Белорус и закон

Имущественные преступления.

Отношение к кражам у народа и закона Беларуси (законы у нас пишет и, что ещё более важно, применяет на практике народ, поэтому в дальнейшем по умолчанию будем употреблять одно из этих слов, подразумевая оба) - радикально двойственное.

Если дело касается личного имущества - это грех страшный. Украли корову у кого-то по молодости и дурости - и будут вам до смерти припоминать, хотя уже и отсидели вы за это положенное от звонка до звонка, а могут пожалуй ещё и на могильном камне написать.

Любой селянин, разбуди среди ночи - сразу перечислит всех, кто ему долг не вернул, причём суммы тоже без запинки назовёт. Тоже типа обворованный. Да и найденный на улице кошелёк или мобильник поднимать не стоит - минимум условный срок за это положен.

Был в деревне случай - пили вместе четыре трассовых жрицы любви, одна уснула, остальные продолжили. На деньги уснувшей. Далее - суд, естественно, она говорит - из сумочки вытащили, они - сама уронила, подобрали. Без разницы, самой младшей - условный срок (колхоз на поруки взял), двоим - реальный. Самое смешное, что сумму к возмещению им в приговор со слов потерпевшей вписали. Вся деревня охреневала - ну не могло в том кошельке 700 евро быть...

А вот украсть у государства (организации, хозяина-работодателя) - это доблесть, это такой белорусский национальный спорт, причём красивый, типа фигурного катания или художественной гимнастики.

Лёжа в Дубровенской районной больнице я диву давался с разговоров соседей по палате. Основная тема всю неделю - кто, где, когда, сколько и, главное, как стырил с рабочего места. Особо хитрые схемы хищения вызывали всеобщий восторг с пожатием рук герою-изобретателю.

Это - народный обычай, никто даже не борется. Помню свой шок, когда председатель велел мне в бытность мою кладовщиком передать одному механизатору, чтобы знал меру и больше 5 литров соляры в день не сливал (я ему всего 15 литров выдавал). Ну кто сильно борзеет - оштрафуют, как сына наших соседей, который накопил 170 литров дома, причём не с полевых работ, с развоза доярок.

В завершение - самый красочный пример белорусского двоезакония. Всё из той же практики кладовщичества. Иногда мне присылали для всяких работ рабочих из Редек, и всякий раз пугали: вот если приедут Муравьи (это братья такие из деревни Шеки, легендарные личности) - смотри-не смотри, стырят всё, что захотят и сколько унесут, это закон, по другому не бывает. Бог меня миловал - ни разу не увидел богатырей этих на своём складе. А потом как гром среди ясного неба - Муравьёв посадили! Оказывается, курицу у бабки какой-то в Шуховцах спёрли...

Преступления против личности.

И тут двойные стандарты, есть простые люди и должностные лица, то есть не совсем люди, а то и совсем не люди.

Личность простого человека - как хрустальный сосуд. Я уже говорил, что даже сутенёров у нас нет - это тяжкая статья УК Торговля людьми. Опять же из практики кладовщика - меня сразу предупредили, памятуя моё российское прошлое, чтоб не вздумал никого и пальцем тронуть - сразу лет на 10 без УДО и амнистий закроют.

А примерно в то же время пьяный тракторист на колхозном тракторе штурмовал дом председателя, угрожая тому убийством. Ну понятно - пошутил малец, с кем не бывает. Год назад сын наших соседей душил в Редьках бригадиршу МТФ на глазах у всего коллектива - она ему замечание сделала, что на работу в жопу пьяный припёрся. Добротно так душил - вся шея в кровоподтёках.

Тут правда милицию вызвали, увезли, но быстро выпустили, с бригадирши побои не снимали - а смысл? Он же колхозник, кто ж его посадит? В милиции его поучили немного уму-разуму, но без видимых следов, так он мамочке долго и слёзно жалился потом на злых ментов и нехорошую бригадиршу.

Ну на участкового кидалась с ножом пьяная девица, таких случаев по округе немеряно. Хорошо что не с топором. У нас в округе часто ментов калечат, им ведь на селе оружие не положено. Он злобу затаил, понятное дело. Так сильно затаил, что это ей как раз единственной из трёх подруг в предыдущем рассказе условный срок дали. И села она уже потом, когда у бабульки одной из кошелька деньги вытащила.

Бывают ещё семейные разборки, вот например в нашей деревне лет пять назад дочь мамашу топором зарубила - стакан не поделили. Приехала ещё одна дочь и говорит следователю - не мать то и была, а у сестры моей - дети... Условно дали.

Убийств посторонних людей, не членов семьи в смысле, у нас слава Богу очень мало, на весь район один раз в два года примерно, это статья расстрельная. А вот угроза убийством недавно в деревне случилась. Тот, который в своё время председателев дом штурмовал, уже теперь не будучи колхозником, по пьяни пальнул в пол из ружья при совместном возбухании со своей гражданской женой и её братом (все трое нигде не работают). Ну и чем-то там этому самому брату погрозил на словах. И хотя потом они помирились, и на суд вместе с тем братом чуть не в обнимку поехали - год и месяц мужику дали, не условно.

22 - 23. 04. 2016


Рецензии