МИР, ТРУД, МАЙ

«Распустился ландыш в мае
В самый праздник - в первый день.
Май цветами провожая,
Распускается сирень».
Самуил Маршак

Этот полузабытый сейчас слоган в середине прошлого века красовался везде, где только можно, дополняя красные флаги, музыку оркестров, праздничную демонстрацию, разноцветные воздушные шарики и вечерний салют.
Страна отмечала Первое  мая, праздник с труднопроизносимым официальным названием: «День международной солидарности трудящихся». И, пожалуй, после Нового Года был самым любимым праздником этих самых трудящихся, потому что был еще и выходным.
Самым большим разочарованием моего детства было открытие того, что музыка на улице играет вовсе не в честь моего дня рождения и салют тоже дают не в мою честь. Но лет пять я пребывала в блаженной уверенности, что все это – ради меня.
Потом поумнела, конечно, да и взрослые удосужились объяснить причину всеобщего ликования. Это открытие некоторым образом поставило меня на место и значительно умерило гордыню: не праздник устраивают в мою честь, а я родилась в праздничный день.
А когда я стала совсем взрослой, а в стране поменялся режим и разрешили думать самостоятельно, сам собой возник вопрос: а что же мы празднуем Первого Мая? И солидарны с нами в этом трудящиеся других стран? В поиске ответов на эти вопросов я узнала массу интересных вещей.

Первое мая, как выяснилось, традиционно считался праздничным днем в сельской среде дореволюционной России как «праздник весны, начала лета». Говорили, что в этот день ходит Ярило ночною порой в белом объяринном* балахоне с серебряными или с золотыми струями, на головушке у него венок из алого мака, в руках спелые колосья всякой яри (яровой хлеб: пшеница, ячмень, овёс, греча, просо).
------------------------------
 *Объярь — волнистая шелковая материя, муар.

