Орфей и Эвридика

* Орфей и Эвридика * (поэма). 04.05.2017
                посвящаю своим читателям
               
https://www.youtube.com/watch?v=q4UKIqhgRuY

Кифары звучной слышишь струны,
В куплете каждом -  древний миф,
И в сердце уж герой проник,
Когда уходит час Фортуны:   

Потомок  титанических Атлантов,
Руками сдерживающих небосвод,
Эагра – царь фракийских вод,
Взял в жены Музу для талантов.

Красноречивей милой Каллиопы,
Эагре было б трудно отыскать,
Певцу Орфею любящая мать,
К кифаре подарила строфы.

Орфей кифару с песней поднимал,
И камни тихо приползали,
Рядами звери замирали,
Когда в кругу их он играл.

Брат Каллиопы, жаркий Аполлон
Златую Лиру в руки дал Орфею,
Лесную нимфу, Эвридику-фею
Невестой для него представил он.

Весной свершилась, вскоре, свадьба,
От радости в телах бурлила кровь.
Весельем оживилась вновь,
В цветах, прекрасная усадьба.

Дочь Бога Солнца-Аполлона, фея
Орфею стала любящей женой.
В лесу гуляя раннею порой,
Отравлена была укусом змея…

Услышав издали тревожный крик жены,
Орфей увидел черной смерти крылья,
В борьбе сдались напрасные усилия,
И Эвридику крылья понесли.

Несчастную жену к груди прижал Орфей.
В страдании рекой струились слезы:
Душа в предсмертные пустилась грезы,
А тело леденело средь камней;
(                Песнь Эвридики)
«Снится раннего утра роса,
Уж вдоль леса звенят голоса:
Взявшись за руки, рядом идем,
О весне и любви мы поем.

В небе майские кружатся птицы,
Я в ручье умываюсь водицей, 
А омытый росою цветок,
Раскрывает лучу лепесток.

Снится наша любовь на траве,
Облака в голубой вышине,
Яркой радугой солнечный свет,
Сквозь листву отражает рассвет.

Посмотри, милый друг, на цветы,
Сколько сил в чистой капле росы,
Тайну радости в песнях найдешь,
На галере любви поплывешь»

Без Эвридики, дня не смог прожить Орфей,
Печальные зверью слагая песни, 
Измучили душевные болезни,
И к царству мертвых он пошел скорей.

Гермес его провел в вертеп, к Тэнаре.
Нашел он в его недрах ручеёк,
Который в Стикс стремится, на Восток, 
К подземной, в царство мертвых, переправе.

Вода у Стикса черная - бездонна,
Там Тени мертвых стонут на гробах,
Тела сжимают денежку в зубах,
И к лодке перевозчика - колона.

А над рекой туман зловонный – смрад,
Над Стиксом руки призраков скрывает,
Харон везёт тела, Теням же объясняет:
«Из царства мертвых нет пути назад».

Харон гребет туда, где воет Цербер-пес,
Но на поляне скорби, у сирени,
Ромео и Джульетты бродят Тени.
Плывет, минуя этот дивный плёс.

Молил Орфей скорей отправится с Хароном:
-Мне тяжко оставаться на Земле!
-Когда умрешь, тогда приду к тебе,-
Сказал Харон, накрывшись балахоном.

Но жалобно заныла плачем Лира.
Под сводами Аида нежный звук.
Любви неумирающей, вокруг,
Открылись двери внеземного мира:

(Песнь Орфея)               
 «Потерял навсегда Эвридику свою,
  И печальную, скорбную песнь я пою.
  Рок коварный её у меня отобрал,
  И, с тех пор, в царстве мертвых её я искал.

  Эвридика, откликнись, Эвридика, приди,
  Эвридика, позволь же тебя мне найти.
  Но в ответ, как обычно, опять тишина,
  Одинокая жизнь всех надежд лишена!

  Мне ответь, Эвридика, всегда я с тобой,
  Твой супруг тебе верный, ещё молодой.
  Мне ответь, ведь тебя призывает Орфей,
  Скорби сердца в любви не бывает сильней!

  Потерял навсегда Эвридику свою,
  И печальную, скорбную песнь я пою.
  Рок коварный её у меня отобрал,
  И, с тех пор, в царстве мертвых о ней тосковал.»
 
