Подруга шестиструнная

Введение

Тот, кто захочет вкусить сладость аккордов семиструнной гитары, может легко сделать
это, перестроив свою шестиструнку с классического строя "ми-си-соль-ре-ля-ми"
(начиная с самой тонкой, 1-й струны) на строй "ре-си-соль-ре-си-соль". Он сразу
заметит, что вторая, третья и четвёртая струна звучат одинаково в обоих случаях.

Отсутствие 7-й струны не должно смущать его, поскольку большую часть аккордов:
"вся поющая интеллигенция (А. Галич, Б. Окyджава, Вл. Высоцкий и дp.) игpали на так
называемых блатных аккоpдах, беpyщихся в пpеделах ПЯТИ нижних стpyн". Источник:
http://www.kulichki.com/vv/pesni/appendix/vvchords2.html

Необходимость прижимать в некоторых случаях 6-ю (и отсутствующую 7-ю) струну большим
пальцем левой руки, а также две струны одним пальцем, быстро охладит его семиструнный
пыл и романтику. Но радость от взятия аккордов, на которых играл сам Вл. Высоцкий,
будет хорошей моральной компенсацией за спасительное возвращение к привычному и
удобному классическому строю шестиструнной гитары.

Введение №2

Предположим, вы заблудились в лесу, встретились с медведем, что-то не поделили с ним,
в результате чего медведь лишился своего улья с мёдом, а вы – памяти об аккордовых
сетках на грифе шестиструнной гитары (они же – аппликатуры, они же – распальцовки).

Предположим далее, что вам очень хочется излить свою радость по поводу отличных
вкусовых качеств мёда неизвестного автора и печаль по поводу забвения (амнезии)
аккордовых сеток, знание которых превращало вас из простого смертного в непростого.

Кто виноват? – Вы с медведем. Что делать? – Думать и вспоминать. Присев на пенёчек
или растянувшись в висячей палатке, натянутой между тремя соснами, вы обязательно
найдёте простое и логичное решение, которое возвратит вам радость простейшего
аккомпанемента на произвольно настроенной гитаре с любым количеством струн.

Основной текст

Чтобы получить аккордовые сетки для любого аккорда, не заглядывая в Интернет и другие
источники информации, проделаем следующее построение.

Нарисуем 6 горизонтальных линий, обозначающих струны гитары. Верхняя будет
соответствовать самой тонкой (1-й) струне. Нижняя – самой толстой (6-й). Разделим их
18-ю вертикальными линиями. Получим пока что пустую "сетку" достаточного размера.

Крайняя слева вертикальная линия будет означать верхний (он же – нулевой) порожек
гитары, расположенный рядом с колками, изменяющими натяжение струн. Остальные
вертикальные линии будут означать металлические порожки на грифе гитары.

Заполним "сетку" звуками нужного типа аккорда, с учётом выбранного нами строя гитары.
Для этого отметим на каждой струне все звуки, входящие в этот аккорд.

Например, нам нужны аккордовые сетки мажорных аккордов стандартно настроенной
7-струнной гитары. Мажорное трезвучие, построенное от ноты до: "до-ми-соль". Отметим
все "до", "ми" и "соль" на каждой струне цифрами 1 (до), 3 (ми) и 5 (соль). Здесь
цифры означают номера основных ступеней современного музыкального звукоряда
"до-ре-ми-фа-соль-ля-си = 1-2-3-4-5-6-7".

Первая струна 7-струнной гитары звучит на ноте "ре". Значит, на втором ладу она
звучит, как "ми". На пятом – как "соль". На десятом – как "до". На четырнадцатом –
снова, как "ми". Почему так?..

Потому что музыкальный интервал между любыми двумя соседними металлическими порожками
(или ладами) на грифе гитары равен одному полутону.

А в современном музыкальном звукоряде, состоящем из семи основных ступеней (белые
клавиши рояля: до-ре-ми-фа-соль-ля-си) и пяти производных (чёрные клавиши, не имеющие
самостоятельных названий), расстояние между любыми двумя ближайшими по высоте
звучания ступенями (клавишами) равно одному полутону.

Между "ми" и "фа", а также между "си" и "до" нет чёрных клавиш, поэтому расстояние
между ними равно одному полутону. Во всех остальных случаях расстояние между
основными ступенями звукоряда (1-2-3-4-5-6-7) равно одному тону, то есть двум
полутонам.

После того, как на всех струнах "сетки" будут отмечены все звуки, входящие в нужный
нам тип аккорда, останется только выбрать удобные для прижатия сочетания, содержащие
все ступени, входящие в этот тип аккорда.

<< Аккорды с открытыми струнами – самые лёгкие и самые важные при простейшем
аккомпанементе – мы рассмотрим в другой статье>>.

