Рассказ матери

ВОЙНА

Как только началась война 22 июня 1941 года, сразу начали призывать мужиков на фронт.  У нас в далёкой сибирской деревне первыми забрали шоферов. Это было в конце июня 1941 года, а в первых числах июля начался сенокос. В первую очередь сено заготавливали для колхоза, а уж потом для своего домашнего скота. На заготовку сена в основном ходили пешком за 3-5 километров до покосов.           В тот памятный день мы с подругой Матрёной, придя на покос, получили задание от бригадира выкосить несколько небольших пустошей среди редкого кустарника и берёзового леса. Бригадир отъехал, а мы сразу же приступили к работе. Были молодые, сильные, работали в радость, но где то глубоко в душе таилась тревога за своих мужей, страх за эту проклятую войну, страх неизвестности за будущее.
Мне было 27 лет, а у нас с Игнашей уже было трое детей. Он работал кузнецом. Как пошёл с 14-ти лет в кузницу молотобойцем, так и прикипел там, но работал уже самостоятельно. Такие вещи творил из металла, залюбуешься. Все сельчане шли к нему с хозяйскими просьбами и он никому не отказывал.
Косили мы с Матрёной уже часа два не меньше, и вдруг слышим, бригадир кричит нам: "Дуняшка! Матрёна! Куда вы запропастились!?" А мы косим, но сами за кусты прячемся, думаем, что бригадир хочет дать нам дополнительное задание, а нам бы с этим до вечера справиться, да ещё домой пешком идти сколько, а там дети ждут дома. Всё-таки он нас нашёл, подъехал на ходке, остановил коня и говорит с досадой: "Что же вы - дурёхи прячетесь!? Ваших мужей на фронт забрали, увезли в Большеречье, там баржами в Омск отправлять будут и на фронт! Что стоите, как очумелые!? Берите мой ходок и скорее в Большеречье! Может быть успеете ещё проститься!" Мы быстро запрыгнули на ходок и погнали коня в деревню. Дома, торопливо собрали, какие могли, котомки для наших мужей и поехали прямиком в Большеречье, а это 25 километров от нашей деревни.
Подъехали к Иртышу, к пристани, а там народу тьма. Кто плачет, кто голосит, кто кричит что то. На Иртыше стоят баржи, а на них уже полно мужиков с котомками. Много военных и один из них ходит по пристани с рупором и раздаёт команды. Мы с Матрёной решили, что он старший и начали пробиваться сквозь толпу к нему. С большим трудом нам это удалось, и мы быстро рассказали ему, что были на покосе, а мужиков наших забрали, что мы и не простились даже и хотим передать им кое какие вещи и продукты. Он пожалел нас и стал в рупор кричать: "Левин! Онопа! Подойдите ко мне, здесь ваши жены приехали попрощаться!" Смотрим, наши мужики с баржи к нам пробиваются, кричат и машут нам руками.
Прощанье было не долгим. Прозвучала команда всем мобилизованным грузиться на баржу, и мы расстались. Когда уже баржа тронулась и стала отходить от пристани, Игнаша мой всё время кричал мне: "Дуняшка! Я тебя очень прошу, береги детей! Только береги детей! Всё продай! С меня всё продай! Только не мори детей голодом! Вернусь живым, всё наживём заново, только не мори детей! Береги! Себя береги и детей!!!
Вот так мы и простились на долгие 4 года неизвестности и тревоги, надежды и ожидания.

ПОБЕДА
В начале мая 1945 года мы, деревенские женщины, работали в лесу на заготовке дров. Вечером пешком возвращались домой усталые. Шли молча. Каждый думал о своём. Вышли на опушку леса, от которой до самой деревни около двух километров тянулось не паханое поле, так называемый прогон, по которому гоняли скот на лесные пастбища, ходили и ездили на подводах люди на сенокос, заготовку дров, по грибы и ягоды.
И вдруг видим на другом конце прогона, у самой деревни пестреет множество детских фигурок, целое полчище и волной катиться в нашу сторону всё ближе и ближе! Женщины настороженно приостановились, а потом из последних сил ускорили шаг навстречу детям, даже некоторые побежали, предчувствуя что то волнующее, необычное! И вот детская волна с криками: " Мама! Мама! Мамка! Война кончилась! Победа!" нахлынула и смешалась с нами в один людской круговорот. " Откуда вы узнали? Кто вам сказал?" - спрашиваем мы ребятишек, а они протягивают нам листовки и кричат:" Вот самолёт летал и бумажки разбрасывал, а в них написано, что война закончилась! Мы победили!!!»
Женщины обнимались между собой, обнимали своих детей, плакали от счастья те, у которых мужья остались живыми, рыдали и голосили те, кто уже получил похоронки на своих любимых и близких. Счастье для одних и горе для других, взрослые, дети, подростки, листовки, плачь и рыдания - всё перемешалось среди этого огромного поля над бездонным тёплым майским небом!

Николай Левин                25 апреля 2017 года


Рецензии