны с ипостасями, развернутыми в вечности, составляют с ними единое целое, в них так же, как в Единой Троице, все действия проиходят только  в настоящем времени, враз, одномоментно, сплошным, сразу всеми своими частями  идущим потоком, причем, потоком, одновременно идущем в противоположных направлениях. Значит, и с этой точки зрения  все ипостаси благостны и любвиобильны31.

31 Материальный мир находится внутри Божественной вечности, стало быть, пронизан Ипостасями Троицы, и Ипостасям этим нет надобности развертываться во Вселенной на бесконечные триады.

Итак, ипостаси за доброту, за благость, за любовь только награждаются Всевышним; для человека Божественное правосудие – разнообразно. Человек не безгрешен. “От незнания или заблуждения нашего рассудка и от превратности воли” (Макарий. Там же, с. 144) человек способен на поступки, нарушающие высшую нравственность. Бог может предупредить согрешившего о нарушениях Своих Законов, может наказать, может помиловать, может наградить благодатью за праведную жизнь. И вот тут-то для многих, в богословских истинах не сведущих, возникает нерешимое противоречие: как же так, Бог одновременно и наказывает грешников, и обладает бесконечной благодатью? Вновь доверимся разъяснениям Макария: “... пастыри древней Церкви замечали, что истинный Бог непременно должен быть вместе и благ и правосуден; что благость Его — правда благая; что Он остается правосудным даже тогда, когда прощает нам грехи и милует нас; остается и благим, когда наказывает нас за грехи: ибо наказывает, как Отец, не из гнева или мщения, а для исправления нас, для нашей нравственной пользы; и следовательно самые казни Его суть более свидетельства Его отеческой благости к нам и любви, нежели правды”. (“Православно-догматическое богословие, с. 142-143).
 
Подчас непонимание вызывает такое “противоречие”: как часто случается, праведники на земле бедствуют, а грешники купаются в роскоши. Отцы Церкви объясняют это так. Правосудие Божье к людям не ограничивается  их настоящей земной жизнью, которая  лишь испытание перед вечностью; в вечности  же правда Божья всем воздаст по заслугам. Бог наказывает праведников и  награждает грешников единственно по правде, поскольку бывают и праведники, совершающие  грех,  и грешники, которые делают немало добра. Господь наказывает праведников  только  с благою целью, чтобы очистить от скверны и утвердить в добре, а грешников щадит лишь для того, чтобы они почувствовали Отеческую благость, чтобы и у них было время для покаяния. Но мы немало знаем и других примеров: и грешники при жизни нередко терпят наказание, и праведники, даже посреди бедствий, пользуются щедрыми духовными благами. То есть в строгом Божьем правосудии, если вдумчиво во всем разобраться, мы увидим одну только любовь. Любовь, и ничего больше.


Рецензии