Орфей и Эвридика

* Орфей и Эвридика * (поэма). 04.05.2017
                посвящаю своим читателям
                Тамбовский В.Н.               
https://www.youtube.com/watch?v=q4UKIqhgRuY

Кифары звучной слышишь струны,
В куплете каждом -  древний миф,
И в сердце уж герой проник,
Когда уходит час Фортуны:   

Потомок  титанических Атлантов,
Руками сдерживающих небосвод,
Эагра – царь фракийских вод,
Взял в жены Музу для талантов.

Красноречивей милой Каллиопы,
Эагре было б трудно отыскать,
Певцу Орфею любящая мать,
К кифаре подарила строфы.

Орфей кифару с песней поднимал,
И камни тихо приползали,
Рядами звери замирали,
Когда в кругу их он играл.

Брат Каллиопы, жаркий Аполлон
Златую Лиру в руки дал Орфею,
Лесную нимфу, Эвридику-фею
Невестой для него представил он.

Весной свершилась, вскоре, свадьба,
От радости в телах бурлила кровь.
Весельем оживилась вновь,
В цветах, прекрасная усадьба.

Дочь Бога Солнца-Аполлона, фея
Орфею стала любящей женой.
В лесу гуляя раннею порой,
Отравлена была укусом змея…

Услышав издали тревожный крик жены,
Орфей увидел черной смерти крылья,
В борьбе сдались напрасные усилия,
И Эвридику крылья понесли.

Несчастную жену к груди прижал Орфей.
В страдании рекой струились слезы:
Душа в предсмертные пустилась грезы,
А тело леденело средь камней;
(                Песнь Эвридики)
«Снится раннего утра роса,
Уж вдоль леса звенят голоса:
Взявшись за руки, рядом идем,
О весне и любви мы поем.

В небе майские кружатся птицы,
Я в ручье умываюсь водицей, 
А омытый росою цветок,
Раскрывает лучу лепесток.

Снится наша любовь на траве,
Облака в голубой вышине,
Яркой радугой солнечный свет,
Сквозь листву отражает рассвет.

Посмотри, милый друг, на цветы,
Сколько сил в чистой капле росы,
Тайну радости в песнях найдешь,
На галере любви поплывешь»

Без Эвридики, дня не смог прожить Орфей,
Печальные зверью слагая песни, 
Измучили душевные болезни,
И к царству мертвых он пошел скорей.

Гермес его провел в вертеп, к Тэнаре.
Нашел он в его недрах ручеёк,
Который в Стикс стремится, на Восток, 
К подземной, в царство мертвых, переправе.

Вода у Стикса черная - бездонна,
Там Тени мертвых стонут на гробах,
Тела сжимают денежку в зубах,
И к лодке перевозчика - колона.

А над рекой туман зловонный – смрад,
Над Стиксом руки призраков скрывает,
Харон везёт тела, Теням же объясняет:
«Из царства мертвых нет пути назад».

Харон гребет туда, где воет Цербер-пес,
Но на поляне скорби, у сирени,
Ромео и Джульетты бродят Тени.
Плывет, минуя этот дивный плёс.

Молил Орфей скорей отправится с Хароном:
-Мне тяжко оставаться на Земле!
-Когда умрешь, тогда приду к тебе,-
Сказал Харон, накрывшись балахоном.

Но жалобно заныла плачем Лира.
Под сводами Аида нежный звук.
Любви неумирающей, вокруг,
Открылись двери внеземного мира:

(Песнь Орфея)               
 «Потерял навсегда Эвридику свою,
  И печальную, скорбную песнь я пою.
  Рок коварный её у меня отобрал,
  И, с тех пор, в царстве мертвых её я искал.

  Эвридика, откликнись, Эвридика, приди,
  Эвридика, позволь же тебя мне найти.
  Но в ответ, как обычно, опять тишина,
  Одинокая жизнь всех надежд лишена!

  Мне ответь, Эвридика, всегда я с тобой,
  Твой супруг тебе верный, ещё молодой.
  Мне ответь, ведь тебя призывает Орфей,
  Скорби сердца в любви не бывает сильней!

  Потерял навсегда Эвридику свою,
  И печальную, скорбную песнь я пою.
  Рок коварный её у меня отобрал,
  И, с тех пор, в царстве мертвых о ней тосковал.»
 
Орфея песню Тени слушали, внимая.
Харон, помог забраться на Ладью,
Свезти к  Аиду обещал ему,
Отплыл, веслом печали отгребая.