Где ступит Яр Хмель — там несеяный яровой хлеб вырастает, глянет Ярило на чистое поле — лазоревы цветочки на нём запестреют, глянет на тёмный лес — птички защебечут и песнями громко зальются, на воду глянет — белые рыбки весело в ней заиграют. Только ступит Ярило на землю — соловьи прилетят, помрёт Ярило в Иванов день — соловьи смолкнут.
На Руси в начале мая отмечался «гулёный день», воспринявший древний культ цветов и зелени. Приносили самовары, угощались пирогами — шаньгами, кулебяками с треской, палтусом, со свежей речной рыбой. Молодёжь пела, танцевала под гармони, под балалайки. Ближе к ночи палили костры. Делали соломенное чучело, вокруг которого собирались. Ближе к ночи его сжигали в костре.
1-2 мая праздновали приход весны и появление всходов на полях. На улицах готовили майскую кашу на кострах. Каждый приносил что-либо из продуктов: пшено, картошку, сало, яйца, лук, масло и делали общий стол. Молодёжь устраивала гулянья. Пели песни: «Жавороночек, прынеси весну на своём хвосту, на сохе, бороне, на ржаной копне, на овсяном снопе».
Сельская идиллия – что тут еще сказать.
Но во что удивительно: практически аналогичная картина наблюдалась и в Европе.
В Древнем Риме этот день посвятили богине плодородия – Майе, в честь которой устраивали торжества, веруя, что она поможет дать хороший и плодотворный урожай. Такой же традицией придерживались и люди в Древней Италии.
 В Западной Европе и на Британских островах первого мая праздновалось начало весеннего посева. Этому празднику придавалось особое религиозное значение. Он был посвящен богу солнца и плодородия Белену, которому приносили символические жертвы друиды, кельтские жрецы.
В христианские времена этот праздник был вытеснен церковными праздниками: близкой по дате Пасхой, праздником Святого Креста (Roodmas) и днем святой Вальпургии (Вальпургиева ночь). Вальпургиева ночь, по германскому народному поверью, служит ежегодным праздником ведьм, собирающихся в эту ночь вокруг своего повелителя, Сатаны, на высокой, недоступной горе Брокен, где они и справляют свой шабаш.
Праздник начинался с закатом солнца в ночь с 30 апреля на 1 мая и, видимо, был следствием вытеснения языческих обычаев. По мере христианизации Европы, церковь активно боролась с этой языческой традицией, которая практически полностью оказалась ликвидирована к концу XVIII века.
Кроме того, в средневековой Европе именно 30 апреля наступал конец административного года. В этот день веселье шло полным ходом. Крестьяне проводили ежегодный сбор общины, на котором выбирали нового старейшину и выгоняли на выпас скот. Очевидно для того, чтобы отпугнуть хищных животных, появился обычай зажигать майские костры. Это сопровождалось пальбой, звоном бубенцов, криками и шумом.
В начале 18 века традицию праздновать 1 мая Петр Первый перенял у немцев. В этот день по указу императора в городах, а не только в деревнях, следовало устраивать народные гуляния. Обычай первомайских гуляний со временем распространился на всю страну и проник в разные слои общества.
И разные слои общества со временем начали отмечать Первое мая по-своему, далеко не всегда весело, но в большинстве случаев – неординарно.
Первомай в современном виде возник в середине XIX века в рабочем движении, выдвинувшем в качестве одного из основных требований введение восьмичасового рабочего дня. Вначале с этим требованием выступили рабочие Австралии 21 апреля1856 года. С тех пор этот праздник в Австралии стал ежегодным.
1мая 1886года анархические организации США и Канады устроили ряд митингов и демонстраций. При разгоне такой демонстрации в Чикаго 4 мая погибли шесть демонстрантов. В ходе последовавших на следующий день массовых выступлений протеста против жестоких действий полиции в результате взрыва брошенной неизвестным бомбы были убиты восемь полицейских, ранены не менее 50, и в последовавшей перестрелке были ранены минимум четверо рабочих (по некоторым данным, до пятидесяти убитых и раненых), несколько десятков человек получили ранения.
Мало похоже на праздник, не так ли? Но именно это событие стало краеугольным камнем в истории Первомая.
Далее по предложению американских рабочих, наметивших свою забастовку на 1 мая 1890 года, Парижский конгресс II Интернационала (июль 1889) объявил 1 мая 1890 года Днём солидарности рабочих всего мира, и предложил отметить его демонстрациями с требованием 8-часового рабочего дня и другими социальными требованиями. Как и в Австралии, успех демонстраций привёл к тому, что праздник стал ежегодным. Точнее, ежегодными стали грандиозные забастовки в этот день, поскольку ни одно правительство не желало такого официального «праздника непослушания»
В Российской империи Первое мая как день международной солидарности трудящихся впервые отметили в 1890 году в Варшаве проведением стачки 10 тыс. рабочих. С первым мая тесно связано возникновение маёвок -  нелегальных собраний рабочих, устраиваемое за городом в день 1-го мая под видом пикников. С 1897 года маёвки стали носить политический характер и сопровождались массовыми демонстрациями. Естественно, маевки  преследовались царской полицией, что рассматривалось самими участниками маевок, как произвол и деспотизм самодержавия.
Первомайские выступления рабочих в 1901 году в Петербурге, Тбилиси, Гомеле, Харькове и др. городах впервые сопровождались лозунгами: «Долой самодержавие!», «Да здравствует республика!», столкновениями с войсками (например, т. н. «Обуховская оборона» 1901 года).
На первомайские стачки и демонстрации 1912—1914 годов выходило более 400 тыс. рабочих. В 1917 году, после Февральской революции, Первомай впервые отпраздновали открыто: миллионы рабочих вышли на улицы с лозунгами «Долой министров-капиталистов», «Вся власть Советам», «Долой империалистические войны!»
Название «Первомая» со временем несколько раз менялось, в итоге он стал называться Днем международной солидарности трудящихся. Впервые его отметили официальной миллионной демонстрацией в 1918 году.
После Октябрьской революции первый день весны стал одним из важных советских праздников, которое начали отмечать «красным днем календаря» и сделали государственным выходным днем. В СССР майские праздники отмечали все, и взрослые, и дети. Протестная изначально акция сменилась яркими парадами, демонстрациями, митингами, массовыми гуляниями.
В эпоху «развитого социализма» в СССР первомайские демонстрации стали нести иную смысловую нагрузку. В день первого мая трудящиеся СССР «выражают свою солидарность с революционной борьбой трудящихся капиталистических стран, с национально-освободительным движением, выражают решимость отдать все силы борьбе за мир, за построение коммунистического общества».
Организованные колонны трудящихся шествовали по центральным улицам городов и посёлков под марши и музыку политической направленности, из громкоговорителей звучали приветствия дикторов и политические лозунги, а с трибун, установленных обычно возле главных административных зданий, демонстрантов приветствовали руководители КПСС и представители власти. Велась трансляция по местным теле- и радиоканалам. Главная демонстрация страны проходила ежегодно на Красной площади Москвы и транслировалась центральными телеканалами, со вставками кадров демонстраций в других крупных городах страны.