Это не относится к пятизвучным нон- (1-3-5-7-9), шестизвучным ундецим- (1-3-5-7-9-11)
и семизвучным терцдецим-аккордам (1-3-5-7-9-11-13), в которых некоторые ступени можно
или приходится пропускать. И правда, невозможно одновременно извлечь все семь
ступеней терцдецимаккорда на шести струнах.

Но из трезвучий (1-3-5) нельзя удалить ни одной ступени, не нарушив их звучания.
Почти в той же мере это относится и к септаккордам (1-3-5-7). Это нужно учитывать,
вытаскивая аппликатуры (распальцовки) соответствующих аккордов из заполненной "сетки"
гитарного грифа.

Аналогичным образом строится схема для минорных аккордов, которые проступают на грифе
гитары, если на всех её струнах отсчитать и отметить цифрами ноты "до" (1),
"ми-бемоль" (3) и "соль" (5).

Все септаккорды имеют структуру (1-3-5-7), т. е. состоят из четырёх разных звуков,
которые могут дублироваться. Построенные от ноты "до", они выглядят так:

1) Большой мажорный септаккорд: "до-ми-соль-си".
2) Малый мажорный (он же – доминантсептаккорд): "до-ми-соль-(си-бемоль)".
3) Большой минорный септаккорд: "до-(ми-бемоль)-соль-си".
4) Малый минорный септаккорд: "до-(ми-бемоль)-соль-(си-бемоль)".
5) Полууменьшенный септаккорд: "до-(ми-бемоль)-(соль-бемоль)-(си-бемоль)".
6) Уменьшенный септаккорд: "до-(ми-бемоль)-(соль-бемоль)-(си-дубль-бемоль)".

Также следует упомянуть об увеличенном трезвучии "до-ми-(соль-диез)" и об уменьшенном
"до-(ми-бемоль)-(соль-бемоль)". Пишут, что "они используются в гармонии (значит, и
при аккомпанементе) как проходящие – то есть звучание их неустойчивое и требует
разрешения в тонику (т.е. в опорный тон, являющийся центром тяготения, равновесия и
спокойствия в любой тональности)".

Эпилог

При простейшем, цельно-аккордовом ("сеточном") аккомпанементе на гитаре используются
только три типа аккордов: мажорные, минорные и септаккорды, передающие,
соответственно, радость, печаль и разные типы их (радости и печали) смесей.
 
Мажорные и минорные аккорды являются трезвучиями "1-3-5". Если они звучат более чем
на трёх струнах, то это значит, что некоторое звуки повторяются в разных октавах.

Почему мажорное трезвучие, например, "до-ми-соль" соотносится с радостью, а минорное
"до-(ми-бемоль)-соль" – с печалью, в целом неизвестно.

Если взять за основу нейтрально звучащую квинту ("пятерицу", например, "до-соль"), то
радостная или печальная окраска трезвучия на основе этой квинты будет определяться
положением среднего звука: "ми" (для до-мажорного трезвучия) или "ми-бемоль" (для
до-минорного).

Нельзя не отметить здесь, что засоренность речи латинизмами настолько затрудняет
восприятие этих простых понятий, что почти никто и не стремится их воспринять.
============

Дополнения

1. Повторяющаяся последовательность семи белых клавиш на клавиатуре рояля "до-ре-
ми-фа-соль-ля-си" соответствует последовательности 1-2-3-4-5-6-7 семиступенного
звукоряда. Пять чёрных клавиш, расположенных между белыми, самостоятельных названий
не имеют. Они носят имена белых клавиш с прибавлением приставок "над-" или "под-",
которые называют знаками альтерации (от позднелат. alterare — «изменять») и
обозначают словами и знаками "диез" (#) и "бемоль" (b).

2. Одинарный диез повышает высоту звука на полтона, двойной – на два полутона, то
есть, на один тон. Если в нас жив новаторский дух, то мы сразу предположим, что
размерность диеза не ограничена. Например, тройной диез (###) повышает высоту звука
на три полутона, а девятерной – на девять. Увы, учителя музыки быстро охладят наш
пыл. "Так погибают замыслы с размахом, вначале обещавшие успех".

3. Аналогичным образом, одинарный бемоль понижает высоту звука на полтона, а двойной
– на два. Тройные (и более) диезы и бемоли в современной музыке не используются.
Слова диез и бемоль по-французки означают, соответственно, «острый» и «бэ-мягкое». С
равным успехом можно было бы использовать немецкие приставки "обер-" и "унтер-", хотя
наши "над-" и "под-" короче и понятнее.

