Разведчики не умирают. Деду своему посвящаю

Огненные сороковые - роковые не обошли стороной не одну семью и в каждой своя история, потери, беззаветная надежда ожидания чуда остаться в живых и одна на всех Победа. Снова и снова память рисует картины воспоминаний про деда моего,  Новосёлова Василия Павловича, о Великой Отечественной и по щеке катятся слёзы. То ли тоска по своему деду, ведь его безумно любила я, заставляет меня снова и снова перебирать всё сказанные им когда – то, то ли наступающее и тревожащее душу девятое мая, но так или иначе, а молчать невозможно и память эхом и болью отзывается в душе сквозь года.
         - Деда, а расскажи как ты воевал, а почему у тебя пальцев нет на руке, деда? А почему ты заикаешься? – спрашивала я у него в свои семь лет.  Деда промолчит про контузию и остальные ранения, немного подумает, спросит про таблицу умножения, которую мы учили на летних каникулах, обязательно проверит мои знания по математике и если мы не ехали с ним на рыбалку ловить карасей, то начнёт свой рассказ, растроганный моим искренним  любопытством.
Вырос мой деда  в селе Рождественка Увельского района Челябинской области, там и прошло его детство, юность. Целыми днями черноголовый сельский мальчишка пропадал вместе с отцом в МТС у сельскохозяйственных машин. Помогал отцу : где смажет колесо, где подвернёт болт. Когда деду исполнилось пятнадцать лет, отец сильно заболел. И как самый старший в семье, сел за рычаги трактора. Война сорок первого застала моего деда в поле. Убрал он с селянами урожай, а в марте 1942 года из Увельского райвоенкомата пришла повестка и вместе со своими земляками он ушёл воевать. В короткий срок освоил специальность стрелка ручного пулемёта и рядового Новосёлова зачислили бойцом в сто семьдесят первый стрелковый полк – пулемётчиком. В ночь на 16 апреля 1944 года полк стоял в обороне, шли бои, а ещё часто приходилось наблюдать за действиями фашистов из блиндажа и траншей. Две группы бесшумно двинулись в сторону расположения врага, миновали лес и одна осталась для прикрытия. Красноармеец Новосёлов участвуя в захвате пленных вблизи деревни Севастеево Пустошкинского района Калининской области, первый, преодолев проволочное заграждение немцев мгновенным броском ворвался в траншею противника и забросал его гранатами, уничтожив фашистов и захватив при этом немецкого унтер – офицера. Кроме того, он сумел не подпустить противников к запасному пулемёту и обеспечил тем самым успешный исход операции по захвату пленного, оружия и документов противника, который успел выстрелить в него из пистолета…
         Весной сорок четвёртого мой дед стоял с напарником в дозоре. День был очень тихий и наблюдая в бинокль, бойцы заметили, как на противоположной стороне трое немцев, разобрав пулемёт, чистили его узлы и детали. Не раздумывая бойцы подбежали к траншее и мой дед уничтожил двоих немцев, а третьего захватили в плен. Показания, который дал пленный на допросе, помогли нашему командованию в дальнейшем ходе боевых действий. А позднее в приказе от имени Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик, за образцовое выполнение заданий командования на фронте с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество по сто семьдесят первой стрелковой дивизии второго Прибалтийского фронта, -  наградить орденом “Славы” третьей степени Новосёлова Василия Павловича и присвоить звание сержанта.
         Зимой того же года под Великими Луками немцы вблизи своего расположения, сделали завалы из пеньков и брёвен высотой более двух метров. Сколько не пытались разведчики взять “языка”, всё было безуспешно, многие не вернулись. Начальник штаба решил лично возглавить группу, в которую входило двадцать пять лучших разведчиков. Они вышли победителями, но дед мой был ранен в этом бою осколком в ногу, но раненый, он всё – таки доставил в штаб полка “языка”. Так, к награде за героизм и мужество в бою, прибавилась вторая – орден Красной Звезды.
В конце 1944 года в одном из наступлений наших войск немцы заняли оборону в три линии. Прорвав первую линию, разведчики продвинулись вперёд и вдруг появились немецкие танки. Не успел сержант Новосёлов бросить гранату, как попал под танк. Сутки он пролежал на поле боя, истекая кровью. И только на следующий день танк сдвинули с места и когда он отъехал, то между гусеницами оказался сержант Новосёлов, которого почти совсем завалило землей. Наши бойцы откопали его под танком и в бессознательном состоянии доставили в ближайший госпиталь, а через два месяца военврач сказал ему :
- Ну, Новосёлов, чудом ты остался жив. Еле выходили. А он ответил тогда пожилому врачу :
- Разведчики не умирают.
         После госпиталя мой дед в составе запасного артиллерийско – зенитного полка освобождал Польшу, Венгрию, Чехословакию и Вену и медали пополнили список наград.  И наверное, нельзя не сказать ещё об одном счастливом для моего деда случае. О нём он часто вспоминал, показывая мне изувеченную награду. Дело в том, что в одной из освободительных операций пуля противника целилась прямо в самое сердце, а вот попала в орден Красной Звезды. Так, совершённый ранее подвиг в виде Красной Звезды подарил моему деду билет в мирную жизнь.  День Победы он встретил в Германии, где продолжал службу до 1945 года.
Демобилизовавшись, он возвратился в родную Рождественку и не успел застать в живых своего отца, который скончался перед его приездом. Немного отдохнув и оглянувшись по сторонам встретил он в соседнем селе Марково на сельских вечёрках мою бабулю и поехали они жить в райцентр, строить мирную жизнь, но это уже совсем другая история.


Рецензии