Имитация жемчуга

     Ничто так не вредит наблюдениям, как заготовленное наперед понятие о вещах и людях: это сито для сортировки жемчужин пропускает только известной величины и круглоты перлы.
Александр Александрович Бестужев-Марлинский, российский прозаик, критик, поэт, декабрист, убит в стычке с горцами 1797 - 1837. Из письма к Н. А. Полевому, 28 мая 1831 год.


Жемчуг в прозе и поэзии...
Анна-Мария Кёр

     О жемчуге написано немало историй. Жемчуг фаворит в мире моды. Сегодня жемчуг стал фаворитом в мире творчества, в мире прозы и поэзии. Этот мир белого, розового, красного,… чёрного жемчуга. В этом мире культивируется авторская жемчужина. И у каждого автора индивидуальный подход к её созданию. Виртуальный жемчуг создаётся под воздействием Вдохновения. А процесс его создания это формирование мысли. Кто-то создаёт его имитацию.
     А, кто-то создаёт нежный, хрупкий, изящный жемчуг в прозе и поэзии. Такого жемчуга мало, как и в природе. Это особенный жемчуг, он для ценителей, для избранных. Для тех, кто видит красоту этого мира, для тех, кто умеет вдохновлять к самому Главному …
Анна-Мария Кёр


Имитация жемчуга
Галанин Сергей Ильич

Различные способы имитации жемчуга

     Высокая ценность жемчуга вызвала к жизни всевозможные его подделки и имитации. Порой фальшивый жемчуг является лишь слабым подобием природного, и его искусственная природа понятна даже неспециалисту. Однако чаще всего исполнение подделок достаточно искусно, поэтому их трудно отличать от оригинала.
     Впервые поддельные жемчуга появились в Венеции еще в начале XVI века. В 1656 году французский монах Жакен использовал для изготовления искусственных жемчужин пигмент, полученный из серебристой чешуи мелких пресноводных рыбёшек – уклеек. Жакен отделял от рыбной чешуи хлопья серебристого органического вещества и смешивал их с соответствующим связующим веществом, получая перламутровую краску. Этой краской, положенной густым слоем, монах покрывал алебастровые и восковые шарики.
     В конце XIX века французская фирма «Бургильон», пользуясь методом Жакена, наладила промышленное производство поддельного жемчуга.
     Все существующие на сегодняшний день способы получения ненастоящего жемчуга сводятся к двум технологиям. Это получение полых жемчужин (1 сорт) и сплошных (2 сорт). Оба способа имеют богатую историю и восходят к XVII веку.
     В основе первого способа лежит использование полых шариков, получаемых из легкоплавкого стекла. Выдувая воздух в тестообразное стекло через трубку подходящего размера, получают шарики, чаще неправильной формы, похожие на настоящие жемчужины. В момент появления техники и некоторое время спустя на внутреннюю поверхность этих шариков сначала наносили клей, а затем загоняли в их внутреннюю полость ртуть. Позже стали использовать менее опасный пигмент, изготавливаемый из серебристой чешуи мелких речных рыбёшек – уклеек.
     Для получения одного литра перламутрового пигмента требовалось два миллиона уклеек. Позднее стали использовать чешую норвежской сельди, плотвы, леща, отличающуюся особым блеском и клейкостью. После высыхания пигмента окрашенную полость шарика заполняют горячим воском. Иногда вместо воска используют песок.
     Для получения сплошных поддельных жемчужин используются самые различные материалы. Стеклянные шарики отливают из опаловидного или обычного стекла, покрывая затем перламутровым лаком. В стеклянных подделках, как правило, имеются пузырьки воздуха. Рассматривая края просверленного в жемчужине отверстия, видно, как разрушается слой лака или плёнка иного красящего состава, обнажая при этом стеклянное ядро. Всемирную известность ныне приобрели стеклянные имитации, производимые в большом количестве в Чехии.
     Молочно-белая или подкрашенная в розовый цвет пластмасса сегодня является одним из самых дешёвых имитационных материалов. После штамповки шариков их неоднократно покрывают перламутровым лаком. Отличить «чудо» рук человеческих несложно: по весу, по кромке отверстия, по прыгучести, по гладкости поверхности и по другим признакам.
