Совок. прмз-8 мпс, свердловск

       Перекидной мост
31 августа 1957 года, утром, я приехал в г. Свердловск, узнал на вокзале, как добраться до ПРМЗ №8. Мне сказали: «Это рядом, за перекидным мостом». Перекидной мост был рядом с вокзалом, на улице очень жарко, на мне железнодорожная шинель и фуражка, в руках чемодан со всем моим имуществом. Снял шинель, фуражку – в чемодан. Шинель – на левую руку, в правую чемодан и на мост. Остановился, весь в поту, на середине моста, отдыхаю и смотрю: внизу море путей и вагонов. Перешел мост, впереди что-то похожее на завод. Подошел, читаю и вижу, что пришел по адресу, отдел кадров на входе. Показываю охране направление и меня приводят в отдел кадров. Инспектор говорит: «Почему задержались, мы Вас ждали к 1 августа». Объяснил, показал разрешение начальника института. Инспектор удовлетворён объяснением, даёт направление на работу в цех №1, пропуск и направление в общежитие на улицу Ереванскую 2А.
В общежитии поселили в двухместной комнате, соседом оказался мастер литейного цеха. Познакомились, распили бутылочку, вечером, и он повёл меня знакомиться с городом. Прошли по Ереванской до перекидного моста, перешли его, прошли мимо вокзала на улицу Якова Свердлова. Прошли её, потихоньку, до кинотеатра Урал, по моей просьбе, заходили в продуктовые магазины. В магазинах было, на мой взгляд, всё. Особенно меня поразило множество рыбы, рыбных консервов, икры: красной, чёрной, лежащей большими горками на блюдах. Хлеб в магазинах тоже был разного вида. «Жить можно» - подумал я. Вернулись обратно этим же перекидным мостом. Три года, почти ежедневно, я пересекал этот мост, правда, позднее, стал пересекать железнодорожные пути, иногда, около депо. Там нарушителей ловили и штрафовали. Этот перекидной мост стал для меня как бы родным и, частенько, я вижу его во сне. На Урале у меня не было родственников. Мама, три сестры, брат – все остались в Ленинградской области. В Ленинграде и Петрозаводске жили родные тёти, а так же двоюродные братья и сёстры.
В общежитии меня посетили три земляка: Алексей Иванович Левской из Тервенич и Зина из Околка с подругой. Левскому было 62 года, он ехал к сыну в Новосибирск, в Свердловске была пересадка. Он знал только, что я в Свердловске и что закончил ЛИИЖТ. Стал узнавать, где я живу у начальника вокзала, тот направил его в Управление железной дороги. В Управлении меня нашли и дали ему мой адрес. И вот, вечером, сижу в комнате, открывается дверь, и входит дядя Саша Левской. Я изумлён. Он всё рассказал, я побежал в магазин за бутылкой и закуской. Весь вечер просидели, он рассказал, уже подробно, как он меня искал, долго смеялись. Рассказал о моей маме, Тервеничах, Околке. Переночевал у меня, утром я его проводил в Новосибирск. Зина с подругой ехали на Север, куда они завербовались на два года. Они знали мой адрес, перешли перекидной мост и через 10 минут были у меня. Переночевали и уехали. Мне показалось, что они приехали на разведку. Три месяца ночевал у меня мой однокурсник, Огородников Владимир. Его направили после института в Арамиль. Арамиль находится в 20 километрах от Свердловска, но его жена, выпускница Ленинградского текстильного института, получила направление на комвольный комбинат Свердловска, поэтому он оформлял перевод из Арамиля в Свердловск. Перешел на Свердловский завод резиново-технических изделий (РТИ).
Мост стал перекидным: с Ленинградских просторов – в  Уральские. Надо было осваивать Уральские предприятия, леса, озера, реки и горы.
       Бригадир слесарей – сборщиков
3 сентября 1957 года я пришел в сборочный цех №1, к начальнику цеха Шидловскому Рудольфу, отчество забыл. Шидловский расспросил меня о семье, родине, институте и спросил, чем я хочу заняться. Я сказал, что затрудняюсь с ответом, и что буду делать то, что нужно цеху и мне самому, по его мнению. Начальник цеха сказал, что цех, до Нового года, должен, впервые изготовить, шпалоподбивочную машину (ШПМ) и что нужен человек, понимающий чертежи. «Сможешь ли ты возглавить бригаду из 5 человек, изготовить в наших цехах детали и собрать машину?»- спросил он. «В чертежах  разбираюсь» - ответил я.
Меня назначили, приказом директора завода Пашуто, бригадиром слесарей на время сборки машины.
На заводе было три основных цеха: сборочный цех №1, механический цех и литейный. В первую очередь, я изучил чертежи и сделал расцеховку, т.е. какой цех и какие детали должен изготовить и передать на сборку нам в цех №1. В бригаду дали опытных слесарей, хорошо знающих ремонт машин и цехи завода, но по чертежам, практически, не работавшим. Я же разбирался, пока, только в чертежах. За изготовление ШПМ в срок была обещана хорошая премия, поэтому слесари старались, а я ещё не знал ничего о премиях, но мне надо было не опозориться.
Меня учили сверлить, пилить, клепать, собирать, резать ножовкой и газом. Я – читать чертежи. Мы сработались, зауважали друг друга, и, в результате, изготовили ШПМ 10 декабря 1957 года. Испытания ШПМ прошли успешно, завод, начальство и мы получили премию и благодарность. С 1 января 1958 года директор, своим приказом, назначил меня мастером сборочного цеха.
За время изготовления ШПМ я хорошо ознакомился не только со своим цехом, но и  механическим,  литейным и техбюро завода. Узнал по фамилиям, именам и отчествам начальников цехов,  участков, техбюро завода, мастеров, нормировщиков и многих рабочих. Это мне хорошо помогало в освоении работы мастера.
  На фотографии рабочие, мастера цеха №1, начальник цеха и директор.
                02.05.2017 года.
 


Рецензии