Поскольку на демонстрацию должны были идти все (полагалось, что добровольно), выходной день терял смысл. Пришлось сделать нерабочим и 2 мая, чтобы люди могли отдохнуть от официоза за праздничным столом, на природе или на приусадебном участке. Последний вид «отдыха» оказался наиболее популярен и пережил все политические катаклизмы.
Но чем ближе были девяностые годы, тем меньше было желающих стремиться к коммунизму бесплатно. Для многих это уже просто означало «не лишиться премии» или «получить отгул, когда нужно», большинство демонстрировало таким образом  верность социалистическому курсу развития, стремление к общим идеалам и прочие доказательства лояльности к власти. Солидарность выражалась, как правило, в лозунгах, учитывающих остроту момента: если в какой-то стране загнивающего Запада капиталисты притесняли рабочих, последних непременно жалели.
А ведь согласно «заветам Ильича», рабочие в этот день должны были  праздновать своё пробуждение к свету и знанию, своё объединение в один братский союз для борьбы против всякого угнетения, за социалистическое устройство общества. Но это довольно скоро потеряло свой изначальный смысл: образование стало обязательным, всеобщим и бесплатным, об угнетении лучше было вообще не заикаться, а общество и так было социалистическим – или, по крайней мере, изо всех сил к этому стремилось под мудрым руководством партии и правительства.
Как известно, праздник весны и труда отмечаем не только мы, но и еще около 140 стран. Праздник 1 мая до сих пор отмечается в СНГ, в странах Европы и обеих Америк, а также в Азии (причем не только в Китае и КНДР, но и, например, в Таиланде).
 Для многих государств этот праздник ассоциируется с различными гуляньями и весельем, в то время как другие страны до сегодняшнего дня организовывают различные митинги, демонстрации с политическими лозунгами и плакатами. Каждая из стран, отмечающая 1 мая, имеет свою историю и традиции, за которыми ежегодно празднуют первый весенний день.
В настоящий момент день весны и труда, изменился и совсем не напоминает о борьбе рабочих за свои права.
В Швеции 1-е мая с 1939 года тоже считается нерабочим днем — накануне вся страна празднует ту самую весеннюю Вальпургиеву ночь. Разжигаются костры, в которых горит накопившийся за год ненужный хлам. Всю ночь у костров идет веселье. Это не семейный, а скорее исторический публичный праздник, проведением которого часто занимаются общественные организации, чтобы дать людям возможность пообщаться и развлечься. Сам же день 1-го мая посвящен рабочему люду — проводятся митинги и манифестации в поддержку прав трудящихся.
В Англии этот день тоже является выходным: в 1977 году лейбористы объявили 1-е Мая государственным праздником.
Любопытно, что в Америке, на исторической родине пролетарского Первомая, это обычный рабочий день.
В Испании 1 Мая считается праздником цветов, (даже на Сицилии считают, что собранные в этот день ромашки приносят счастье).
В Голландии на Первое Мая обычно устраивают фестиваль тюльпанов.
1 мая 1990 года последний раз состоялась официальная первомайская демонстрация. 1 мая 1991 года на Красной площади состоялся митинг, организованный Московской федерацией профсоюзов и Ассоциацией свободных профсоюзов, против повышения цен (на трибуне Мавзолея присутствовали М. Горбачёв, А. Лукьянов и др.).
В 1993 году митинг с последующим шествием, организаторами которых выступили Фронт национального спасения, Трудовая Москва, Коммунистическая партия Российской Федерации, перешёл в столкновения демонстрантов и ОМОН анеподалёку от домов 30 и 37 по Ленинскому проспекту.
После прорыва демонстрантами оцепления ОМОН перешел в контратаку у дома 37 по Ленинскому проспекту. «Демонстранты ожесточённо дрались, используя древки знамён». Для преодоления заграждений демонстранты использовали грузовики в качестве таранов. Один из таранов привёл к тяжёлым травмам сержанта ОМОНа Владимира Толокнеева, который скончался через четверо суток. Данные СМИ о числе пострадавших разнились: первоначальная цифра в 150 человек вскоре учетверилась.
Официальная статистика имела любопытную особенность: со стороны милиции указывалось общее число пострадавших, со стороны демонстрантов — число госпитализированных. По этой причине приведённые данные невозможно сопоставить между собой.
Да, в начале «лихих девяностых» Первомай на какое-то время снова обрел яркую политическую окраску и значительное число людей добровольно выходило на всевозможные шествия, митинги и демонстрации. Только борьба шла не столько за права трудящихся (и уж тем более не за солидарность с трудящимися всего мира!), а элементарно – за власть. Разумеется, все это прикрывалось разнообразными «правильными» лозунгами.
Как День международной солидарности трудящихся 1 мая ежегодно отмечают коммунисты, анархисты и другие организации. Эти мероприятия сопровождаются выдвижением острых социальных и политических лозунгов («Правительство банкротов — в отставку!», «МЫ не хотим платить за ВАШ кризис!», «Самоорганизация! Самоуправление! Самозащита!» и др.)
Праздник весны и труда, отмечаемый как государственный, обычно используется для проведения политических акций под своими лозунгами профсоюзами, партиями и движениями различной направленности — от левых до ультраправых: «Единая Россия» (совместно с ФНПР и МГЕР), «Справедливая Россия», «КПРФ», «Яблоко», «Солидарность», ЛДПР и Автономное действие.
Лозунги официальных мероприятий, организуемых властями, далеки от исторических корней первомайских демонстраций: «План Путина — план Победы!», «Бонусы — пенсионерам», «Три малыша в семье — это норма!».
Более радикально отношение к празднику в 2009 году высказал глава столичного отделения партии «Правое дело» Игорь Трунов: «Если быть откровенным, то не очень-то и хотелось 1 мая проводить, потому что я не солидарен с рабочими Чикаго, откуда пошёл этот праздник».
1 мая 2013 года на улицы российских городов вышли несколько сотен тысяч трудящихся. В Москве в первомайской демонстрации приняли участие более 100 тысяч человек.
В 2016 году празднование Пасхи и Первомая наложились друг на друга, что привело к отказу от первомайских мероприятий в отдельных регионах.
В нынешней России праздник утратил свой изначальный политический характер. Согласно оценкам некоторых СМИ, для большинства граждан страны этот день — всего лишь повод для развлечений, дополнительный выходной и начало дачно-огородного сезона.
Официальные демонстрации проводятся и сейчас, но организовывают их разные партии, получившие разрешение на шествие, можно присоединиться к тем, чьи лозунги вам ближе. Впрочем, для большинства россиян это теперь просто лишние выходные дни, которые можно провести по своему усмотрению.
Отразился Первомайский праздник и в именах, привнесенных революцией в жизнь простых советских людей наряду с Октябриной и Владленом (Владимир Ленин). Среди популярных женских имен появилось, пожалуй, самое звучное — Даздраперма, что означает «Да здравствует Первое Мая!»