     Нередко материалом для плотных шариков служило минеральное сырьё. Классической имитацией стали алебастровые шарики, пропитанные горячим воском, а затем покрытые жемчужным лаком или жемчужной глазурью. Глазурь получают, соскабливая с внутренней стороны раковины перламутр, перетирая его в порошок и, после неоднократной промывки водой, перемешивая с рыбным клеем.
     Прежде чем покрыть миниатюрную шаровидную основу специфическим лаком, её обычно предварительно грунтуют. Для этого используют коллаген, получаемый из плавательного пузыря или чешуи осетровых рыб, предварительно обезжиренных 2%-ным раствором соляной кислоты. Полученное сырьё промокают полотняной тряпкой, загружают в воду (пятьдесят граммов на литр) и доводят до температуры не более 70°С. В полученную таким образом грунтовку засыпают горошины, после чего достают из раствора и подсушивают. В завершение покрывают шарики жемчужным лаком.
     Основу лака (эссенции) составляют: жемчужный пат (смесь пигмента чешуи рыб с нитроцеллюлозным лаком), ацетон (или грушевая эссенция) и белый прозрачный целлулоид. В ста миллилитрах ацетона в герметически закрытом сосуде сначала растворяют 20–25 граммов прозрачного целлулоида, а потом 3–5 граммов жемчужного пата. Спустя 24 часа лаком можно пользоваться. Загрунтованную жемчужную основу покрывают эссенцией и дают ей высохнуть. В случае появления на изделии пятнистого налёта, последний смывают ацетоном, а затем изделие окрашивают вновь.
     Некоторые используемые для изготовления поддельного жемчуга материалы требуют только вытачивания. Это белый, шелковистый, полупрозрачный минерал селенит (разновидность гипса), имитирующий чёрный жемчуг-гематит, который заметно тяжелее природного перла.
     Существуют также и экзотические способы получения ненастоящего жемчуга. Один из них заключается в покрытии глиняных шариков распыленным порошком прокаленного минерала мусковита (разновидность слюды).
     Для получения поддельного жемчуга нередко обращались к его собрату по среде возникновения – кораллу. Из светло-розового коралла вырезали шарики. Под микроскопом на таких шариках хорошо видна характерная коралловая структура. Известны также успешные попытки получения поддельных жемчужных бусинок из растёртого в порошок розового коралла, который прессовали при высокой температуре в специальных формах.
     Естественно, что родственный жемчугу перламутр также использовался как исходное сырьё. Вырезание горошин из утолщённой части перламутровых раковин было излюбленным приёмом подделки жемчуга у индейцев Америки.
     Наконец, имитации жемчуга прекрасного качества получают из рыбьей чешуи, которую растворяют в одном из нефтепродуктов, после чего в смесь вводят жемчужный пат. Производят подобный самоцвет на средиземноморском острове Мальорка (Балеарские острова).
     Среди уникальных способов сотворения самоцвета – вырезание шариков из зубов ныне практически вымершей морской коровы-дюгоня.

Отличие натурального жемчуга от искусственно выращенного

     Внешний вид природного и культивированного жемчуга одинаков, поэтому их трудно отличить. Иногда диагностическим признаком может служить плотность, так как у большинства культивированных жемчужин она превышает 2,73 г/см3, а у природного жемчуга она часто ниже этого показателя. Иногда помочь может исследование с помощью облучения. Например, при ультрафиолетовом облучении искусственно выращенный жемчуг обычно проявляет желтоватую люминесценцию, в рентгеновских лучах – зеленоватую. С уверенностью различить природный и культивированный жемчуг возможно путём проверки внутренней структуры. У природного жемчуга концентрически-зональное строение, культивированные жемчужины имеют иную структуру, в том числе зависимую от вида ядра
    Специалисты листы используют приборы такие, как эндоскоп, с помощью которых вдоль просверленного отверстия проверяется строение жемчужины. Эффективен метод просвечивания рентгеновскими лучами (метод рентгеновской дифраки и метод рентгеновской теневой картины). Их можно применять как к просверленным, так и к целым жемчужинам. У культивированных жемчужин этими методами одновременно определяется толщина природной жемчужной оболочки.