Орфея песню Тени слушали, внимая.
Харон, помог забраться на Ладью,
Свезти к  Аиду обещал ему,
Отплыл, веслом печали отгребая.

И вот пришел Орфей в дворец Царя.
Не далеко от золотого трона,
Богиня плодородия Персефона,
Стояла,его взглядами коря.

А на скамье в углу сидят Радманф, Минос, Эак.
В них Тени Гадеса предвидят страшный суд:
Кого-то к скорби призовут,
Подать готовы только знак.

Там Ламия из-под несчастных матерей,
Детей кормящих пышными грудями,
С Эмпузою, с ослиными ногами,
Чужих воруют  дочерей.

Прекрасен Запад ЭлизИевых полей.
Там в цветниках, у Афродиты дома,
Где не бывает бурь и грома,
Пируют призраки царей.

Но за спиной не дремлет с Карой Смерть,
Расправив крылья черными венками,
Бренча зловещими ключами.
Косу  шлифует  камня твердь.

Веселый, резвый, скачет в залах Сонм,
Он брат-близнец  ужасной Смерти,
И, в суетливой круговерти,
Тела укладывает в холм.

И не минует участь Тени пить из Леты,
Чтобы в забвение память потерять,
А может быть в Тартар попасть,
И там гореть огнем кометы.

-Зачем пришел ко мне живым?- спросил Аид,
Когда Орфей стоял у трона,
Слезами умывалась Персефона,
Орфей Аиду пел в ответ навзрыд:
                (Песнь Орфея Аиду и Персефоне)
«Плыл за тобой я мертвою рекой,
О, Эвридика, милая жена!
Я Перевозчика держал весло рукой,
Среди Теней грустила песнь моя.

Там, на верху, среди лугов печальных,
Среди надежд земных из хрусталя,
Среди лесов густых, озер зеркальных,
Ты одного оставила меня.

О, милостью могучего Аида,
Из Гадеса вернись  ко мне жена!
Прими к себе нас снова Артемида,
В свои леса озера и луга.

Твоей любви прекрасней, Эвридика,
Не отыскать за весь остаток лет,
Не увидав восторженного лика,
Я буду самый скорбный человек!»

«У человека жизни миг всего один,
У Эвридики век ещё короче.
Ты отпусти её, открой  любимой очи,
Аида берега Харон, покинь!»

-Да будь по-твоему,- проклял Аид Орфея,
-В глаза же ей глядеть не смей пока,
 А глянешь, потеряешь навсегда !
 В Ладью шагнула  Эвридика-фея.

В восторге  Тени  руки жали ей,
По Стиксу грёб веслом Харон к Тэнаре,
В зловещие вглядевшись  дали,
В корме Ладьи стоял Орфей.

Пес Цербер злобным лаем заливался,
Трёхликою оскалившись главой,
Немало  жертв он погубил порой,
Тех, кто бежать из мертвых попытался.

Орфей на гору медленно взбирался.
Темно и тихо было за спиной,
Но к  Эвридике, сердцу  дорогой,
Он с нежною надеждой обращался:


(Вдруг впереди забрезжил робко свет,
Но вскоре озарилась вся округа.)
- Где Эвридика, милая подруга? -
Орфей совсем забыл про свой обет.

Орфей взглянул в глаза прекрасной деве:
-Где ты? – с лицом игрался солнца луч,
Но Эвридики тень меж горных круч,
Исчезла в подземельном чреве:
               
(Прощальная песнь Эвридики)
«Не печалься, любимый мой друг.
В жизни много прекрасных подруг,
Песни нежности пой при Луне,
В час ночной вспоминай обо мне.

Я в далекой стране, под Луной,
Ещё долго не встречусь с тобой,
Ты себя ни за что не вини,
Отправляйся  в счастливые сны.

В час ночной в небе звезды горят,
На Земле о любви говорят,
Лира с музыкой вторят тебе,
Ну а ты вспоминай обо мне.

Как красива ночная Земля,
В покрывале, созвездий полна:
Звездный Лебедь по небу летит,
Лира песней его вдохновит! »

В отчаянье,стремглав, назад бежал Орфей,
Где Стикс бушует черною водою,
Жену он призывал мольбою,
Простился с Эвридикою своей…

Пришлось на Землю возвратиться снова,
И жить среди людей, а не Теней,
Но сердце призывало к ней,
Об Эвридидике петь оно готово.