И вот пришел Орфей в дворец Царя.
Не далеко от золотого трона,
Богиня плодородия Персефона,
Стояла,его взглядами коря.

А на скамье в углу сидят Радманф, Минос, Эак.
В них Тени Гадеса предвидят страшный суд:
Кого-то к скорби призовут,
Подать готовы только знак.

Там Ламия из-под несчастных матерей,
Детей кормящих пышными грудями,
С Эмпузою, с ослиными ногами,
Чужих воруют  дочерей.

Прекрасен Запад ЭлизИевых полей.
Там в цветниках, у Афродиты дома,
Где не бывает бурь и грома,
Пируют призраки царей.

Но за спиной не дремлет с Карой Смерть,
Расправив крылья черными венками,
Бренча зловещими ключами.
Косу  шлифует  камня твердь.

Веселый, резвый, скачет в залах Сонм,
Он брат-близнец  ужасной Смерти,
И, в суетливой круговерти,
Тела укладывает в холм.

И не минует участь Тени пить из Леты,
Чтобы в забвение память потерять,
А может быть в Тартар попасть,
И там гореть огнем кометы.

-Зачем пришел ко мне живым?- спросил Аид,
Когда Орфей стоял у трона,
Слезами умывалась Персефона,
Орфей Аиду пел в ответ навзрыд:
                (Песнь Орфея Аиду и Персефоне)
«Плыл за тобой я мертвою рекой,
О, Эвридика, милая жена!
Я Перевозчика держал весло рукой,
Среди Теней грустила песнь моя.

Там, на верху, среди лугов печальных,
Среди надежд земных из хрусталя,
Среди лесов густых, озер зеркальных,
Ты одного оставила меня.

О, милостью могучего Аида,
Из Гадеса вернись  ко мне жена!
Прими к себе нас снова Артемида,
В свои леса озера и луга.

Твоей любви прекрасней, Эвридика,
Не отыскать за весь остаток лет,
Не увидав восторженного лика,
Я буду самый скорбный человек!»

«У человека жизни миг всего один,
У Эвридики век ещё короче.
Ты отпусти её, открой  любимой очи,
Аида берега Харон, покинь!»

-Да будь по-твоему,- проклял Аид Орфея,
-В глаза же ей глядеть не смей пока,
 А глянешь, потеряешь навсегда !
 В Ладью шагнула  Эвридика-фея.

В восторге  Тени  руки жали ей,
По Стиксу грёб веслом Харон к Тэнаре,
В зловещие вглядевшись  дали,
В корме Ладьи стоял Орфей.

Пес Цербер злобным лаем заливался,
Трёхликою оскалившись главой,
Немало  жертв он погубил порой,
Тех, кто бежать из мертвых попытался.

Орфей на гору медленно взбирался.
Темно и тихо было за спиной,
Но к  Эвридике, сердцу  дорогой,
Он с нежною надеждой обращался:


(Вдруг впереди забрезжил робко свет,
Но вскоре озарилась вся округа.)
- Где Эвридика, милая подруга? -
Орфей совсем забыл про свой обет.

Орфей взглянул в глаза прекрасной деве:
-Где ты? – с лицом игрался солнца луч,
Но Эвридики тень меж горных круч,
Исчезла в подземельном чреве:
               
(Прощальная песнь Эвридики)
«Не печалься, любимый мой друг.
В жизни много прекрасных подруг,
Песни нежности пой при Луне,
В час ночной вспоминай обо мне.

Я в далекой стране, под Луной,
Ещё долго не встречусь с тобой,
Ты себя ни за что не вини,
Отправляйся  в счастливые сны.

В час ночной в небе звезды горят,
На Земле о любви говорят,
Лира с музыкой вторят тебе,
Ну а ты вспоминай обо мне.

Как красива ночная Земля,
В покрывале, созвездий полна:
Звездный Лебедь по небу летит,
Лира песней его вдохновит! »

В отчаянье,стремглав, назад бежал Орфей,
Где Стикс бушует черною водою,
Жену он призывал мольбою,
Простился с Эвридикою своей…

Пришлось на Землю возвратиться снова,
И жить среди людей, а не Теней,
Но сердце призывало к ней,
Об Эвридидике петь оно готово.

Небесный Гелиос залил лучами Луг,
В тени ветвей Природа ликовала,
В Исмаре, Диониса прославляла
Толпа вакханок, хороводный круг.