Названия имитаций жемчуга

     Вековые традиции получения искусственного жемчуга привели к появлению его устоявшихся названий, малопонятных непосвящённому человеку. Наиболее распространённые из них приводятся ниже.

Имитации жемчуга минерального происхождения

     Алебастровый (римский) – алебастровые шарики, покрытые иризирующим лаком.
     Атласский – сферические шарики, получаемые из белого волокнистого кальцита (гипса) с шелковистым блеском, отливом, добываемого в Камберленде (Великобритания).
     Гагатовый – гагатовая (сделанная из особой разновидности каменного угля) имитация жемчуга.
     Жиразолевый – самоцветы, изготавливаемые из опалов (благородный поделочный минерал).
     Чёрный – имитация жемчуга из хорошо отполированного минерала гематита.

Имитации жемчуга органического происхождения

     Антильский – изготавливается в основном во Франции из перламутра раковин моллюсков турбо и трохус.
     Дюгоневый – очень редкий вариант имитации жемчуга, особенно ценимый коллекционерами. Представляет собой шарики, выточенные из зубов морской коровы, обитавшей когда-то в Тихом океане.
     Индийский – искусственный жемчуг, изготавливаемый из слоя перламутра и связующих веществ.
     Композиционный – торговое название шариков, вырезанных из перламутрового слоя раковины.
     Коралловый – сферические или близкие к этой форме бусинки из белого или розового коралла.
     Микомо – искусственный жемчуг с ядром из перламутра, покрытый толстым слоем иризирующего пластика. Производится голландской фирмой Хомбург.
     Наутилус – сырьём для изготовления имитаций жемчуга служат поперечные секции раковины наутилуса.
     Такарский – ядром имитации является кусочек раковины двустворчатого моллюска, который затем покрывают перламутровым составом.
     Трохус – сферические бусинки, выточенные из раковины моллюска рода трохус.
     Шеба – шарики из перламутра, которые покрывают жемчужной эссенцией, полученной из перламутрового слоя раковин.

Имитации жемчуга искусственного происхождения

     Бургиньонский – полые стеклянные шарики, покрытые изнутри жемчужной эссенцией, затем заполненные смолой, застывшим воском, песком. Назван по месту выработки – городу Бургиньон (Франция).
     Де Мейснер – искусственный жемчуг, который начали изготавливать с 1930-х годов ХХ века из матового стекла.
     Лули (зеркальный жемчуг) – имитация самоцвета, известная уже в Античности. Представляет собой две стеклянные полусферы, между которыми находится слой серебра.
     Мальорка – шарики из стекла, пластика или фарфора, покрытые сверху жемчужной эссенцией.
     Парижский – дешёвая имитация жемчуга из белого матового стекла.
     Пинк – оригинальная имитация перла, выполненная из специального окрашенного стекла. Имеющиеся в шарике пузырьки ориентированы таким образом, что в совокупности напоминают пламя.
     Целлит – сырьём для изготовления бусинок является целлюлоза.

Природные жемчужеподобные образования

     Известковое вещество, из которого состоит жемчуг, способны вырабатывать и многие другие представители, как животного, так и растительного мира. Известковые фосфаты являются главной составляющей костей и зубов. Карбонаты слагают яичную скорлупу, раковину моллюсков.

