Сфинкс

Хотел удивить, да и сам удивиться, и в лица
Заглядывать.
В толпу разноцветную влиться,
Загадки загадывать.

Людские завесы, фаты и коросты так просто -
Посдергивать.
А люди живые - не кости,
Им больно - не в морге ведь.

Их крик, что так дик, что ужасно нестроен, достоин
Ли жалости?
И жизненный путь, что проторен
В стране залежалости.

Они ведь не боги и вечно убоги, так низки и склизки
Их помыслы
Они бы хотели хлебать только сливки
От божьего промысла.

И ясно что этих зазря ты пытался, старался
Коров спасти.
О, горькая участь засланца!..
И сгинул ты в пропасти.

-----------------------------
написано для
http://www.stihi.ru/2017/04/19/7668


Рецензии
Здравствуйте! Говорю сразу: рецензий на это стихотворение и Ваших ответов (ни здесь, ни там, куда отсылаете) не читал.

"Их крик, что так дик, что ужасно нестроен, достоин
Ли жалости?"
Подобные конструкции любил Бродский, и это одна из пяти причин, почему мне не нравятся его стихи.
(Кстати, у меня двойственное восприятие поэзии Бродского: одновременно не нравится и нравится.)
А если все строки изобразить так
"Их крик, что так дик, что ужасно нестроен,
достоин ли жалости?",
"низки" и "сливки" будут плохо рифмоваться.
Дополнительные внутренние рифмы тоже заметил: "крик - дик", "боги - убоги".
"Старался - засланца" - плохая рифма.
Кстати, неясно, кто засланец - сфинкс или отгадчик.
А "сгинул в пропасти" - понятно, что сфинкс.
"Помыслы - промысла" - рифма однокоренная.
Непонятно, зачем сфинксу вливаться в толпу...
"В страНЕ ЗАЛЕЖАЛОСТИ" напомнила о незалежности.
"не морге ведь" - не пропущена "в" после "не"?
Коровы, видимо, из той толпы, в которую хотел влиться сфинкс.
О стихотворении в целом: на мой взгляд, здесь есть поэзия, которая состоит из иносказания, звукописи и чего-то "трудноуловимого"...

С уважением
Андрей

p.s. сложно не заметить: если сравнивать старые стихи (сочинённые в прошлом тысячелетии) с новыми, в последних большое внимание уделено рифмам. А меня, наоборот, рифма стала напрягать, подумываю либо писать с хаотической рифмовкой, либо перейти на белые стихи... (неточная рифма меня, как автора, не устраивает, а точная нередко в ущерб мысли)

Андрей Владимирович Медведев   10.05.2017 15:16     Заявить о нарушении
И eщё. Oт этoгo и второго стихотворения ("Ступени и ступеньки") повеяло кое-кем, и это не Бродский...

Андрей Владимирович Медведев   10.05.2017 19:16   Заявить о нарушении
Переносов я наставил вполне сознательно.
Сам я их категорически не люблю и считаю кореженьем, особенно переносы, создающие побочные прочтения.
Но со мной неоднократно спорили, считая подобную хрень достоинствами. Вот и решил - нате, кушайте. Я их не делаю не потому что не могу - подумаешь, бином Ньютона((с)Коровьев).
Но хотя бы побочных прочтений тут не возникает.
:-)
низки и сливки - на мой слух вполне допустимая здесь рифма.
И Вы верно расшифровали мой замысел - зарифмовать так, чтобы стих читался и при той и при другой, более ровной, раскладке по строкам. Оставаясь при этом амфибрахием.
И за счет этого вытянуть общее звучание стиха и сгладить влияние неравностопности.
(не знаю, насколько понятно это звучит, но это было сознательно спланировано и проведено)
.
Засланец - сфинкс, конечно.
""Помыслы - промысла" - рифма однокоренная." - это не так.
Сфинкс у меня не совсем тот что в легенде.
У меня главное его функция загадчика. Пытающегося расшевелить человеческие мозги.
незалежность - таких намеков не предполагалось.
.
Меня рифма напрягать никак не стала. Работа с рифмовкой только увеличивает свободу творчества, заставляя отказываться от наезженного и просящегося на автомате.

Ну и оглядываясь на ранние свои стихи с некоторым удивлением обнаружил склонность к расширенной рифмовке уже в ранних стихах, концевыми рифмами вовсе не блистающими.
Видимо сказался изначальный настрой на "стихи - речь звучащая"
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   11.05.2017 20:27   Заявить о нарушении
Спасибо за подробный ответ, ценный для меня.