А под горой Исмар печально пел Орфей,
Перебирая золотые  струны.
На голову обрушились валуны,
Ревнивой вакханалии  судей.

Набросились вакханки, как  гиены,
И разнесли Орфея тело в клочья,
И тут же наступила ночь,
Плевался Гебр кровавой пеной.

И Лиру тихо, воды понесли, долой,
И прочь, по бурному течению,
По сердца скорбному велению,
Запели Нимфы над рекой.

В зеленых платьях, распуская косы,
По грудь,и взявшись за руки, в воде,
В печальном и живом венке,
Сквозь песни проливали слёзы.

На небо Лебедем взлетел к звезде Орфей,
Созвездием в ночи сияя Миру, 
В руках держа златую Лиру,
Он вдохновляет к творчеству людей.

Конец


Рецензии
Добрый вечер, Серый Волк Николаевич. Очень мне нравилась в школе древняя история и мифы. Уже всё забылось. С удовольствием прочитала древнюю историю в стихах, хорошо сказ лился. Тронута такой большой любовью. Только мне конец непонятен: Орфей встретился с Эвридикой или нет, остался на небе или? Сам понимаешь, женское нутро, если миф или фильм посмотрели, надо, чтобы не зря, а с хорошим концом - Любовь побеждает!!!

Просто, трактовок и концовок этого мифа много. Например: "Золотую же кифару Орфея боги поместили потом на небе среди созвездий. Душа Орфея сошла в царство теней и вновь увидала те места, где искал Орфей свою Эвридику. Снова встретил великий певец тень Эвридики и заключил ее с любовью в свои объятия. С этих пор они могли быть неразлучны. Блуждают тени Орфея и Эвридики по сумрачным полям, заросшим асфоделами. Теперь Орфей без боязни может обернуться, чтобы посмотреть, следует ли за ним Эвридика."

Хотя, у тебя он всё же - на небе... "На небо Лебедем взлетел к звезде Орфей, Созвездием в ночи сияя Миру, В руках держа златую Лиру, Он вдохновляет к творчеству людей."

Вообще, миф многогранен и занимает в мировой культуре особо место. О нём писали, пишут, смыслы множатся... Пожалуй, каждый найдёт в нём своё. Тема интересная, как "Ад и Рай" Данте (который я так и не дочитала :)), не на один год осмысления... Надо себе тему такую создать, нет...

Хотя, разве в Искусстве смысл важен? Миф прозвучал. И в твоих устах прозвучал. И будет звучать. И звуки будут волновать людей, читателей и дарить им свои "картины", эмоции...

Сейчас в Инете прочитала, что певцы и музыканты – не единственные звёзды, которые исполняют прекрасную музыку. Как ни удивительно, звезды в космосе также производят симфонию мелодичных звуков. Хотя на уроках астрономии говорят, что эти небесные тела можно только увидеть, на самом деле их можно еще и услышать. Как и у вокалистов, у каждой из них есть свое собственное звучание, тональность и тембр. Наше Солнце тоже является частью звездного оркестра – а именно его «струнной» секции. Звезда, вокруг которой вращается Земля, издает странный звук, создаваемый магнитным полем в ее внешней атмосфере. Специалисты изучили корональные петли в наружных слоях, вибрирующие, как струны музыкального инструмента...

Спасибо, Серый Волк Николаевич! А "смыслы" я ещё поищу в мифе :)), в жизни нет смысла, мы сами себе его придумываем :)). Это тоже увлекательно. Но, главнее в жизни Встреча. Если у Орфея и Эвридики, если у Автора и Читателя она состоялась, то не забудется...

Ирина Петал   10.05.2020 00:18     Заявить о нарушении
p.s. "Об Эвридидике петь оно готово" - опечатка в имени.

Ирина Петал   09.05.2020 22:48   Заявить о нарушении
Спасибо, Ира. Про концовку в Аиде не знал, буду искать. Глюк очень глубоко проникся этой темой. Посмотри оперу с Магдаленой Кожиной, там все символично, мало декораций. Арфа-это руки над головой, смерть - куб над головой. Тени и боги в одеждах хирургов. Поэтому внешнее не отвлекает от восприятия музыки.
Я не видел других опер, где бы лучше спела эта певица, она там переродилась в Орфея. Миф этот на чувственном уровне - волнующая грань между земным и неземным. Ты как бы плывешь вдоль этой границы по строкам и звукам.