Воспоминания участников первомайских демонстраций.

Я с теплом в душе вспоминаю о прошедших временах, когда обязательным атрибутом праздников 7 ноября и 1 мая была демонстрация. Ходить на демонстрации нас никто не заставлял, но игнорирование такого мероприятия считалось дурным тоном и нарицательным отношением знакомых.
Хотя ожидание начала самого шествия в течение нескольких часов утомляло, но в это время была возможность вдоволь пообщаться с друзьями и знакомыми, так как колоны формировались сотрудниками одного предприятия, а на моем предприятии работало более 1000 человек. Многие, мужчины и женщины образовали небольшие кружки, где втихаря принимали горячительные напитки, но в небольших количествах, для согрева и поднятия настроения. Распитие алкоголя не приветствовалось, но и не запрещалось.
Как правило, все приходили со своими детьми, и было интересно видеть, как детишки подросли за время, прошедшее с прошлой демонстрации.
У каждого малыша в руках были разноцветные шарики и красный флажок, одеты все были в самые лучшие вещи, ведь для них это был особый праздник. Для детей это было знаменательное событие!
Людской гомон заглушала игра многочисленных духовых оркестров, что создавало неповторимую атмосферу праздничного торжества. В те времена каждое предприятие не представляло свое существование без собственного духового оркестра, при этом музыкантами были штатные работники заводов - инженеры, рабочие, которые овладевали искусство игры в рабочее и личное время.
Вот дана команда к построению и все дружно строились в колоны и шествие начиналось. Разворачивались знамена и транспаранты алого кумача, подымались вверх портреты Ленина, Сталина, руководителей ЦК партии и Верховного совета СССР.
Вы себе даже не представляете, как приятно было идти в колоне под звуки оркестра и кричать во все горло много кратно УРРРРРА! Особенно это нравилось детям.
От этого крика все, как будто объединялись в одно целое, заряжались невидимой энергией для дальнейшего построения коммунистического будущего.
Но самое приятное было после демонстрации. Все уставшие и замерзшие шли домой и собирались в кругу семьи и друзей за праздничным столом. Аппетит у всех был зверский и все дружно наваливались на заранее приготовленные блюда.
Хотя в магазинах изобилия не было, но столы в этот день ломились от деликатесов. Но все равно, вкуснее соленых огурчиков и селедочки с луком под рюмочку водки ничего не придумать.
Но не еда была главным. Общение близких и друзей – вот что было бесценным.
Сейчас такие мероприятия не проводятся, а все дни городов, это уже совсем другая история.