«со мной неоднократно спорили, считая подобную хрень достоинствами.»
Я в курсе, читал ранее… Вроде как кое-кто получил Нобелевку за подобные переносы и т.п. :-)
Кстати, в стихах этого Нобелевского лауреата мне не нравится: 1) сбои ритма в некоторых стихах (например, в "Мухе": "с ней связываться - себе дороже"), 2) многословие, 3) "мозготрахалки", 4) многочисленные анжамбеманы, 5) рифмование союзов, предлогов, частиц…
Мне понравилось, как Дм. Быков спародировал его стиль в одной своей поэме:

"Качество жизни зависит не -
Долбанный Бродский! - от
Того, устроилась ты на мне,
Или наоборот."

"Не от того" занимает три (!) строки. :-)

Насчёт «нате, кушайте». Некоторое время я посещал авангардное лито. Часто был не согласен с тем, что там слышал. Пару раз специально написал в их стиле, утрировал, – не для того, чтобы понравиться, а чтобы показать, что они не правы…

«склизки» и «низки» можно поменять местами…

Неравностопность – ни в Вашем стихотворении, ни, напр., в баснях Крылова, лично мне слух не режет. Неравностопность устраняет монотонность.

Может, Вы и правы, что «помысел - промысел» рифма не однокоренная.
Но словарь однокоренных рифм не согласен: http://stemmings.ru/p-letter/pomysel-108325
(в списке однокоренных слов к слову "помысел" есть и "промысел")

Насчёт рифмы. Я Вам как-то говорил, что белые стихи мне почему-то кажутся поэтичнее.

"За поемами Улыбыша
Кружат облачные вентери.
Закурилася ковыльница
Подкопытною танагою.

Ой, не зымь лузга-заманница
Запоршила переточины, -
Подымались злы татаровья
На Зарайскую сторонушку.

Не ждала Рязань, не чуяла
А и той разбойной допоти,
Под фатой варяжьей засынькой
Коротала ночку тёмную.

Не совиный ух защурился,
И не волчья пасть оскалилась, -
То Батый с холма Чурилкова
Показал орде на зарево."

Этот отрывок мне так понравился, что выучил его наизусть.

С уважением, -

Андрей Владимирович Медведев   17.05.2017 23:45   Заявить о нарушении
* словарь однокоренных СЛОВ
.

Тем Сфинксом был я, этот образ мне близок:
загадок имеется больше трёх сотен!
Недавно в Ка эС я заказывал визу...
Повержен... И, как полагается Сфинксу,
проглочен был бездной... (попал в чёрный список
за то что цвет шерсти моей неугоден)

..................

Мила Доброван просила Вас отрецензировать её стихотворение:
http://www.stihi.ru/rec.html?2013/10/20/11346
Ждёт четвёртый год. :-)

С уважением, -

Андрей Владимирович Медведев   21.05.2017 06:56   Заявить о нарушении
Другие словари о морфологии судят по-другому.
Можно говорить об этимологически одном корне, но не более.
Мысль и промысел и промышленность очень уж далеко ушли по семантике друг от друга.
А сайт по Вашей ссылке какой-то странный:
---------------------------------------------
Слово на букву с. Сосать (6 букв)
Синонимы:
Всасывать Загружать Набирать Скачивать Сливать
----------------------------------------------
Позабавился еще кое с чем - несерьезно все это выглядит.

А по стиху - не помню, писал я или нет. На странице стиха числится 12 рец, но отображается только 11. Одна удалена. Возможно моя.
:-)
Не раз сталкивался - просят рецензию, а потом стирают.
Ну а стих - не стоит того, чтобы о нем печалиться.
:-)
С уважением

Тимофей Бондаренко   21.05.2017 14:58   Заявить о нарушении
Насчёт «очень уж далеко ушли по семантике» - верю Вам… Возможно, так и есть: далёкие родственники, но не однокоренные.

Насчёт стиха. Я свидетель: Вашей рецензии не было. Я даже помню, что Вы раньше заходили, но отзыв не оставили. Мила не из тех авторов, кто удаляет рецензии.
«Ну а стих - не стоит того, чтобы о нем печалиться.» - вот и скажите это автору – кратенько, пусть порадуется… :-)
Правда, Мила сейчас редко бывает в интернете, но когда появится, обязательно Вам ответит.
Мне, кстати, тоже интересно, что именно Вы скажете.