Небесный Гелиос залил лучами Луг,
В тени ветвей Природа ликовала,
В Исмаре, Диониса прославляла
Толпа вакханок, хороводный круг.

А под горой Исмар печально пел Орфей,
Перебирая золотые  струны.
На голову обрушились валуны,
Ревнивой вакханалии  судей.

Набросились вакханки, как  гиены,
И разнесли Орфея тело в клочья,
И тут же наступила ночь,
Плевался Гебр кровавой пеной.

И Лиру тихо, воды понесли, долой,
И прочь, по бурному течению,
По сердца скорбному велению,
Запели Нимфы над рекой.

В зеленых платьях, распуская косы,
По грудь,и взявшись за руки, в воде,
В печальном и живом венке,
Сквозь песни проливали слёзы.

На небо Лебедем взлетел к звезде Орфей,
Созвездием в ночи сияя Миру, 
В руках держа златую Лиру,
Он вдохновляет к творчеству людей.

Конец


Рецензии
Здравствуйте, уважаемый Серый Волк!
С интересом читая ВАШУ поэму, Ваше видение и понимание Орфея, возник вопрос:
и с чего это я в 9 классе открыла дверь в великое поле ЭЛЕКТРОНИКИ?!
А ведь рядом были двери автодела, кухарские, швейные и пр.
Так вот. Исходя из познанного -
ЗВУК - выражает силу и время идеи или намерения.
Звук может исходить в пространство волной, может спиралью, а также, реже, кубом
т.е.обладать огромной эл.магнитной мощностью(торсионное поле).
Амплитуду(громкость) звукам и частоту( тон и высоту) подбирают знающие лица
согласно намерений Главного Режиссера, который для общей массы может называться
и божеством. Рычагами управления выступает музыкальное сопровождение, которое,
когда надо, повышает дух в обществе, а когда не надо- понижает до тоски и смерти.
Родившись, человечек набирается сил и наращивает свой голос.
В этом хорошо раньше помогали Мудры:
- "Земля" - усиливала восходящий поток личной силы и энергетики(карьера),
- "Жизнь" - усиливала эл.магнитный поток ума и волевые и духовные устремления.
И еще она считается целительной для глаз.

Смерть также выражается кубом над головой. Он есть даже в иконографии
в образе И.Х. "СПАС - БЛАГОЕ МОЛЧАНИЕ". В древности даже в деревнях знали это.
И старались сохранить здоровье и свет разума для перехода в общее
торсионное поле рода.
И предостережением и поныне жива поговорка "Не зная броду- не суйся в воду"
Сегодняшняя же смерть - безумная утрата жизненной частоты и амплитуды, ослабление
личного звучания не только до волны, но и к разрывам линии.

Спасибо Вам за такой труд.
С улыбкой Екатерина



Екатерина Войловская   29.09.2025 12:32     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Екатерина. Очень, очень было интересно читать Ваш отзыв. У меня были немного другие соображения. Я с детства занимался музыкой и вокруг меня были музыканты. Музыка ошибок не прощает, потому что она живет в реальном времени. Или ты готов или нет. Но в 9 классе я открыл дверь математики) Там ошибку можно было исправить. Музыканты - очень восприимчивые люди, субъективно мыслят (живут в своем мире)и Орфей - это про них. Человек может быть настолько музыкантом, что другие профессии ему даже чужды. И когда рвется связь с музыкой (Музой), это оказывается глубокой личной трагедией. И я Вам хочу сказать, что ноты это одно (с высотой и громкостью), а звуки - это другое, это разговор, это мысли и чувства, а не приемы исполнения. После программирования и бухучета я открыл дверь в электронику. Оказывается, не существует лучших или оптимальных акустических систем. Есть те, которые тебе нравится слушать. Фильтр там должен быть правильный и диапазон частот динамика приемлемый для твоего уха и высокая чувствительность. Я сам рассчитывал корпус с фазоинвертором по формулам и результат оказался лучше чем у АС с пассивным диффузором. И сам делаю ламповые однотактные усилители, просто очень много про них прочитал. И слушаю оперы Глюка на этом всём. Пишут, что его музыка ограничена и примитивна, но в ней просто кладезь идей. И реализация не только от нот зависит. От языка ,от обстоятельств, от певцов (как артистов)и от сюжета, который является шаблоном человеческой жизни (как ноты).

Серый Волк Николаевич   30.09.2025 08:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.