В НОЧИ
Солнце грохнулось за лес,
Как с телеги колесо.
Звёзды падали с небес,
К нам в порожнее ведро.
Ветерок подмёл мне путь,
Словно поясок тропа.
Я хочу понять здесь суть,
Когда улица слепа.
Обошёл я всё пешком,
В ушах звон и нож в руке.
В этом городе пустом,
На крыльце сидел в тоске.
(Анатолий Котов)
Свидетельство о публикации №117042704069
Первая строфа:
Солнце грохнулось за лес, Как с телеги колесо. Звёзды падали с небес, К нам в порожнее ведро.
Здесь начинается описание заката и наступления ночи. Образы очень яркие и метафоричные:
“Солнце грохнулось за лес”: “Грохнулось” – глагол, передающий резкость, внезапность, возможно, даже тяжесть заката. Это не плавное угасание, а скорее стремительное исчезновение.
“Как с телеги колесо”: Это сравнение подчеркивает внезапность и, возможно, некоторую неуклюжесть падения солнца. Колесо, сорвавшееся с телеги, – это что-то неожиданное, нарушающее привычный ход вещей.
“Звёзды падали с небес”: Это поэтическое преувеличение, которое передает ощущение обилия звезд, их яркого мерцания. “Падали” может также намекать на их кажущееся движение или на ощущение, что они как будто срываются вниз.
“К нам в порожнее ведро”: Образ “порожнего ведра” очень интересен. Он может символизировать пустоту, ожидание, или же, наоборот, готовность принять что-то новое. Звезды, падающие в ведро, – это как будто небесные послания, которые приземляются рядом, становятся доступными. Это может быть метафорой принятия чего-то важного, чего-то, что приходит извне.
Вторая строфа:
Ветерок подмёл мне путь, Словно поясок тропа. Я хочу понять здесь суть, Когда улица слепа.
Эта строфа переносит нас от внешних образов природы к внутреннему состоянию лирического героя и его попыткам осмыслить происходящее:
“Ветерок подмёл мне путь”: Ветер здесь выступает как некий помощник, направляющий, очищающий. Он делает путь более легким, приятным.
“Словно поясок тропа”: Сравнение тропы с пояском подчеркивает ее извилистость, узость, а также, возможно, ощущение привязанности или направленности. Тропа, как пояс, обхватывает пространство.
“Я хочу понять здесь суть”: Это прямое выражение желания разобраться, найти смысл в происходящем, в этой ночной атмосфере.
“Когда улица слепа”: “Слепая улица” – это мощный образ. Улица, лишенная света, теряет свою привычную функцию ориентации, становится непонятной, таинственной. Это состояние, когда видимое не дает ответов, и нужно искать ответы внутри себя или в чем-то другом.
Третья строфа:
Суетлива стала ночь, В ушах звон и нож в руке. Корешей прогнал всех проч, На крыльце сидел в тоске.
Эта строфа резко меняет тон и настроение, добавляя напряженности и меланхолии:
“Суетлива стала ночь”: Парадоксальное утверждение. Ночь обычно ассоциируется со спокойствием, тишиной. “Суетлива” же говорит о внутреннем беспокойстве, о том, что даже в тишине есть свое движение, но оно не успокаивает.
“В ушах звон и нож в руке”: Эти образы передают состояние тревоги, опасности, возможно, внутреннего конфликта. “Звон в ушах” может быть следствием нервного напряжения, а “нож в руке” – символом готовности к обороне или агрессии, либо же метафорой душевной боли, острых переживаний.
“Корешей прогнал всех проч”: “Кореша” – разговорное слово, обозначающее близких друзей, приятелей. Герой отвергает общение, предпочитая одиночество. Это может быть следствием его внутреннего состояния, когда он не хочет делиться своей болью или, наоборот, не может быть понят.
“На крыльце сидел в тоске”: Финальный аккорд строфы – это явное выражение грусти, печали, уныния. Сидение на крыльце, на пороге, символизирует некоторую отстраненность, пребывание между внутренним миром и внешним, но в данном случае – погруженность в собственную тоску.
Общее впечатление:
Стихотворение “В НОЧИ” – это зарисовка ночного состояния, которое переходит от внешней красоты и таинственности к внутреннему напряжению и печали. Автор использует яркие, порой неожиданные образы, чтобы передать свои переживания. Ночь здесь не просто время суток, а состояние души, в котором лирический герой ищет смысл, но сталкивается с тревогой и одиночеством.
Можно предположить, что стихотворение отражает момент внутренней борьбы, когда внешние обстоятельства (ночь, тишина) контрастируют с бурными внутренними переживаниями. Герой пытается найти ответы, но в итоге остается наедине со своей тоской.
Котов Анатолий Александрович 06.11.2025 10:35 Заявить о нарушении