Это был самый лучший, самый яркий и самый желанный праздник в СССР. Причин тут несколько. Во-первых - ласковое весеннее солнышко. Во-вторых - выходной день. В-третьих - праздничный ритуал, демонстрация. Красные флаги, портреты вождей. Но, не надо думать что советские люди возбуждались на пенопластовых голубей и флажки на лацканах пиджаков, нет конечно. Просто это было что то сродни тому, что сегодня называют корпоративами. Люди собирались трудовыми коллективами, нарядные, весёлые, и с самого утра начинали пить. До, во время и после. Получалось весело. Получался праздник. Естественно, не все пили, кому то хватало просто общения, но в любом случае мало кто вспоминал об истинных целях этого действа, о его глубинном смысле и т.д. Скорее это была такая разновидность бразильского карнавала, где район соревновался с районом, фабрики с заводами - чья головная машина красивее, у кого перья и боа транспаранты ярче...
С самого утра с улицы доносились звуки бравурных маршей, а по телевизору глаз ласкала необычная заставка. Для меня, школьника 70-х вопрос сводился к тому, смотреть ли репортаж из Москвы по ТВ, либо идти на центральную улицу, и наслаждаться красотой колонн предприятий родного города.
Для меня, школьника 70-х вопрос сводился к тому, смотреть ли репортаж из Москвы по ТВ, либо идти на центральную улицу, и наслаждаться красотой колонн предприятий родного города. Во времена первомайских парадов побеждал телевизор, когда их отменили чаша весов качнулась в пользу улицы...
Бесповоротно вопрос решился в начале 80-х, когда мы с друзьями стали активными потребителями спиртных напитков. Нарядные девочки, толпы школьниц и студенток, на каждом углу столики выносной торговли, где можно выпить по стакану вина, закусив плавленым сырком! Это был такой концентрированный позитив... Пожалуй, только северокорейские товарищи сегодня нас поймут))

Запомнился один далекий Первомай. Принимала участие в спортивном выступлении на Красной площади. Перед мавзолеем мы складывались в надпись: мир, труд, май.
Маме сказала, что я в букве "Д". Были юными, веселыми, задорными. Нас отпускали с занятий (я тогда училась), и мы целых три месяца репетировали в Лужниках на площадке, где учатся вождению автомобилисты. А однажды преподаватель глядя на меня, во всеуслышание заявила: С ума сойти! на дворе март, а Иванова загорела как в Крыму! (тогда на Канары еще массово не ездили).


Рецензии
У Митяева есть замечательная строчка: "Наш пароходик уходит в светлое прошлое". Всё, что Вы написали очень хорошо помню, как тоже школьник 70-х. Мы жили тогда беднее, ровнее, но искреннее чем сейчас. Примите мои запоздалые поздравления с днем рождения и загляните ко мне на страничку. Возможно несколько последних вещей покажутся Вам интересными. Ещё раз спасибо за эту статью. теплее на душе стало.

Дмитрий Зотов 07   08.05.2017 23:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Дмитрий. Очень приятно с Вами общаться.

Светлана Бестужева-Лада   09.05.2017 00:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.