     В кокосовых орехах, украшающих пальмовые деревья тропиков, встречается кокосовый или, как еще его называют, пальмовый жемчуг. Эти мелкие округлые арагонитовые образования успешно используются аборигенами для имитации самоцвета.
     Такие же округлые образования (конкреции) находят в междоузлиях бамбука. Правда, состав у них совершенно иной – кремнезёмистый. Опаловидные белые, голубовато-белые, просвечивающиеся или непрозрачные конкреции под названием бамбуковый жемчуг, или табашир, на сегодняшний день имеют исключительно коллекционное значение. В своё время они шли на изготовление красивых бус.
     Пещерный жемчуг – это округлые образования кальцита, изредка появляющиеся в карстовых пещерных водоёмах и протоках. Они имеют белый цвет, непрозрачны и чаще всего отличаются характерной шероховатой поверхностью.
     Костяной жемчуг представляет собой сферические образования, состоящие из концентрических слоёв дентина, который откладывается вокруг инородных тел, случайно попавших в пульпу слоновых бивней. Подобные находки иногда встречаются в Шри-Ланке. Они высоко ценятся, используются как культовые, магические предметы и являются желанным объектом для коллекционеров.
     Кошачий глаз – традиционное название напоминающей жемчуг роговой крышечки, закрывающей вход в раковину некоторых видов брюхоногих моллюсков. Как такового оптического эффекта кошачьего глаза у крышечек нет, но его имитирует цветное пятно круглой или овальной формы.
     Чёрный жемчуг был обнаружен на реке Аранка (северо-восток Южной Америки) на старых золотоносных полях. Такие так называемые жемчужины представляют собой комочки-стяжения глинистого вещества, покрытые концентрическими оболочками тёмно-бурых и чёрных окислов железа (гетита, лимонита).
     У многих сиговых и карповых рыб в брачный период на ороговевших участках кожи появляются хорошо заметные бугорки, получившие название жемчужной сыпи.
     Оолит – пещерный жемчуг. Пещерный жемчуг обязан своим появлением подземной воде. Неглубокий бассейн, находящийся где-то среди подземных пещер, питает падающая сверху струя воды. Журчащий поток, удерживая в себе во взвешенном состоянии песчинки, несёт их вниз. Если вода содержит достаточное количество кальция и её падение не слишком бурно, то песчинки, непрерывно крутясь в водовороте, постепенно обволакиваются осадком известняка. Твёрдый осадок, как броня, постепенно покрывает ядро. Зародившаяся так называемая жемчужина, непрерывно вращаясь, приобретает сферическую форму и чрезвычайную твёрдость. Начав с песчинки, оолит может вырасти до размеров голубиного яйца.
Кокосовый     Пещерный
     Эпитет «жемчужный», которым наделены ряд уральских пещер и гротов, связан с находками в них крупных пещерных жемчужин. Места нахождения всех оолитов – карстовые районы, полости горных выработок.
     Для всех каменных перлов (находки их достаточно редки) характерно, как и для жемчужин, наличие ядра, состоящего из кусочков известняка, зёрен кварца, комочков глины и даже остатков раковин моллюсков, косточек птиц, летучих мышей, обломков зубов грызунов. Концентрические слои пещерного жемчуга представлены кальцитом. Содержание его в таких отдельных жемчужеподобных образованиях достигает 97%. Число слоёв кальцита в крупных образцах составляет 180–200, в мелких же (диаметром 5–6 мм) оно не превышает 60–70.
     За рубежом значительные скопления подземного каменного жемчуга известны в Болгарии, Германии и Австралии.
Галанин Сергей Ильич

Галанин Сергей Ильич – доктор технических наук, профессор кафедры технологии художественной обработки материалов, художественного проектирования, искусств и технического сервиса Костромского государственного университета, профессор по специальности «техническая эстетика и дизайн», академик Российской Академии естественных наук (РАЕН), член-корреспондент Российской инженерной Академии (РИА), академик Академии технической эстетики и дизайна, член Союза дизайнеров Российской Федерации, заслуженный изобретатель Костромской области, кавалер орденов М. Перхина и Ф. Бирбаума мемориального фонда К. Фаберже, автор 22 патентов России и авторских свидетельств СССР, автор более 350 научных публикаций и книг, в том числе по ювелирным технологиям и дизайну.