Серый Волк Николаевич   10.05.2020 06:27   Заявить о нарушении
«Смерть Орфея

Имеется несколько версий его смерти. По одной он был убит молнией, по другой - покончил с собой, согласно третьей он был убит молнией Зевса за то, что открыл людям священные таинства.

Общепринятая версия гласит, что он был разорван женщинами-вахтанками, притязания которых отверг. В диком неистовстве растерзали они Орфея, разорвав его на части. Голова Орфея, оторванная от тела, вместе с его лирой была брошена в реку Гебр. Она была вынесена в море. В конце концов все еще поющую голову Орфея прибило к острову Лесбос, где ее обнаружили лесные нимфы. Голову поэта вместе с лирой погребли в пещере недалеко от Антиссы, в которой почитали Диониса. В пещере голова пророчествовала день и ночь, до тех пор, пока Аполлон, обнаружив, что эту пещеру Орфея предпочитают его оракулам, в том числе и в священных Дельфах, явился и заставил голову замолчать. Голова, много лет была оракулом, и это был один из самых древнейших оракулов Греции.

Лира, точнее ее обломки, была подобрана богами и превращена в созвездие.
Останки Орфея во Фракии со слезами на глазах собрали музы и погребли близ города Либетры, у подножия горы Олимп - с тех пор соловьи поют там слаще, чем где бы то ни было в мире.

Вакханки, придя в себя от насланного безумия, попытались смыть с себя кровь поэта в реке Геликон, но река ушла глубоко под землю, чтобы избежать причастности к убийству.

Олимпийские боги (кроме Диониса и Афродиты) осудили убийство Орфея, и Дионису удалось сохранить жизнь вакханкам, только превратив их в дубы; крепко вросшие в землю.

Душа же, Орфея тихо опустилась в царство теней. И вновь, как много лет назад, перевез её Харон в Аидово царство. Здесь Орфей снова встретил свою Эвридику и заключил её в объятия. С тех пор они неразлучны. Блуждают тени влюблённых по лугам, поросшим цветущими асфоделями, и не боится Орфей оглянуться, чтобы увидеть идет ли за ним Эвридика.

В одной из книг Платона говорится, что из-за печальной смерти от руки женщин душа, которая была Орфеем, когда настал ее черед родиться вновь в этом мире, предпочла быть лебедем, нежели родиться от женщины.

***
Мифы об Орфее носят символический характер. Так, миф об Орфее и Эвридике - символ попытки спасти мир Красотой.

Эвридика представляет человечество, получившее ложное знание и заточенное в подземное царство невежества. В этой аллегории Орфей означает теологию, которая извлекает человечество из мрака, но не может обеспечить его оживления, потому что неправильно понимает внутренние порывы души и не доверяет им.

Женщины, разрывающие тело Орфея, являются символами отдельных фракций теологии, разрушающих тело истины. Они не могут сделать этого до тех пор, пока их нестройные вопли не заглушат стройных аккордов лиры Орфея.

Голова Орфея символизирует эзотерическое значение его культа.

Эти доктрины продолжают жить и говорить даже после смерти Орфея, когда его тело (культ) уничтожено.

Лира есть секретное учение Орфея, семь струн есть семь божественных истин, которые являются ключами к универсальной истине.

Различные версии его смерти представляют различные способы уничтожения его учения: мудрость может умереть различными путями в одно и то же время.

Аллегория превращения Орфея в лебедя означает, что духовные истины, которые он проповедовал, будут жить в будущие времена, и их будут изучать новые обращенные.

Лебедь - это символ инициированных в Мистерии, а также символ божественной власти, которая есть прародитель мира.

Музыка Орфея символизирует благое начало, мировую идею. Символизмом своей музыки он сообщал людям божественные секреты, и многие авторы считали, что боги, хотя и любили его, боялись, что он свергнет их, и поэтому неохотно, но согласились на его уничтожение.»

Источник информации http://agni-yoga.kg/article/orfey

*
К примеру, Авторские трактовки гибели Орфея:

Опера «Орфей и Эвридика» Кристофа Виллибальда Глюка:
«Нет предела горю Орфея. Всего несколько шагов не хватило ему, чтобы обрести счастье, а теперь его любимая жена навеки мертва. Отчаявшись, он пытается свести счеты с жизнью, однако бог любви Амур останавливает несчастного влюбленного. Пылкие чувства и самоотверженность великого музыканта поражают богов, и они воскрешают Эвридику. Хор пастушек и пастухов торжественно встречает влюбленных. Звучат песни и пляски, славящие мудрость богов и могущество всепобеждающей любви.»