4. Почему музыкальный звукоряд семиступенный? Потому что восьмая ступень повторяет
"более тонким голосом" звучание первой, девятая – звучание второй, и т.д.

Между звуками семиступенного звукоряда (состоящего из 12 полутонов) и семью красками
радуги есть однозначное соответствие. Например, звук "до" соответствует зелёному
цвету, "ми" – фиолетовому, а соль – тёмно-красному. Видимый зелёный цвет – это
нота "до" 42-й октавы, "звучащая" в электромагнитном эфире. Таблица соответствий
между звуками и красками приведена здесь: http://www.stihi.ru/2013/06/21/4697

5. Октава (от лат. octava – «восьмая») по-русски можно назвать "восьмерица".
"Восьмая" – не очень удачное название, поскольку, когда мы говорим о 1-й октаве
музыкального звукоряда, она заканчивается 7-й ступенью, а не восьмой. В первой октаве
нет восьмой ступени!.. Какая же она после этого октава? Логичнее было бы называть её
"септима" (от лат. septima – «седьмая»), то есть "семерица".

Тогда о тишине можно было бы сказать, что она звучит из пятой семерицы, с призвуками
из более высоких семериц. Но для обозначения музыкального интервала между любой 1-й и
8-й ступенями музыкального звукоряда термин "октава" вполне подходит.

6. Отношение частот звучания любой 1-й и 8-й ступеней музыкального звукоряда всегда
равно 1:2. На гитаре это выглядит очень наглядно: половина струны всегда звучит ровно
на октаву выше, чем целая струна.

Скрипка хороша тем, что в ней реализована идея непрерывности звукового спектра,
которая означает, что музыкальный звукоряд теоретически может иметь бесконечное число
ступеней, как солнечный спектр – бесконечное число цветовых оттенков.

7. Человеческий слух является многооктавным (около 10 октав, от 16-20 Гц до 16-20 кГц).
Человеческое зрение охватывает чуть меньше одной октавы. Нормальное человеческое
мышление, как разновидность внутреннего зрения, различает только градации серого –
между белым "да" и чёрным "нет". Есть люди, чьё зрение и мышление, а не только слух,
охватывают более одной октавы. Скорее всего, это "первые ласточки" будущих
эволюционных изменений в человеке.

8. Музыкальный интервал (расстояние) между любыми двумя соседними металлическими
порожками на грифе гитары равен одному полутону.

Если частота некоторого звука равна n герц (Гц), т.е. колебаний в секунду, то частота
ближайшего соседа сверху равна n, умноженному на корень 12-й степени из 2 (где 12
означает число полутонов в музыкальном звукоряде, а 2 – удвоение частоты при переходе
от 1-й ступени к восьмой, то есть, на октаву выше). Соответственно, частота
ближайшего соседа снизу для звука частотой n (Гц) равна n, делёному на тот же корень,
примерно равный 1,059463.

9. Расстояние между верхним и нижним порожками гитары называется мензурой (от лат.
mensura – мера). Это длина звучащей части открытой струны, не прижатой к грифу.

Если разделить мензуру-меру на корень 12-й степени из двух (КДСИД), получим
расстояние L1 от нижнего порожка гитары до 1-го металлического порожка на грифе.

Если разделить L1 на КДСИД, получим расстояние L2 от нижнего порожка до 2-го
металлического порожка. И т.д. Двенадцатый порожек даст половину длины мензуры,
потому что возведение КДСИД в 12-ю степень даёт 2. Зная КДСИД, можно самостоятельно
разметить гриф гитары, сделанной своими руками.

Эта модель не учитывает разную толщину струн и степень их натяжения, влияющие на
точность звучания струн (идеально настроенной гитары) на разных ладах. На хороших
гитарах нижний порожек имеет сложную форму и расположен под углом, так, что при
движении от самой тонкой струны – к самой толстой – мензура увеличивается. На очень
хороших гитарах используются изогнутые или косые фрагментированные (кусочками)
металлические порожки вместо цельных, перпендикулярных струнам.

10. Любое сочетание звуков можно рассматривать, как аккорд. Но мы будем традиционно
считать, что звуки аккорда расположены по терциям 1-3-5-7-9-11-13 (от лат. tertia –
третья), либо могут быть расположены по терциям путём октавного переноса.

11. Прилагаю ссылку на самоучитель Манилова В.А. "УЧИСЬ аккомпанировать на гитаре"
(издание 1983-го года), по которому сам учился: http://yadi.sk/d/N4oWaDW_3GMWDG

12. Если же возникнет более серьёзный интерес, то вот книга Попова С.Б. "Музыкальное
и аппликатурное мышление гитариста": http://yadi.sk/i/bu7-dil_h9N2q

(2017)


Рецензии