Има Сумак
Памяти Бориса Петрова
Разнесся слух о приезде в Москву Имы Сумак, перуанского соловья, которая брала четыре с половиной октавы. Она собиралась дать два концерта в Москве и один в Киеве.
Я не очень интересовался вокалом и понимал, что на такие концерты может попасть лишь один бомонд.
И вот нате вам.
Однажды ночью, часов около двенадцати, в стенку нашей квартиры постучали.
Звонка у нас не было. Жили мы в двухкомнатной квартире вместе с ещё одной семьей из четырех человек, поэтому в дверь не стучали, чтобы не будить соседей.
Я открыл дверь. На пороге стоял взъерошенный Борис Петров, который учился на один год старше меня и довольно часто заходил в гости, хотя и жил достаточно далеко. В то время он был уже студентом, а я работал на заводе.
У нас не было принято разговаривать на пороге и, чтобы не будить спящих родителей, мы прошли на кухню и во время ночного чаепития, Борис рассказал мне о своём посещении концерта экзотической певицы, а потом спросил, не хочу ли я завтра, т.е. уже сегодня попасть на её выступление.
Он, оживленно жестикулируя и захлёбываясь словами, сказал, что попробовать пройти с большой долей вероятности можно и нужно. Другого такого случая не будет никогда. И он рассказал, что нужно делать.
А делать нужно было вот что.
Концерты проходили в здании филармонии, что на площади Маяковского, и начинались в девятнадцать часов. Нужно было пройти в здание примерно в половине шестого и продержаться там до начала концерта. Входить надо было не со стороны Садового кольца, т.е. где входит публика, а со стороны улицы Горького (теперь Тверской) в служебный вход и там же раздеться в служебной раздевалке, а потом подняться на третий этаж и где ни будь затаиться.
Далее, после начала концерта, подойти к двери, на которой написано "Пожарная охрана" и идти туда. На самом деле за этой вывеской располагалась служебная ложа.
- Там будет стоять старушка,- инструктировал Борис,- возьми для неё десять рублей, билеты стоят значительно дороже и достать их практически невозможно. И на всякий случай, если кто спросит, что ты там делаешь, отвечай, что идешь в комнату номер 309, в которой принимают заявки от организаций на проведение выездных концертов.
Я был около филармонии около пяти вечера и правильно сделал, так как примерно через полчаса здание уже было оцеплено милицией, в том числе и конной.
На удивленный вопрос гардеробщицы, куда это я собираюсь в конце рабочего дня, я бойко ответил, что мне нужно сдать заявку в 309-ю комнату.
Ответ её удовлетворил, и она повесила мой китайский плащик у самой стойки, сказав, что номерка не даст, так как не намерена ждать меня позже шести вечера.
Я поднялся на третий этаж, прошелся по пустынным уже коридорам и, выбрав себе затаённое место в конце коридора на широком подоконнике, стал читать взятую с собой по такому случаю книжку.
Всё шло хорошо до тех пор, пока не появилась уборщица, чьи инструменты располагались, как оказалось, в непосредственной близости от моего убежища.
Рискуя быть обнаруженным, я, спрятав книжку, вышел из своего убежища и, растерянно озираясь, пошел прямо на уборщицу. Та встрепенулась:
- Вы что тут потеряли, молодой человек?- она настороженно рассматривала меня.
- Да вот заплутал, ищу 309-ю комнату, заявку надо отдать,- заученно ответил я.
- Так это в другом конце коридора, милок, вон там, с левой стороны.
Я пошел в указанном направлении, а уборщица, заподозрив что-то, пошла за мной шагах в десяти.
- Эдак дело не пойдет,- подумал я, и, не доходя нескольких шагов до триста девятой комнаты, юркнул в мужской туалет.
Уборщица, потеряв меня из виду, прибавила шагу и вошла в нужную мне комнату.
- А, я так и знала,- раздался её голос,- я так и знала, что он безбилетник и никакой заявки оставлять не собирался.
Раздался оживлённый женский разговор, и, хотя слов я не разбирал, не трудно было догадаться, о чём шла речь.
Надо было что-то делать. Даже мужской туалет не казался мне надёжным укрытием.
Я открыл дверь и демонстративно стал причёсываться и во - время, так как уборщица уже решительно направлялась в мою сторону.
Она замерла. Я спокойно прошел мимо неё и вошел в нужную мне будто бы комнату. Поздоровавшись и представившись представителем комсомольской организации нашего завода "Звезда", я стал выяснять организационные и финансовые вопросы организации выездного концерта. Работницы филармонии достаточно любезно рассказали мне о порядке оформления заявок, дали бланк заказа и просветили о финансовых вопросах.
Уборщица тем временем ушла. Я поблагодарил, вежливо попрощался, вышел из комнаты и снова пробрался в облюбованный ранее уголок, справедливо подумав, что свой инструмент уборщица уже взяла.
Так оно и оказалось.
Время шло. В лестничных пролётах раздавались звуки настраиваемых инструментов. Потом всё затихло, и через некоторое время раздался шквал аплодисментов. Концерт начался.
Настала пора искать дверь "Пожарной охраны". Это не составило труда. Я потянут за ручку и... вместо старушки-билитёрши на меня вывалился габаритный мужчина с задумчивыми глазами. За его спиной я успел разглядеть рад стульев, тесно прижатых друг к другу и буквально унизанных людьми, явно не в пожарной форме.
