О художественной форме. В помощь некоторым авторам

Здравствуйте. Попробую кратко и точно выразить некоторые поэтические премудрости, которые, на мой взгляд*,  могут помочь, как и начинающим поэтам, так и тем, кто просто испытывает определенные проблемы.
И так проблемы авторов могут возникнуть с Размером стихотворения, с ритмом Рифмой Спотыкачами, втычками, словесными каламбурами Эго 
Ну вот давайте поговорим об этих четырех проблемах.
По размеру
 В стихотворении размер может быть сложным, но он не должен меняться, если этого не требует содержание. Бывают, конечно, в принципе странные (= новые) формы, но каждый автор должен отдавать себе отчет в вопросе изменения размера. Изменение размера – это ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ МЕРА и, поверьте, у ВАС в этой мере потребности СКОРЕЕ ВСЕГО нет.
Названия размеров: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, пеон. Находим в интернете, читаем изучаем.
Также изучите дольник, тактовик, акцентный стих. Отдельно изучите верблибр.
По рифме
Сильные мира сего могут позволить себе все, что угодно. Но вам настоятельно рекомендую рифмовать одним манером, используя рифмы, которых вы меньше всего встречали у классиков (помните, поэзия развивается, и Пушкин, если бы жил в наше время, писал бы совершенно иначе). Хорошо рифмовать слова разных частей речи. Хорошо рифмовать слова, значения которых не состоят в очевидной связи друг с другом. И напротив, плохи рифмы между словами с очевидной смысловой связью – кровь-любовь, ты-цветы, ждешь-дождь и пр. Хотя в вопросе рифмы у вас в запасе всегда козырь – это содержание. Если уж вы решили написать плохое банальное стихотворение, кто ж этому помешает?
Примеры удачных неожиданных рифм, на мой взгляд:
Арбуз – о брус (не помню кто) ; разговора б – короб (Мандельштам); подленький – подлинника (Маяковский)
Примеры просто надежных рифм:
Хорошо – пришел; лови – любви; страницы – птица
Примеры богатых рифм:
Разговора – вора, пыл – был, дорога - порога
Примеры вычурных рифм:
Пространство – диван свой и прочая белиберда
Примеры сомнительных рифм:
хрустального - испытаниях, милостынью – пристанью и прочие рифмы одного моего стихотворения.
Примеры плохих избитых рифм:
Сна – весна; кровь – любовь – вновь и пр.
Примеры неудачных рифм:
Почти все глагольные пары, особенно: был-любил и еще некоторые
Примеры слабых рифм:
Жил – открыл, труды – судьбы, невесты – лестью
Примеры недопустимых рифм:
Пришел - ушел, малосольный – солью, был – забыл
Примеры не рифм:
Звезда – была, невесты – сады, «тут, как получилось» - "и там, как нарисовалось»
Разумеется, рифмы могут быть одновременно и избитыми и богатыми, и избитыми и не рифмами. Тут все не просто. Вам нужно уметь всегда сориентироваться и, вообще, быть в курсе того, что вы понаписали.
Старайтесь, чтобы рифмовка была или только перекрестной или только кольцевой или только смежной.
Если чего-то не поняли – интернет.
Спотыкачи, втычки, словесные каламбуры
- здесь поговорим о более серьезных проблемах.
Спотыкач -  вид насекомого, строящего себе укрепления в строчках автора. Вот оно:
Так костер, так к кому же, чтоб был, столп пыли ну и им подобные сочетания.
Спотыкачи бывают и сложными с бОльшим сочетанием согласных. Как-то я написал длинный стих и, находясь под его впечатлением, решил прочесть его другу:
«Над Мст…» - сразу же забуксовал я. Скрипя сердцем, пришлось исправлять и все равно мириться с неблагозвучием: «Надо Мстой-рекою…»
Втычки – паучки, плетущие паутинки  в местах, где нужные слова не укладываются в размер. Естественно они стих не красят. Слова вроде «уж», же», «весь» и прочие далеко не всегда являются необходимыми по содержанию, и уж поверьте, найдется читатель, который вас в этом упрекнет.
Словесные каламбуры – это, можно сказать, позвоночные паразиты, это слова или даже словосочетания, которых автор не писал. Сами… взяли да и появились да еще и со смыслом…
«Я уже не та» - пишет поэтесса. Какая разница та или не те, подумал Женя.
«Я люблЮ нашУ РоссИю» - Любить это хорошо, но обязательно ли носить?
«Отруби лихую голову» - Из стихотворения В. Инбер. Маяковский слушая упал со стула – «кому отрубили голову?» «Ах Уинбер!» - воскликнул он.
«Нас тьмы и тьмы» - Из Блока. Один поэт продолжил: «нас тьмы и тьмы и тьмы ть и мыть и мыть и мыть»
Эти существа, поверьте, ваши стихи красить не будут.
 
Эго
Для многих стихов этот зверь самый страшный. Как сказал один философ о другом философе: «его могу безгранично, его хочу ошибочно».
Во-первых, некоторые авторы просто в корне не понимают сути поэзии. Стих – это нечто естественное созданное искусственным образом, но никак не наоборот. Другими словами, жизненности, искренности, глубины вашему стихотворению отсутствие рифмы и ритма не придадут.
Хотя есть и вообще должны быть исключения, но как было не раз отмечено, не для вас.
Форма должна быть четкой  и хорошо прочувствованной вами – будь это верлибр или суровый четырехстопный ямб. Можно сказать и короче: форма должна быть.
Во-вторых, поэзия – это не выяснение отношений. Строки вроде «я тебя любила, а теперь не знаю…» к поэзии отношения не имеют.
Поэзия это и не выражение признательности к маме или к кому бы то ни было. Но если вы все же хотите посвятить стих маме, то это посвящение должно быть надежно обличено в художественную форму.
Вообще о последней некоторые авторы не имеют никакого представления.
В третьих, бывают случаи, когда талантливый автор хочет донести в стихотворении какую-то особую мысль. И все вроде бы хорошо пишется, но вот только она не доносится, не рифмуется из размера выбивается. И неимоверными усилиями, путем неудачной инверсии и (или) усатого спотыкача и (или) ломкой ритма и (или) игнорированием рифмы он ее все-таки впихивает в текст. Уф. Молодец. Теперь все в топку.
Что нужно делать в таком случае. Оценить весь стих без нее, может она просто лишняя? Задуматься над нею. Может она вообще плоская и только с виду показалась оригинальной? Если все-таки идея сильна, но передача ее трудна, то просто постарайтесь наконец поработать как следует. Посидите над стихом до седых волос. Это поможет.   *специально добавил выражение "на мой взгляд", чтоб вы не подумали, что я выражаю чей-то чужой взгляд)))


Рецензии