Технологии многих веков показали, что жемчужную подделку можно сделать искусством с оригинальным дизайном, многообразием цветов, реалистичным блеском. Ценность искусственного жемчуга в том, что ювелиры могут программировать размер, форму и цвет бусин. Такой маленький жемчужный шарик, сыгравший свою роль в развитии мирового прогресса.


Немного о брендах современной бижутерии

Majorca pearls – майорика (майорка, мальорка), имя известной бижутерии испанского бренда и технологии, искусственно повторяющей процесс формирования жемчуга: перламутр, добываемый из пустых раковин и других органических объектов моря, измельчают в порошок; фарфоровые или стеклянные бусины погружают в перламутровую пудру, добавляют туда измельченную рыбную чешую, масло; в зависимости от желаемого оттенка в перламутровую консистенцию вмешивают те или иные красители; после каждого погружения в перламутр, бусины тщательно полируют; погружения повторяют 25-40 раз, пока украшение не приобретет совершенную текстуру, радужный перелив, насыщенный цвет и блеск; на последнем этапе изделие покрывают защитным покрытием, которое защищает камень от всевозможных механических повреждений. По своей красоте майорский жемчуг практически идентичен природному оригиналу, а по своим физическим качествам имеет перед ним ряд преимуществ: износостойкость, идеальные формы, меньший вес, богатая цветовая гамма. (Мальорка, Майорка – один из Балеарских островов, расположенных в Средиземном море, принадлежит Испании)

Shell Pearl (дословный перевод «жемчужная раковина») – этот имитационный жемчуг был изобретен в ХХ веке в Америке как аналог южно-морского жемчуга. Он быстро завоевал лидерские позиции на мировом рынке, успешно соперничая с жемчугом «Майорика». Внешне Шeлл Пepл неотличим от натурального, разве что своей совершенной формой. Не случайно, именно его, а не «Майорику», используют в украшениях от «Шанель». У Shell Pearl интересная технология изготовления, основанная на применении гигантских морских раковин тридакн. В длину тридакны способны достигать двух метров, возможно, поэтому они и стали основой для американского способа имитации жемчуга. Специальными каменными резаками раковина дробится на мелкие части, которые полируются до тех пор, пока не приобретут идеально ровную форму и поверхность. В результате получаются шарики из прессованного перламутра. На готовую бусину наносят несколько слоев жемчужиной эссенции, а затем покрывают густым раствором лака или эмали, которые придают жемчугу опалесцирующий эффект и блеск. Такая технология приближает Shell Pearl к натуральному жемчугу, ведь в его производстве практически не используется ничего искусственного, все ингредиенты сделаны на основе природного перламутра. Shell Pearl такой же тяжелый, как и натуральный жемчуг, устойчив к косметическим средствам, парфюму и прочим химическим воздействиям, не нужен особый уход, с разнообразной цветовой гаммой. Это любимый жемчуг бывшей первой леди США, Мишель Обамы. Демократичный вариант.

Swarovski – безупречная имитация жемчуга от производителя с мировым именем. Жемчуг Сваровски – это хрустальная бусина, покрытая инновационным покрытием от Сваровски, которое более устойчиво ко многим внешним воздействиям: пот, ультрафиолетовые лучи, духи, царапины и вода. Благодаря хрустальной основе жемчужная бусина Сваровски тяжелее бусины из обычного стекла, что максимально приближает ее к натуральному жемчугу. Жемчужные бусины Сваровски приятны на вид и на ощупь, они будто светятся изнутри.