- Тебе чего?
- Можно я тут постою, послушаю?- от неожиданности я совсем забыл о припасённой десятке.
- Стой, если хочешь.
Прошло ещё два номера.
- Не устал?- мужчина дружелюбно обратился ко мне, - постой ещё немного, я тебе попробую стул принести,- и он куда-то ушел.
Начался следующий номер и тут меня довольно резко ударили по плечу.
- Ты что тут делаешь?- противным скрипучим голосом спросила меня неизвестно откуда взявшаяся дама неопределенных лет в строгом костюме.
В это время за её спиной появился мужчина со стулом, но, увидев даму, он проворно поставил стул за колонну и быстро подошел к нам.
- А Вы где шатаетесь?- напустилась на него женщина,- вот тут какие-то проходимцы болтаются, а Вас и не сыщешь?!
- Так, я, Алевтина Капитоновна, в туалет, буквально на минуту отлучился, в начале концерта тут никого не было.
- Быстро сматывайся отсюда,- это она мне,- и чтоб духу твоего не было, а то милицию вызову.
Я поплелся вниз. Дама меня не преследовала, а прошла в ложу.
Концерт продолжался. Я остановился на лестничной клетке и решил хоть как-то дослушать.
Мир оказался не без добрых людей. Неслышными шагами ко мне подошла достаточно пожилая женщина и с участием в голосе спросила:
- Студент, что-ли?
- Студент,- ответил я.
- Давай-ка я тебя провожу кое-куда, где можно будет послушать, но не обессудь, сидеть вряд ли придется.
И она повела меня по каким-то переходам дальше и дальше от сцены, так что голоса уже не было слышно.
- Мы сейчас пройдем через приёмную директора, там секретарша, я скажу ей, что ты из радио, аппаратуру проверяешь, а ты лучше молчи.
Войдя в приёмную, я действительно увидел секретаршу, довольно молодую особу с совершенно непонятного цвета волосами, уложенными в какую-то немыслимую для меня причёску.
Она недоумённо вскинула брови.
- Это с радио, пришел аппаратуру проверить.
Секретарша, не удостоив нас взглядом, молча подошла к двери напротив входа в кабинет и, повернув ключ, распахнула её. Мы прошли и оказались там, куда попадает вся публика, купившая билеты.
- Теперь давай наверх, там, на галёрке пристроишься как-нибудь,- и моя провожатая подтолкнула меня в спину.
Я бросился наверх. Остаток первого отделения я простоял в третьем или четвёртом ряду публики на галёрке и ничего не видел на сцене.
Слышно, правда, было хорошо.
В антракте, когда значительная часть народа устремилась в буфеты, я, подойдя к барьерчику, стал внимательно рассматривать помещение, в котором до этого никогда не был, и увидел прямо над сценой маленькую ложу, в которой никого не было.
Дальше, как говорится, дело техники. Спустившись в бельэтаж, я на глазах немногих зрителей, не покинувших своих мест в антракте, перелез через барьерчик и уселся в углу ложи, чтобы не мозолить глаза, а когда началось второе отделение, чувствовал себя уже полноправным хозяином ложи. До конца концерта в неё так никто и не пришел.
Во время перерывов с аплодисментами, я обнаружил, что в ложе имеются две двери, одна из которых оказалась запертой, вторая приоткрывалась, но куда она вела я определить не мог.
Концерт окончился. Зал рукоплескал. Браво и бис сливались в нестройную какофонию, а мне было не до эмоций, надо было выбраться из ложи и попытаться получить свой китайский плащик.
Я решил выйти через ту дверь, которая открывалась, и к моему изумлению по небольшой лесенке я попал прямо на сцену, за кулисы, где в это время отходила раскрасневшаяся и потная Има.
Все присутствовавшие опешили, я тоже вначале растерялся, но потом, решив, что была, не была, вытащил из кармана пиджака авторучку и, протянув певице программку, промямлил что-то насчет автографа. Она как-то странно посмотрела на окружающих её наших сотрудников, но программку взяла и, расписавшись на ней, отдала мне. Я быстро-быстро выскочил в фойе и стал пробираться к выходу, соображая как же мне попасть к служебному гардеробу, вход в который через приёмную директора был явно для меня закрыт. И тут я вдруг услышал уже знакомый противный скрипучий голос:
- А ты всё тут?
Рядом стояла дама, выгнавшая меня из "Пожарной охраны".
- Да,- гордо сказал я,- вот, автограф получил.
- Ну-ка дай-ка сюда.
Я прижал программку к груди и всем своим видом показал, что отобрать программку с автографом можно будет только с трупа.
- Ладно, смилостивилась она,- уж если ты такой проходимец, пусть на память останется. Она отошла от меня, но я решил воспользоваться наступившей добротой.
- Скажите, пожалуйста, как бы мне в служебный гардероб пройти, у меня плащ там остался.
Она хмыкнула.
- Иди за мной.
Я взял свой плащ и уже около двенадцати ночи был дома.
А концерт в Киеве не состоялся, так как гастролерша голос сорвала.
Свидетельство о публикации №117042503183