Конкурс 10. Лепестки сакуры. Композиция в хайку

   Дорогие друзья!

В этом конкурсе  попробуем научиться избежать ловушек общей строки. Мы не раз обращали внимание на разночтение в хайку. Когда 2 строка читается с 1-ой   и с 3-ей, знаки пунктуации в хайку оправданно не ставят. Но не всё так просто… Вспомним некоторые примеры из 6 конкурса «Простота и прозрачность»:
      
1)Вечер морозный
 Дремлет на теплой трубе
    Белый котёнок.
2)грозди инея
 прячут в тумане солнце
   ресницы твои
3)Церковь над речкой.
   Ветер по руслу несёт
    Звон колокольный

В хайку №3 автор после первой строки поставил точку. Почему? Попробуйте прочитать: Церковь над речкой  ветер по руслу несёт. Т.е. 1-2 строка не могут читаться вместе. Чтобы не попасть в ловушку неправильного понимания -  ставятся знаки препинания. В хайку №1 и №2, наоборот, автор попал в ловушку и 1-2 строки выглядят комично: вечер дремлет на трубе и  иней прячет солнце. Для этого, в японских хайку предусматривается отдельное слово кирэдзи, аналога которому в русском языке нет. Вместо этого слова рекомендуется ставить знак препинания ТИРЕ!!!

Из теории написания хайку:
«Разделительное слово (кирэдзи) не имеет аналогов вне японского языка и заменяется знаками русской пунктуации – тире, запятая, восклицательный и вопросительные знаки, двоеточие, многоточие – т.е. интонационно, т.к. сами знаки могут быть опущены автором. Также допускается использование только строчных букв.»
http://haiku3.ru/howtowritehaiku/
Kireji – разделительное, «режущее» слово. Слова, указывающие на смысловую паузу (kire), разделение в haikai или renga. Насчитывают около 18 основных kireji, самые  распространённые из которых: ya, kana, keri. Каждое из kireji имеет свой смысловой оттенок и служит одновременно для разделения и соединения образов, создания смыслового пространства между ними. Традиционно в одном haiku используется одно kireji (хотя бывает и больше, а также и haiku без kireji).
(Азбука хайку)

Итак, если нет опасности ловушки неправильного разночтения – знаки препинания не ставятся. Если есть опасности – ставим тире. Тире, заменяющее разделительное слово, обычно ставится после первой или после второй строки. Теоретически оно может стоять в середине второй строки. Но не забываем, что хайку несёт графическую функциональность и обычно гармоничным является разделение частей на 5-12 или 12-5 слогов. Два тире не ставим! В хайку только две части... Но ассоциативных образов может быть гораздо больше.


Итак, задание для конкурса «КОМПОЗИЦИЯ В ХАЙКУ»:

1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах ( от 13 до 20, например)

2. Хайку будут оцениваться за ПРАВИЛЬНО ПРЕДСТАВЛЕННУЮ КОМПОЗИЦИЮ. Уместность ТИРЕ желательна при соответствующем содержании. В то же время неуместность знаков пунктуации будет влиять на оценку. Всевозможные разночтения и создание дополнительных образов приветствуются. 

Для настроения рекомендуемая тема "ЦВЕТУЩАЯ ВИШНЯ". Но не обязательно.

Заявку на участие в конкурсе публикуем в виде рецензии ниже! Но ТЕКСТ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:

Текст хайку в количестве о 1 до 3 от каждого автора присылайте мне на почту:
ignattur@gmail.com   (можно послать сообщение на страницу "Клуб Золотое сечение" или "Татьяна Игнатова 5", но обязательно должен прийти от меня ответ)
По форме: На конкурс Лепестки сакуры
Имя автора, текст хайку

Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ.

Призовой фонд:

1-е место - 400 баллов,
2-е место - 300 баллов,
3-е место - 200 баллов,
4-е место - 100 баллов.

Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:
1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее  у читателя   ассоциации  пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя  и т.д.
2)Двучастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдаленны друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное остутствие рифмы
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10)Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы  действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21) Отсутствие инверсий, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.
Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.

Жду только новых работ! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!

Приём работ до 19 мая или до 30 работ! После будет объявлено голосование!

Принято - 24 хайку.

С вами Татьяна Игнатова.


Рецензии
Приём хайку завершён. Голосование http://www.stihi.ru/2017/05/20/642

Клуб Золотое Сечение   20.05.2017 01:39     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.