Память Отрара

   Исторический экскурс в прошлое, вызвавший немало шума в нашем городе в конце 90-х. Американцы начали выпускать у нас новую марку сигарет под названием "Шынгысхан". Вроде бы понятный маркетинговый ход, но в сопроводительной рекламе, в частности на чёрных полиэтиленовых пакетах, продававшихся в Шымкенте, они написали, что эти сигареты посвящаются гордым потомкам славной империи. Меня это откровенно "зацепило", и так родилось это эссе...

… Вблизи полноводной Сырдарьи стоял Отрар – цветущий город, окруженный раскидистыми садами и густыми виноградниками. Неподалеку паслись стада тучных овец, верблюдов, лошадей. Через эти края проходили торговые пути, шумели здесь базары и лавки ремесленников, игрались свадьбы, проводились веселые праздники. Входил Отрар в состав государства хорезмшахов. Когда на город налетели беспощадные орды Чингизхана, отрарцы без страха встали на защиту родной земли. Шах Махаммад собрал основные силы в Хорезме, лишил Отрар поддержки. Но оставшись один на один с врагом, горожане не дрогнули. Хоким  Инальчик – опытный и отважный градоначальник – настолько грамотно и умело организовал оборону, что стоявшему во главе части монгольской армии Удэгэю пришлось крепко почесать затылок. Ведь население заблаговременно подготовило запасы пищи, питьевой воды, кормов для скота на целый год. Все, включая стариков и женщин, решительно настроились на битву до последнего человека. Поскольку не было для них ничего важнее свободы.
И начался штурм! Наглые, не боящиеся ни Бога, ни черта монголы, опьяненные успехами прошлых сражений, натолкнулись на крепкий орешек – наш Отрар. После безрезультатных попыток взять город штурмом, враг перешел к осаде, в надежде на то, что он скоро ослабнет. Но руководимые Инальчиком защитники города бдительно и отважно оборонялись, предотвращая все усилия монголов проникнуть внутрь городских стен. Сам хоким, превозмогая усталость, постоянно был то на передовой, то в мастерских, то вел военные совещания, то осматривал лазареты. Глядя на него люди поднимались духом, весь город жил единой целью – выстоять, не сдаться. Давно уже пал Хорезм, и Чингизхан шлет гонцов к сыну Удэгэю с приказом покончить с Отраром и срочно идти к нему на соединение. И тут монголы использовали появившуюся червоточину в самом сердце города. Один из богачей, командовавший десятитысячным отрядом, вел тайные переговоры с врагом. Он боялся за свою жизнь, деньги и власть. В ответ на обещание иметь высокое положение в монгольской армии предатель открыл ворота. Безжалостные толпы варваров потопили Отрар в крови. Но еще месяц не сдавались защитники центральной крепости во главе с мужественным хокимом. Не давшись в руки врагам, погибла его верная жена, а самого Инальчика монголы смогли все-таки пленить. Когда его привезли к Чингизхану, тот предложил своему пленнику высокий пост в своем войске. Но гордый отец славного Отрара ответил лишь презрительным отказом. Привыкший унижать и смеяться над жертвой, Чингизхан был взбешен и распорядился выдать герою «дорогой подарок» - влить расплавленное серебро в уши. Но он не испытал своей дьявольской радости от этой казни. Ведь Инальчик умер без единого стона. Сила духа мужественного защитника нашей земли превзошла всесильную, казалось, волю жестокого хана.
Благодарные потомки помнят подвиг своих достойных предков. Сняты фильмы, написаны книги, открыт мемориальный комплекс. Из поколения в поколение передаются рассказы, легенды, поются песни во славу героизма наших праотцев. Но чьи же потомки додумались выпустить сигареты под названием «Шынгызхан»? Как могло прийти кому-то в голову снимать клипы, рекламирующие их, и называть нас потомками империи жесточайшего в истории завоевателя? Конечно, сделано это с легкой руки американской компании, но почему мы допустили такое грубейшее толкование нашей истории? И это в канун нового 1998 года, который объявлен Президентом страны Годом народного единства и национальной истории! Это все равно, что белорусы выпустили бы пиво «Адольф Гитлер», кампучийцы, скажем, приправу «Пол Пот и Иенг Сари», а итальянцы, к примеру, назвали бы марку новой машины «Муссолини». Благоразумным людям стыдно даже упоминать их как представителей собственной нации. Тем более никто не станет восславлять своих завоевателей. К тому же выпуск сигарет «Шынгызхан» на СП «Кабиско» явился еще одним ударом по активно пропагандируемой сейчас программе здорового образа жизни. И даже те, кто желает бросить курить, наверняка, отложат на потом свое решение, польщенный предложением попробовать «изысканный вкус из лучших сортов». А значит, здоровых людей у нас не прибавится.
Думаю, что власти и общественность должны отреагировать на это должным образом. Нельзя так запросто продавать свою память, традиции, нравственные устои в погоне за современным стилем жизни. Нам есть у кого учиться, ведь мы потомки славных отрарцев.

1998г.

    

http://ru.esosedi.org/KZ/YUZ/1000049023/gorodische_otrar/
 


Рецензии
К сожалению, история настолько переврана, и настолько отвратительно преподается по предписанной программе, что удивляться уже просто устала.
"Черное - белым, белое - черным..."
С уважением, Дина

Евдиния Юршина   23.10.2018 14:04     Заявить о нарушении
Я попытался показать здесь, что завоеватель - это полюбому чёрное, как бы не пытались его возвеличивать. А защитник своей земли - это белое.
Спасибо вам!

Шестаков Юрий Николаевич   23.10.2018 19:41   Заявить о нарушении
А я в целом ответила, что вся история, как у нас ее принято преподносить настолько переврана, что уже ничему не удивляешься, если хоть чуть - чуть наслышан.
А о том, что Вы хотели так сказать - я поняла, просто параллели сами собой же напрашиваются!)

Евдиния Юршина   24.10.2018 15:06   Заявить о нарушении
Каждому народу хочется опереться на что-то значительное,великое в своей истории. Вот и начинают своих возвеличивать, пусть даже они были негативными...

Шестаков Юрий Николаевич   24.10.2018 18:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.