С уважением, -

Андрей Владимирович Медведев   21.05.2017 15:30   Заявить о нарушении
Тот автор, не тот, но одна рецензия удалена...
Кстати на указанном Вами сайте нашел интересный синоним
---------------------------------------------------------
Слово на букву п. Полотенце (9 букв)
Это слово является частичным синонимом для следующих слов:
Ширинка
---------------------------------------------------------
:-)
С уважением

Тимофей Бондаренко   21.05.2017 22:37   Заявить о нарушении
"но одна рецензия удалена..."
Тимофей, Вы меня вынуждаете говорить о технических возможностях нашего сервера, а мне бы не хотелось это делать под рецензией.
Ну хорошо. 1) одной рецензии нет, потому что её удалил автор рецензии, либо страницу рецензента заблокировали. 2) на Вашей странице тоже нет рецензии, значит, Вы её не писали!

А ширинка это ещё и полотенце. Неужели не знали? Или хотели меня подловить? Я это давно знаю.

С уважением, -

Андрей Владимирович Медведев   22.05.2017 01:38   Заявить о нарушении
Не знал.
В некоторых словарях этого значения нет (напр. у Ожегова), в других помечено как устаревшее. В современных текстах в таком значении не встречал. И в корпусе русского языка в таком значении отмечена только в старых текстах.
Так что рекомендовать такой синоним - весьма экстравагантно.
Типа "он погрузил лицо в ширинку..."
:-)
С уважением

Тимофей Бондаренко   22.05.2017 18:40   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Тимофей! )
На самом деле, отсутствие рецензии не повод для печали.
А стихотворение у меня нормальное, разумеется, не без огрехов,
но нормальное. А придраться можно к любому, начиная с Пастернака и его "Свечи..."
и заканчивая самим Пушкиным.
Кстати, под Вашим стихотворением "Пушкин-2" отсутствуют две рецензии.
Делаем выводы? ))

П.С. Извини, Андрей

Мила Доброван   31.05.2017 10:18   Заявить о нарушении
Некоторые замечания навскидку:
1.Неверное ударение "протОрен", верно - проторён.
2. "Ли жалости" - на слух однознаяно слышится "лежалости", да ещё и рифма с "задежалости".
3. Стихи стопорятся на неорганично притянутой внутренней пифме, поэтому плохо звучат, и сразу же эта внутренняя рифма бросается в глаза инородным образованием, как красная тряпка в скромной теме, а Бондаренко пишет: "И конкретно о данном виде "комбинаторики" - эти вещи совершенно неощутимы на слух и представляют собой чисто зрительные игры, а стихи все же "речь звучащая".
4. Строки имеют нелогичность: "Хотел удивить. да и сам удивиться, и в лица... ", которая создана для притягивания внутренней рифмы, но рифмы лежащей на поверхности и поэтому неинтересной (или для создания эффекта неожиданного поворота мысли, как в детективах?). Если бы эта внутренняя рифма была находкой, то ещё можно было бы оправдывать акцент на ней.
5. Слишком много ничего не значащих слов-паразитов, употреблённых для сохранения размера: "да и...", "так...", снова и снова "так...". Неплохо было бы стремиться, чтобы стихи были концентратом мысли, как им и положено, а не водным её разведением, ведь в противном случае эффективнее проза.
6. Рифма "Коров спасти- пропасти" крайне топорна, вслушайтесь в неё сами, хоть и похвально стремление с составным рифмам.
7. Здесь, видимо, опечатка, пропущен предлог "в": "Им больно, не морге ведь".

Ким Смирганд   31.05.2017 14:44   Заявить о нарушении
Извините, саму дискуссию не прочла...

Ким Смирганд   31.05.2017 14:55   Заявить о нарушении
Ким

Спасибо за замечания, хотя и не со всем соглашусь.
И вообще-то, я Вам предлагал прокомментировать другое.
"Неплохо было бы стремиться, чтобы стихи были концентратом мысли"
Не бесспорно само по себе, а после знакомства с кое-чьими стихами звучит не очень убедительно.
:-)
С уважением

Тимофей Бондаренко   31.05.2017 15:05   Заявить о нарушении
Спасибо Вам!

Ким Смирганд   31.05.2017 17:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.