*
«Вернулся он во Фракию. И жил – в печали:
великому певцу – и скорбь дана великой!...
Надолго – с той поры – и струны замолчали.

…И был – всю жизнь свою – он верен… Эвридике.»
© Ольга Николаевна Шарко http://stihi.ru/2016/06/27/3880

*
«Речь идет об собой категории людей которые всегда жили рядом с людьми. Оно способны уклоняться от признанных законов веры и мышления людей и мыслить более широко что в свою очередь делает их не такими трудоспособными и собранными как обычные люди.

Представители данного типа личности называли себя Орфейцами среди них был Платон и другие создатели древнегреческой философии.

Нужна сказать что поиски мертвой девушки это всего лишь подсказка на реальные события в жизни людей такого типа. Посвящения в такой круг происходит после грез с некой воображаемой девушкой которая называется по разному. Грезы продолжаются продолжительные годы и похожи на сумасшествия. Условия которое поставил Аид (не смотреть на девушку) это намек на то что такой человек верит что эта девушка существует в реальной жизни если он поймет что это иллюзия она пропадет и любовь разорвётся.

Во времена этих грез человек далеко уходит от человеческой природы и получает часть божественных знаний. Также он теряет интерес к женщинам и приобретает некий целибат. Когда грезы уходят человек постепенно возвращается к человеческой природе но уже совмещает приобретенные знания с человеческими. В детстве такие люди отличаются неким нестандартным мышлениям граничащим с тупостью после возращения к жизни выдающимся умом и широким мировоззрениям. Орфей показывает что часть божественного тоже доступно людям иногда .

История о смерти Орфея тоже поучительна и понятно почему ее часто игнорируют в интернете. Это провокация которая должна была настроить женскою половину против мужской. Дело в том что женщины в мифе знали кто он и начали завидовать потому что женщина без мужа сильно теряет в социальном статусе и не получает никаких выгод а Орфей без жены отлично себя чувствует и успешнее многих людей.» http://proza.ru/2015/09/22/1025

Ирина Петал   10.05.2020 22:27   Заявить о нарушении
Благодарю, Серый Волк Николаевич, за тему и знакомство с оперой Глюка, будет возможность, посмотрю.

У тебя хороший конец для поэмы «Орфей и Эвридика». Если надумаешь переделывать, подумай, стоит ли.

Я не гуманитарий, не спец в музыке и поэзии, не принимай мои слова близко. Если информация лишняя, удаляй мои замечания без сожаления :))

Пока! Удачи!

С уважением,
Ира

Ирина Петал   10.05.2020 22:36   Заявить о нарушении
Ирина, спасибо за просвещение.

Серый Волк Николаевич   11.05.2020 21:21   Заявить о нарушении
Я слышал, что Алла Демидова ставила спектакль, в Ижевске, кажется, по сценарию
греческого писателя, про подземный мир и Персефону, я даже купил этот сценарий,
но он на дне какой то сумки, я не успел его изучить подробно, не хватает времени.
Помню только, что сценарист сказал: "Греки мифы никогда не писали рифмой, они считали рифму баловством и использовали её только для детских сказок."
Могу так же сказать, что греческая музыка более примитивна, в сравнении с музыкой Глюка,она близка к природным звукам - барабаны, свистки, флейты. Гимны Богам. Шествия. Геликон - русский музыкальный духовой инструмент, разновидность Тубы (баса), созданный для военных парадов. Но в современных военных оркестрах используется его американский аналог, он больше похож на удава вокруг туловища и большим золотым раструбом высоко над головой.

Серый Волк Николаевич   11.05.2020 21:48   Заявить о нарушении
"Человек – это миф, сказка – это ты" /Бену Анна/, человек - существо сезонное, даже почасовое.... Если мифов нет, их надлежит создавать. :))

Ирина Петал   11.05.2020 22:32   Заявить о нарушении
Орфей - это сила Звука, покоряющего мир. Он, Звук, способен перемещать растения, животных и даже камни, а также вызывать у богов преисподней не свойственное им сострадание. Орфей - сила Искусства, благодаря которому создается мир гармонии и причинности, образов и форм, то есть "человеческий мир".

Володя, у тебя хороший конец поэмы получился.

Ирина Петал   11.05.2020 22:47   Заявить о нарушении
Прослушала музыку Глюка. Понравилась! Благодарю.

Ирина Петал   11.05.2020 22:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.