Хлопковый жемчуг – подделка натурального камня, которая была придумана в Японии. Жемчуг выглядит очень красиво, имеет большое сходство с натуральными украшениями и значительно меньшую стоимость. В настоящее время хлопковый жемчуг делают не только в Японии, но и в Китае, Южной Корее, Тайланде. Качество бусин определяется составом красящего вещества, которое наносится на вату, и может варьировать в зависимости от производителя. На сегодняшний день хлопковый жемчуг – номер один в Японии, где, собственно, и придумали особую технологию его производства. Технология производства заключается в следующем: берут хлопок, прессуют его и формируют небольшую бусину. Далее получившийся шарик пропитывают натуральной жемчужной эссенцией, благодаря чему бусина уплотняется ещё больше и отвердевает. При этом, оттенок хлопкового жемчуга может быть самым разнообразным: от нежных, пастельных цветов до насыщенных, глубоких окрасов. Форма камней тоже не ограничивается шаром. Изготавливают бусины в виде капли, овала, причудливых форм. В результате интересных экспериментов японцы получили невероятно легкий, изысканный, утонченный и переливающийся естественными цветами жемчуг, который до сих пор считается эталоном имитации. Шершавая поверхность хлопковых жемчужных бусин делает их похожими на старинные украшения в винтажном стиле. Преимущество хлопкового жемчуга: воздушность, с помощью таких лёгких жемчужин можно создавать массивные украшения, в несколько слоёв. Но требует определённых условий ухода и хранения: нельзя мочить, избегать попадания на бусины химсредств, хранить в отдельном контейнере.

Souffle Pearls (жемчуг суфле) – это полые жемчужины неправильной формы. Вкусное название жемчугу придумал Джэк Линч, признанный эксперт в данной области. Подобное сравнение очень точно отражает суть технологии его получения. В переводе с французского souffl; значит «надувать», «накачивать». В данном случае предметом «надувания» является жемчужный мешочек устрицы после удаления из него сформированной жемчужины. Внутрь мешочка помещают сухой землистый материал, который, постепенно набухая от влаги, растягивает его. Устрица продолжает откладывать перламутр вокруг нового ядра, и таким образом выращивают жемчужины внушительных размеров, качество и цена которых зависит от толщины перламутрового слоя.


И в шутку и всерьёз. Интенсивный рост побегов. Жемчуг винограда

     Жемчужные железы – это небольшие прозрачные шарики (реже волоски высотой около 2 мм) на побегах, гроздях и листьях винограда. Они появляются весной в период сильного роста. Их образованию способствует большая влажность воздуха и обилие воды в тканях. При дальнейшем росте побегов винограда они исчезают, какого-либо значения жемчужные железки не имеют.
     К Жемчужному Царству прибыло! Виноград поделился и своими жемчугами! Данные жемчужные железы возникают при очень интенсивном росте зелёных побегов... И что-то общее есть между жемчужинами в раковине и жемчужными виноградными шариками... Возникают при стрессовых ситуациях от внешней среды... Творческие жемчужины тоже больше при стрессе рождаются. Такая вот сублимация, защитный внутренний механизм. Мы живём в таком обществе, где постоянно встречаются внешние раздражители, вызывающие внутреннее напряжение. Единственный вариант не поддаться разрушительному воздействию, переводить «плохую» энергию. Это приводит к положительным переменам...

     У одного царя была жемчужина необыкновенной красоты. Но вот однажды, любуясь своей жемчужиной, закралось в его душу сомнение — а не фальшивая ли она? Тогда позвал он мудреца и спросил, может ли он определить натуральность жемчужины.  «О, великий царь — сказал мудрец, — есть способ…. Нужно бросить жемчужину в горячий уксус: если она растворится, значит она была настоящей, но хочешь ли ты узнать правду таким способом?» Искусство отражает колорит эпохи, в которой существует, помогает нам  осмыслить современную жизнь: жемчуг – болезненное отклонение от естества, которое присуще живому организму не больше, чем камень в печени присущ человеку. Для того чтобы внутри  образовалась жемчужина, необходима целая цепь случайностей...



__________________________
Сергей Галанин. Об авторе. https://expojeweller.ru/articles/authors/sergey-galanin/
Драгоценные камни: свойства и обработка : учебное пособие / С. И. Галанин. – Кострома : Изд-во Костром. гос. технол. ун-та, 2010. – 195 с. https://studfile.net/preview/9185273/page:27/
Анна-Мария Кёр. Жемчуг в прозе и поэзии. https://proza.ru/2023/03/05/1136


Рецензии